Семейная терапия и предсмертные переживания: какие открытия сделали женщины-психологи

Мэри Уитон Калкинс: исследовала сны и память
В конце 1880-х Мэри Уитон Калкинс, окончив обучение в колледже, решила поступить в Гарвард. Официально ее принять в стены университета отказались, но Калкинс удалось добиться права посещать лекции по психологии наравне с мужчинами. Несмотря на то, что Калкинс выполнила все необходимые требования для докторской диссертации и была рекомендована кафедрой для защиты, Гарвард отказался присудить ей степень. Однако это не помешало ученой все же стать в 1905 году первой женщиной — президентом Американской психологической ассоциации.
Еще во время учебы Мэри Уитон начала работать преподавателем психологии в колледже Уэллсли, а в 1898 году стала профессором. В 1891 году Уитон основала при колледже одну из первых лабораторий экспериментальной психологии. Она изучала память и сновидения, в частности, полагала, что сюжеты сновидений не имеют смысла, так как сон — всего лишь своеобразное воспроизведение пережитого опыта человека, встреченных им людей и посещенных мест.
Изучая память, Калкинс создала использующийся сегодня в психологии метод «парных ассоциаций». В рамках одного из экспериментов испытуемый должен был сначала запомнить список случайно подобранных пар (цифр, слогов, картинок), а затем воспроизвести вторую часть каждой пары, увидев только первую. Калкинс заметила, что человек чаще дает правильные ответы, если между частями пары видит ассоциацию. Кроме того, в экспериментах с картинками изображения ярких цветов запоминались лучше.
Ее теория самопсихологии, в отличие от господствовавших в то время бихевиористских взглядов (фокус на внешнем наблюдаемом поведении), утверждала, что психология — это наука в первую очередь про познание самого себя.
Анна Фрейд: описала защитные механизмы психики человека
Анна, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, также стала влиятельным психологом, оказавшим большое влияние на психоанализ, психотерапию и детскую психологию.
В 1915 году она начала преподавать в начальной школе. Ежедневные наблюдения за детьми и привлекли ее к детской психологии. Хотя ее отец считал, что дети не могут подвергаться психоанализу, Анна не разделяла это мнение. Она считала, что через психоанализ можно понять эмоциональные и поведенческие проблемы детей, причем для этого можно не разговаривать с ними, а играть. Анна Фрейд утверждала, что способность ребенка играть основана на его раннем общении с матерью, когда в ходе игры со своим телом и телом матери он учится отличать себя от других, а затем и реальность от фантазии. Она рассматривала игры в детском психоанализе как аналогию изучения снов в психоанализе взрослых. Эти идеи она в 1927 году изложила в книге «Введение в детский психоанализ».
В 1947 году уже в Лондоне, куда Фрейд уехала после аншлюса Австрии во время Второй мировой войны, она основала курсы детской терапии и клинику психологической помощи для детей — сегодня она продолжает работу под названием Центр Анны Фрейд. В своей практике Анна Фрейд тесно сотрудничала с родителями и считала, что психоанализ должен оказывать воспитательное воздействие на ребенка. Она помогала детям осознать, почему они думают, чувствуют и ведут себя именно так, а не иначе.
Кроме того, психолог развила идею Зигмунда Фрейда о механизмах, которые помогают человеку защитить себя от тревоги. Анна Фрейд показала, что основной способ психики защищаться — вытеснение, которое позволяет вычеркнуть из сознания нежелательные и травмирующие переживания.
Маргарет Флой Уошберн: создательница моторной теории познания
Годы, в которые Маргарет начинала свою карьеру, пришлись на период, когда университеты еще отказывались выдавать женщинам дипломы о высшем образовании. Однако девушке удалось сломать эту систему и стать первой женщиной с докторской степенью по психологии в США.
В 1908 году психолог опубликовала свою известную работу «Разум животных», в которой описала сходства и различия в поведении и когнитивных способностях различных видов. Эта работа стала первой книгой, основанной на экспериментальных исследованиях в области познания у животных. «Разум животных» после нескольких дополнений стал популярным учебником на курсах сравнительной психологии (изучает закономерности в происхождении и развитии психики животных и человека) в учебных заведениях.
