К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Анатомия страсти» 20 лет спустя: как менялись культовые сериалы о женщинах из 2000-х

Кадр из сериала «Анатомия страсти»
Кадр из сериала «Анатомия страсти»
В октябре на телеканале ABC выйдет уже 22-й сезон сериала «Анатомия страсти». Спустя 20 лет его первые эпизоды смотрятся иначе, да и создатели проекта признают, что некоторые сюжетные линии сегодня кажутся неэтичными. Этот и другие сериалы-долгожители, например, «Секс в большом городе» и «Зачарованные», позволяют проследить, как вместе с женской повесткой менялись героини на экранах. Forbes Woman рассказывает, как «состарились» эти проекты и какими получились их современные переосмысления

Расширение прав и возможностей женщин в «Анатомии страсти»

Медицинский процедурал «Анатомия страсти» — детище шоураннера Шонды Раймс, которая до карьеры на телевидении работала в нескольких психиатрических клиниках и поэтому хотела добиться правдоподобного изображения будней врачей на экране. Сериал, с 2005 года выходящий на телеканале ABC, стал настоящий сенсацией по нескольким причинам. 

Во-первых, «Анатомия страсти» представила женщин-профессионалов в главных ролях и тем самым положила конец сексизму медицинских драм, где лидирующие позиции до этого занимали мужчины. Дебби Аллен, которая с 12-го сезона (2015 год) играет авторитетного хирурга Кэтрин Эйвери и совмещает роль с задачами исполнительного продюсера, отмечала прогрессивность сериала: «Это благоприятная среда для расширения прав и возможностей женщин, потому что здесь изображены женщины, которые занимают руководящие должности и несут ответственность».

Во-вторых, центральные роли в «Анатомии страсти» достались не только белым актерам. Например, на протяжении десяти сезонов актриса южнокорейского происхождения Сандра О воплощала на экране безжалостного и бескомпромиссного кардиохирурга Кристину Янг, которая предпочла карьеру семейной жизни. Эта на первый взгляд бесчувственная героиня была надежной поддержкой и опорой хирурга Мередит Грей. Когда подруга вышла замуж за ее начальника, нейрохирурга Дерека Шепарда, и начала утопать в семейной жизни, Кристина напомнила ей о призвании: «Не позволяй его желаниям затмевать твои потребности. Он очень мечтательный, но он не солнце, в отличие от тебя». 

 
Кадр из сериала «Анатомия страсти»

Революционность «Анатомии страсти» заключалась и в том, что он затронул темы харрасмента и сексизма в медицинской сфере. При этом «Анатомия страсти» романтизировала отношения между боссом и подчиненной. Сценаристка сериала Криста Вернофф признала, что главная романтическая сюжетная линия сериала сегодня была бы другой. «Если посмотреть, например, на отношения Мередит Грей и Дерека Шепарда через призму Time's Up (НКО, поддерживающая жертв харассмента. — Forbes Woman) и #MeToo, он был ее начальником, она была стажером, и она все время говорила: «Нет, отойди от меня», а он продолжал ее преследовать, и это, вероятно, не та история, которую мы бы рассказали в сегодняшнем шоу, и это прекрасное отражение перемен», — рассуждает она. 

Несмотря на то, что некоторые героини в «Анатомии страсти» разделяли сестринскую солидарность, сериал транслировал и внутреннюю мизогинию. Так, Кристина вечно цеплялась к хирургу-ординатору Иззи Стивенс из-за того, что та в прошлом работала моделью — в больнице считали, что это признак легкомысленности. Линия, отведенная профессиональному соперничеству Кристины и Иззи, отражала и другой стереотип: женщина женщине — враг. 

 

За 21 сезон женские персонажи «Анатомии страсти» прошли серьезную трансформацию от одержимых романтическими переживаниями героинь до ответственных профессионалов. Примером целеустремленности и здорового эгоизма стала, например, врач-ординатор общей хирургии Миранда Бейли (Чандра Уилсон), которая на глазах зрителей доросла до должности главы отделения. Она развелась с мужем, который не поддерживал ее в карьере, гордилась своим многолетним опытом и с самого начала знала, что однажды станет руководителем. И если Кристину Янг сегодня критикуют за нетерпимость к более слабым и эмоциональным женщинам, то самоотверженная Бейли однозначно проходит проверку временем и продолжает следовать своим принципам в последних сезонах «Анатомии страсти». 

