К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Школа для мужей»: зачем в Африке учат мужчин быть хорошими партнерами в семье

Worshippers listen to Imam Ibrahima Diane, advocate for an end to gender-based violence and practices like female genital mutilation, deliver his sermon at the Great Mosque of Nietty Mbar in Thiaroye, a suburb of Dakar, Senegal, Friday, July 4, 2025 (Фото Sylvain Cherkaoui / AP Photo)
Worshippers listen to Imam Ibrahima Diane, advocate for an end to gender-based violence and practices like female genital mutilation, deliver his sermon at the Great Mosque of Nietty Mbar in Thiaroye, a suburb of Dakar, Senegal, Friday, July 4, 2025 (Фото Sylvain Cherkaoui / AP Photo)
В Сенегале и других африканских странах мужчины ходят в «школы для мужей». Там их учат тому, что долго считалось исключительно женскими обязанностями: выполнять бытовые задачи, заботиться о детях, участвовать в жизни семьи. Несколько сотен выпускников уже изменили привычный уклад в традиционных общинах. Forbes Woman рассказывает, как работает этот проект, что он дает женщинам и почему в обществе возник запрос на него

Заведения для воспитания «идеальных жен» существовали в самых разных культурах. В странах Африки, например, долгие годы действовали специальные женские миссионерские школы, где девушек готовили к роли супруги: учили вести хозяйство, рукодельничать, готовить. В Нигерии и Эфиопии подобные учебные заведения работали до конца XX века, а в ряде сельских регионов встречаются и сегодня. Но вектор постепенно смещается. В Сенегале появились «школы для мужей», где мужчин учат уважать партнерш и брать на себя хлопоты по дому, рассказывают о женском здоровье и важности контрацепции.

Telegram-канал Forbes Woman
Про женщин, которые меняют мир
Подписаться

Как работает «школа для мужей»

В странах Западной Африки по-прежнему сильны патриархальные традиции. Решающее слово в семейных вопросах остается за мужчинами: именно они определяют, получит ли жена доступ к медицинской помощи или к услугам по планированию семьи. По словам медицинского консультанта Аиды Диуф, многие мужья запрещают своим женам посещать мужчин-гинекологов. В результате женщины оказываются в уязвимом положении: ограниченные в правах и доступе к здравоохранению, они сами начинают воспринимать разговор о собственном теле как постыдную и запретную тему.

Для изменения ситуации в Дакаре, столице Сенегала, в 2011 году открылись «школы для мужей». Их цель — бороться с гендерными стереотипами и формировать практику «позитивной мужественности». Здесь мужчинам объясняют, почему важно помогать жене в быту, какие риски несут домашние роды, почему необходимо защищать права девочек, каковы последствия «женского обрезания» и распространения ВИЧ. 

 

Занятия ведут не только врачи и психологи, но и те, чей авторитет в патриархальном обществе действительно может повлиять на взгляды других, — сельские старейшины, уважаемые мужчины из общины, имамы, которые оказались готовы встроить идеи «позитивной мужественности» в привычный религиозный и культурный контекст. «Мужчина, который не помогает своей жене и детям, не является хорошим мусульманином», — цитирует Associated Press имама Ибрагима Диане. Исследование 2023 года, проведенное в Нигерии и Гане (также странах Западной Африки), показало, что религиозные лидеры часто способствуют вовлечению мужчин в планирование семьи и заботу о репродуктивном здоровье женщин. Другое исследование, проведенное в 2020 году в Демократической республике Конго, продемонстрировало эффективность программ, которые привлекали к борьбе с насилием в отношении девочек и женщин религиозных лидеров.

По данным Фонда ООН в области народонаселения, осведомленность мужчин в вопросах равенства и женского здоровья напрямую влияет на доступность для женщин репродуктивных услуг, квалифицированной помощи при родах, планирования семьи. Министерство по гендерным вопросам Сенегала сообщает, что благодаря «школам для мужей» в стране снизилось количество принудительных браков.

 

Мужчины, прошедшие обучение, делятся знаниями с друзьями и родственниками, тем самым способствуя постепенной трансформации общественных норм. «Когда жена моего сына была беременна, я посоветовал отвезти ее в больницу. Сначала он сомневался и переживал о стоимости, но когда я объяснил, насколько это безопаснее для нее и для ребенка, он согласился», — приводит Associated Press слова 60-летнего Хабиба Диалло. Женщины тоже отмечают перемены: «Мой муж раньше почти ничего не делал по дому и только рявкал в ответ. Теперь он готовит и помогает с повседневными задачами», — делится жительница Сенегала.

Сегодня в стране более 20 таких школ, обучение прошли уже свыше 300 мужчин. Аналогичные инициативы реализуются и в других странах Западной Африки — Нигере, Того и Буркина-Фасо.  

Почему именно в Сенегале

В 2020 году Африканский союз объявил «Десятилетие африканских женщин по финансовой и экономической интеграции», призвав страны создать условия, при которых каждая женщина на континенте сможет работать, получать справедливую зарплату и полноценно участвовать в экономике. В том же году Африканский центр экономической трансформации представил Индекс интеграции африканских женщин, оценивающий их положение в 42 странах; Сенегал набрал около 60 баллов из 100. По данным Всемирного банка, в 2023 году на каждые 100 000 живорождений фиксировали 237 смертей женщин в родах — этот показатель ниже, чем в среднем по Западной Африке, но выше, чем, например, в Европе и Центральной Азии (11).