Уошберн также разработала моторную теорию сознания и описала ее в книге «Движение и ментальные образы». Психолог одной из первых стала утверждать, что сознание человека непрерывно связано с двигательной активностью. Эмоции, которые возникают в критических для организма ситуациях, тоже связаны с движениями: например, во время бега или боя.
Маргарет Уошберн стала второй ученой, удостоенной звания члена Национальной академии наук США в 1931 году.
Вирджиния Сатир: развивала семейную терапию
Психолог Вирджиния Сатир одной из первых осознала, что проблемы одного человека распространяются на его близких и вместе с этим часто произрастают из семьи.
В 1948 году Вирджиния, ранее работавшая учительницей и социальным работником, защитила диссертацию в Университете Чикаго, стала магистром психологии и начала вести частную практику. Через несколько лет ее пригласили на работу в Иллинойский психиатрический институт, где она работала с другими терапевтами, объясняя им, что во время терапии обращаться нужно не только к истории отдельного клиента, но и к истории всей его семьи.
Сатир подчеркивала важность самооценки в личностном развитии и динамике отношений, в том числе в семье. Она считала, что низкая самооценка часто является причиной конфликтов и психологических проблем. Психолог также разработала собственную модель личностных изменений. По мнению Сатир, цикл изменений состоит из пяти этапов: статус кво, сопротивление, хаос, интеграция и новый статус кво. Она показала, что человек обычно испытывает дискомфорт и сопротивление изменениям, но при верном подходе они могут привести к росту.
В 1959 году Вирджиния переехала в Калифорнию, где стала соосновательницей Института психиатрических исследований и вела тренинги для психологов, обучая их методам семейной терапии. В 1970 году Сатир основала Международную ресурсную сеть по изучению человека под названием Beautiful People, а в 1977 году — Avanta Network, которая работает по сей день под названием Virginia Satir Global Network и занимается помощью людям в создании гармоничных отношений. В первые годы своей работы Avanta Network, например, предлагала семьям выезжать на природу в специальные семейные лагеря, где можно было отдохнуть, получить помощь терапевта и научиться практикам для поддержания отношений.
Элизабет Кюблер-Росс: оказывала психологическую помощь умирающим
В детстве Элизабет Кюблер-Росс мечтала быть врачом, однако отец запретил девочке связывать свою жизнь с медициной. Кюблер-Росс решилась уйти из дома в 16 лет, стала волонтером в цюрихском госпитале в годы Второй мировой войны и в результате все же поступила в медицинскую школу. После учебы на медицинском факультете Цюрихского университета Элизабет вместе с мужем в 1958 году переехала в США, где прошла стажировку в больнице на Лонг-Айленде и начала специализироваться в психиатрии, став ординатором государственной больницы Манхэттена.
В 1965 году Кюблер-Росс стала преподавателем медицинской школы Чикагского университета и запустила небольшой проект о смерти, который в результате превратился в серию семинаров, на которых люди со смертельными диагнозами говорили о своих чувствах. В 1969 году Кюблер-Росс опубликовала книгу о смерти, в которой описала стадии, которые проходят умирающие пациенты: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Позже эта теория получила название «модель Кюблер-Росс».
После того как книга получила широкий отклик среди коллег и пациентов, Кюблер-Росс решила оставить преподавание и сосредоточиться на работе с неизлечимо больными людьми и их семьями. Ее работа помогла привлечь внимание общественности к теме смерти и тем самым добиться улучшения условий паллиативной помощи.
Модель Кюблер-Росс впоследствии критиковали — например, было показано, что стадий может быть не пять, что они могут следовать в другом порядке, из-за чего людям может казаться, что они горюют неправильно. Кроме того, тень на научную репутацию Кюблер-Росс бросила ее вера в загробную жизнь и сотрудничество с людьми, называвшими себя медиумами. Тем не менее важным наследием ее работы считается повсеместное открытие хосписов (например, только в США сегодня насчитывается более 2500 подобных учреждений), снятие табу с темы смерти и умирания, развитие психологической помощи людям с неизлечимыми заболеваниями. В 2007 году за свои заслуги Элизабет Кюблер-Росс была включена в Национальный зал славы женщин.