Сила «Зачарованных» вчера и сегодня

«Зачарованные» начали выходить в конце 1990-х — в так называемую «эпоху суперженщин» на телевидении. Конкуренцию сериалу о трех сестрах, открывающих в себе магические силы и сражающихся с демонами, в то время составляли тематически близкие шоу «Баффи — истребительница вампиров» и «Сабрина — маленькая ведьма». Однако среди них именно «Зачарованные» стали самым модным популяризатором феминистских идеалов («Зена — королева воинов» все-таки была далека от проблем современных женщин в большом городе). 

Сериал о трех ведьмах не только красиво «продавал» идею сестринской солидарности, но также показывал сложных героинь, близких женской аудитории. Прю (Шеннен Доэрти), Пайпер (Холли Мари Комбс) и Фиби (Алисса Милано) постоянно сталкивались с житейскими проблемами: теряли работу, разочаровывались в бойфрендах, переживали трудности материнства. Дар «замораживания» не гарантировал Пайпер то, что ее ресторанный бизнес однажды не окажется под угрозой. Прю, которая могла находиться в двух местах одновременно, так и не нашла в себе силы простить отца за то, что тот бросил семью. В четвертом сезоне ясновидящая Фиби забеременела, но потеряла ребенка, а после погрузилась в депрессию и зациклилась на новорожденном сыне Пайпер, так и не справившись с горем. 

 
Кадр из сериала «Зачарованные»

Несмотря на то, что «Зачарованные» были достаточно прогрессивными для своего времени, они не были лишены патриархальных стереотипов. Например, сегодня сериал критикуют за слишком откровенные наряды, объективирующие героинь. Отношения Фиби с демоном Коулом и вовсе рассматриваются как яркий пример созависимости: героиня подстраивалась под партнера, улавливая малейшие изменения в его поведении. Однако в финале она все же вышла из этих нездоровых отношений.  

Как бы там ни было, «Зачарованные» превозносили женскую силу, при этом не делая это в лоб и не перебарщивая. Последним как раз страдает перезапуск сериала (новые сезоны выходили с 2018-го по 2022 год на телеканале The CW). Сразу после премьеры он получил смешанные отзывы, но в большинстве рецензий был назван «пустым восхвалением сестринства». 

Создатели изо всех сил пытались следовать актуальной женской повестке. Уже в пилоте поднималась тема харрасмента в колледже и проводились параллели с движением #MeToo. Мать трех сестер, трагически погибшая в первом эпизоде, стала профессором гендерных исследований, а младшая из главных героинь рассказывала о культуре согласия любому, кого встречала на своем пути. Стремление новых «Зачарованных» идти в ногу со временем похвально, но бесконечное декламирование принципов вроде «нет — значит нет» превратило сериал в поверхностную историю о борьбе сестер-ведьм с патриархальными устоями. Кроме того, в отличие от своих предшественниц, о своей силе главные героини обновленного сериала узнали не самостоятельно, а от мужчины-наставника — и это напоминало чистой воды менсплейнинг.

Стереотипы «Секса в большом городе» и провал «И просто так» 

В конце 1990-х и начале 2000-х «Секс в большом городе» казался прогрессивным сериалом. Четыре состоявшиеся героини, Кэрри (Сара Джессика Паркер), Саманта (Ким Кэтролл), Шарлотта (Кристин Дэвис) и Миранда (Синтия Никсон), на протяжении шести сезонов исследовали границы собственной сексуальности и регулярно обсуждали подробности интимной жизни прямо за обедом. Подруги выглядели успешными и уверенными в себе женщинами нового времени. Они вдохновляли зрительниц прислушиваться к своим желаниям в постели и не бояться экспериментировать. Однако из сегодняшнего дня культовый сериал воспринимается неоднозначно: в сюжете о сильных и самодостаточных женщинах порой всплывают стереотипы. 