 

При этом, как  показало годичное этнографическое исследование, проведенное в Дакаре в 2018 году, общество оказалось готово к разговору об участии мужчин в заботе о здоровье женщин. Одним из факторов социального статуса мужчин в стране является здоровье всех членов семьи. Также местные традиции предполагают, что вокруг беременной женщины формируется группа поддержки из числа ближайших родственников. Мужчины обычно играют роль посредников между женой и медицинскими организациями. Парадоксально, но отчасти это происходит как раз из-за гендерного неравенства: уровень образования женщин в стране ниже, и если жена неграмотна или не знает французского (официальный язык Сенегала, которым владеют всего 37% населения), именно муж будет читать ей брошюру по подготовке к родам — такие брошюры выдаются беременным в клиниках.

В то же время сохраняются культурные барьеры для проявления заботы: мужчина может подвергнуться критике как «недостаточно мужественный». Как пишут авторы исследования, несколько респондентов признались, что хотели бы посещать дородовые консультации, но почти никто этого так и не сделал. «Без обид, но я не тубаб», — заявил один из опрошенных мужчин, отец пятерых детей, чья жена ждет шестого. «Тубаб» — распространенное в Западной Африке обозначение белых европейцев.

Когда равенство становится коллективным выбором

Программа сенегальских «школ для мужей» не уникальна. Например, в Великобритании все то же самое преподается в рамках курса RSHE (relationships, sex and health education — «отношения, секс и медицинское образование»), который проходят в средней школе. Ученикам рассказывают не только о физиологии и безопасности, но и о равноправии, уважении и способах противостоять мизогинии. По сути, это попытка на раннем этапе взросления сформировать культуру отношений и задать социальные нормы, чтобы в будущем не пришлось «перевоспитывать» взрослых мужчин. В России аналогичную функцию призвано выполнять «семьеведение», которое с 2023 года постепенно вводится в школах, однако акцент в нем делается на подготовке подростков к браку и рождению детей. Для взрослых написаны курсы осознанного родительства «Азбуки счастливой семьи», где затрагиваются более современные темы — от теории привязанности до последствий насилия. 

«Сама идея перевоспитания взрослого человека достаточно утопична. Изменить мировоззрение и вместе с тем поведение взрослой и сформированной личности можно либо посредством насилия и разрушения этой самой личности, либо через совершенно противоположный путь — вдохновляющим примером и благоприятной средой», — рассуждает психотерапевт Арина Головкова. По словам эксперта, для второго варианта нужны определенные условия, в которых человек сможет обрести внутреннюю мотивацию поступать иначе, по-новому. А внутренняя мотивация в свою очередь должна крепко стоять на внутренних ценностях и приоритетах. Тем не менее Головкова считает, что формат «школы для мужей» может быть более комфортным, чем поход к психотерапевту, в том числе для решения проблем, возникших в браке.

Ключевым остается подход: как именно в «школах для мужей» или аналогичных проектах формируют «позитивную мужественность» и навыки равноправного взаимодействия. «Если такие школы в Сенегале дают возможность осознать существующие модели поведения, получить новый опыт среди поддерживающих мужчин и без давления принять решение о том, стоит ли следовать этому пути, — это может стать действительно оздоравливающей инициативой для общества», — рассуждает Головкова. Однако тот факт, что часть обучения строится на религиозных принципах, может означать, что здесь все же присутствует элемент давления.

 

С другой стороны, важно, что в «школах мужей» мужчины оказываются в среде равных, где можно безопасно обсуждать личные и семейные вопросы. В одиночку мужчина рискует столкнуться с осуждением и ярлыками (то самое нелестное сравнение с европейцами), тогда как коллективное действие снижает социальное давление и делает новые модели поведения легитимными. 

Эксперимент, проведенный в 2018 году в Саудовской Аравии среди 500 женатых мужчин, показал, что 87% из них не возражают против того, чтобы женщины работали. Но при этом три четверти участников были уверены, что другие мужчины в их окружении думают иначе. Такая «социальная иллюзия» удерживает их от действий — ведь риск быть осужденным сообществом оказывается сильнее личных убеждений. Когда же исследователи сообщили части групп, что большинство мужчин на самом деле поддерживают занятость женщин, это заметно изменило поведение: уже через несколько месяцев жены некоторых участников начали ходить на собеседования и устраиваться на работу.

Для изменения традиций нужна коллективная поддержка, и именно поэтому такие инициативы, как «школы для мужей», важны — они создают пространство, где мужчины могут видеть и слышать друг друга, а значит, легче отказываться от патриархальных моделей поведения. «Если бы мужчины имели больше возможностей в безопасной и поддерживающей мужской среде исследовать свои ценности, желания и способности, учиться договариваться и делить обязанности в семье не по гендерным ролям, а по возможностям, а также решать конфликты, а не избегать их, — это помогло бы каждой паре чувствовать себя более счастливо, а семьям выдерживать кризисы и становиться крепче», — считает Арина Головкова.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+