Отношение к «Сексу в большом городе» меняется в том числе благодаря поколению зумеров, которые считают Кэрри Брэдшоу стереотипной pick-me girl (девушка, которая ищет одобрения мужчин) и плохой подругой. Саманту Джонс, самую раскрепощенную из четырех подруг, критикуют за хищническое и даже аморальное поведения — достаточно вспомнить эпизод, в котором она схватила массажиста за гениталии, потому что слышала, что он сексуально удовлетворяет «избранных» клиенток. В других эпизодах героиня унижает вовлеченных в проституцию трансженщин (международное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено), стоящих под окном ее квартиры, и пререкается с сестрой бойфренда-афроамериканца, используя расистскую лексику. Среди других недостатков «Секса в большом городе» зумеры часто отмечают стереотипизацию интимных отношений (героини в шутку, но все равно стыдят друг друга за разные секс-практики) и отсутствие взаимоуважения между подругами (Шарлотта стыдит Миранду за решение сделать аборт). 

 

Глобальная проблема «Секса в большом городе» заключается в зацикленности героинь на романтических отношениях, ради которых они жертвуют своими личными амбициями и комфортом. Миранда выбирает быть вместе с инфантильным Стивом, для которого она слишком независимая, слишком целеустремленная, слишком сильная. Шарлотта оставляет карьеру в галерее, чтобы полностью посвятить себя браку, хотя она действительно любила эту работу и чувствовала себя настоящим профессионалом. Кэрри же на протяжении шести сезонов страдает по мистеру Бигу, эмоциональная зависимость от которого не позволяет ей увидеть пренебрежение ее границами и манипуляции. Она возвращается к нему снова и снова, несмотря на то, что он неоднократно делал ей больно, и даже после переезда в Париж к художнику Александру Петровскому в итоге остается с Бигом. 

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Задачу провести работу над ошибками и сделать истории четырех подруг из Нью-Йорка более прогрессивными взял на себя сериал «И просто так» (2021–2025 годы) — нашумевшее продолжение «Секса в большом городе». В проекте, просуществовавшем всего три сезона, Кэрри, Миранда и Шарлотта (Саманта в шоу отсутствует), которым уже за 50, исследуют собственные отношения с возрастом, адаптируются к новым социальным нормам и по-прежнему занимаются сексом. 

Создатели «И просто так» пытались вписать его в современную женскую повестку, но сделали это очень примитивно. Так, подруга Шарлотты Лиза — талантливая документалистка, филантроп, светская львица и «крутая мама» — разговаривает шаблонными фразами вроде «взрослая женщина сама может обеспечить себя». Кэрри, которая раньше вела откровенную и для своего времени смелую колонку о сексе, растеряла всю свою раскованность и теперь не может произнести слово «вагина» на собственном подкасте. Миранда, страдающая алкоголизмом, выглядит подчеркнуто жалко. Создатели сериала вроде бы хотят показать, что одни женщины в зрелом возрасте становятся воплощением успеха, а другие никак не могут привыкнуть к новым реалиям, но попытки предоставить слово и тем, и другим выглядят неловко. 

Негативную реакцию фанатов «Секса в большом городе» вызвала демонизация возраста: сериал преподносит жизнь героинь зрелого возраста крайне пессимистично. Тело Кэрри, в первом сезоне переживающей смерть возлюбленного, буквально рассыпается; в насыщенные будни лучших подруг постоянно просачиваются мысли о бренности бытия, а похороны знакомых становятся главным поводом «выбраться в свет». Удивительно, насколько представление «И просто так» о жизни женщин 50+ расходится с отношением к возрасту писательницы Кэндес Бушнелл, по книге которой был снят «Секс в большом городе». В своей колонке для The Cut 66-летняя писательница призналась, что она все еще встречается с мужчинами, потому что ей это нравится, хотя и в статусе сингл ей комфортно. Именно искры жизни и жажды приключений так отчаянно не хватает «И просто так», жанр которого — вообще-то комедия. 

 

«Секс в большом городе», «Зачарованные» и «Анатомия страсти» в свое время внесли большой вклад в эволюцию женских персонажей в сериалах. Некоторые сюжеты и темы этих культовых шоу устарели, поэтому их продолжения и перезапуски стремились стать актуальными высказываниями о жизни современных женщин. Если «Анатомия страсти» просто усовершенствовала карьерные линии героинь и постаралась отсечь мизогинию, то новые «Зачарованные» погнались за феминистской повесткой, а «И просто так» напрочь забыл о ценном умении нью-йоркских подруг находить утешение в юморе, когда тяжело и больно. Но тот факт, что сегодня первые сезоны культовых сериалов невозможно смотреть, не обращая внимания на устаревшие сюжетные ходы и клише, говорит прежде всего о том, как изменилось общество.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+