Кэти Перри, Бейонсе и Нина Кравиц: как женщины создают свои музыкальные лейблы

Beyoncé — Parkwood Entertainment
Beyoncé запустила Parkwood Entertainment в 2008 году. «Когда я решила стать менеджером сама, было важно не обращаться в какую-нибудь крупную управляющую компанию. Мне хотелось пойти по стопам Мадонны, стать влиятельной фигурой, создать собственную империю и показать другим женщинам, что на этом этапе карьеры не обязательно заключать контракты с кем-то и делиться своими деньгами и успехом — все можно сделать самой», — рассказывала певица.
С 2011 года лейбл выпускает все релизы звезды, в том числе последний — Cowboy Carter 2024 года. Он принес певице первую в ее карьере премию «Грэмми» за лучший альбом. Также Parkwood выпустил более 20 фильмов, большая часть из которых посвящена биографии Beyoncé.
Parkwood выступает и как площадка для развития других артистов. В 2015 году Beyoncé подписала контракт с дуэтом Chloe x Halle (Хлоя и Холли Бейли), заметив на YouTube их кавер на ее песню Pretty Hurts — сумма оценивалась примерно в $1 млн за шесть альбомов.
Жанель Моне — Wondaland Records
Американская певица Жанель Моне основала Wondaland Records в 2015 году. Лейбл вырос из ее творческого сообщества для музыкантов Wondaland Arts Society. «Я хочу, чтобы это было место, где будут лелеять артистов с классными идеями и музыкой, блестящих исполнителей, и показывали бы их миру», — делилась Моне.
Компания звукозаписи была запущена в партнерстве с принадлежащим Sony Music Entertainment лейблом Epic Records, что позволило увеличить число артистов на Wondaland и предоставить им более широкие возможности для продвижения их музыки. Первым релизом стал EP Wondaland Presents: The Eephus, включающий треки Jidenna, Roman GianArthur, Deep Cotton и St. Beauty, а также самой Жанель Моне — своим участием она поддержала начинающих исполнителей. Для Моне важно взаимодействие с артистами ее лейбла как с равными партнерами, отмечал ее менеджер Майкл Мур. В развитии компании она ориентировалась на работу Джека Уайта, Jay-Z, Принца. «Меня также очень вдохновляют сильные женщины в бизнесе, такие как Меллоди Хобсон и Куин Латифа», — говорила певица.
Основные жанры, в которых работает Wondaland Records: R&B, фанк, соул, хип-хоп и футуристический поп. В своих треках музыканты обращают внимание и на социальные проблемы: в 2015 году Моне вместе с артистами лейбла выпустила песню Hell You Talmbout, посвященную афроамериканцам, ставшим жертвами полицейского насилия.
Кэти Перри — Unsub Records
В июне 2014 года Кэти Перри анонсировала запуск собственного лейбла Metamorphosis Music, ставшего дочерним предприятием Capitol Records. Первым подписанным артистом стал певец и автор песен Феррас, с которым Перри ранее сотрудничала — она приняла участие в его дебютном EP.
В 2016 году компанию переименовали в Unsub Records. Спустя год к лейблу присоединилась певица Cyn, с которой Перри познакомилась во время своего тура California Dreams Tour в 2011–2012 годах. Молодая звезда за время сотрудничества выпустила несколько хитов, самым известным из которых стал Drinks. В 2024 году лейбл подписал контракт с автором песен и продюсером Дебби Доусон — Перри отметила ее способность передавать глубокие эмоции в своих песнях. Unsub Records продолжает развиваться, поддерживая молодых артистов; собственную же музыку Перри продолжает выпускать на мейджоре Capitol Records.
Мисси Эллиотт — The Goldmind Inc.
В 1996 году хип-хоп-исполнительница Мисси Эллиотт подписала контракт с Elektra Entertainment Group, дочерней компанией Warner Music Group, и уже в следующем году основала собственный лейбл — The Goldmind Inc. Этот шаг позволил ей полностью контролировать творческий процесс, включая выбор продюсеров и визуальное оформление клипов. Дебютный альбом лейбла Supa Dupa Fly (1997) стал платиновым, достиг третьей строчки в чарте Billboard 200, а сингл Sock It 2 Me с участием Da Brat — 12-й позиции в Billboard Hot 100.
Помимо релиза собственной музыки на The Goldmind Inc., Эллиотт занимается продвижением других R&B- и хип-хоп- исполнителей. Лейбл выпускал работы Tweet, Nicole, проекты Soul Diggaz, Sharaya J и Jessica Betts, предоставляя им платформу для экспериментов в продакшене и музыкальном стиле. Эллиотт сама участвовала в продюсировании, микшировании и создании клипов. В 2019 году Мисси Эллиотт выпустила на Goldmind свой мини-альбом Iconology — ее первый с 2005 года новый музыкальный релиз.
Фиби Бриджерс — Saddest Factory Records
Американская инди-фолк-рок-певица Фиби Бриджерс запустила собственный лейбл Saddest Factory Records в октябре 2020 года в партнерстве с крупным лейблом Dead Oceans. Миссию своей компании она сформулировала так: «выпускать хорошие песни, независимо от жанра». В интервью Billboard Бриджерс уточнила, что всегда мечтала иметь площадку, где могла бы не только создавать музыку, но и пробовать себя в других сферах — маркетинге, музыкальном менеджменте. По ее словам, запуск собственного лейбла позволил реализовать давнее желание стать тем наставником, которого ей самой когда-то не хватало.
Первым артистом лейбла стала инди-исполнительница Claud, чей дебютный альбом Super Monster вышел в феврале 2021 года. В том же году к лейблу присоединилась инди-поп-группа MUNA: их сингл Silk Chiffon при участии Бриджерс попал в обзор одного из главных музыкальных медиа Pitchfork и закрепил за Saddest Factory репутацию площадки, которая может привлечь внимание к начинающим артистам.
Постепенно Saddest Factory собирает пул музыкантов, близких к эстетике самой Бриджерс, — она лично курирует поиск новых артистов и их продвижение.
Нина Кравиц — Трип
В декабре 2014 года российский диджей и продюсер Нина Кравиц основала собственный лейбл «Трип». О его создании она задумалась после подготовки к записи собственного микса, когда вдохновилась музыкой, которая повлияла на ее стиль. Первый релиз лейбла — виниловый альбом The Deviant Octopus — включал треки самой Кравиц, а также таких артистов, как Parrish Smith, Bjarki, Exos и Steve Stoll. «Трип» быстро завоевал признание благодаря своим смелым экспериментам с электронной музыкой. Уже в 2015 году издание Mixmag назвало «Трип» «лейблом года». «У Кравиц, очевидно, есть талант открывать новые имена и давать им надежную платформу для старта, и за очень короткое время «Трип» превратился в действительно интересный лейбл, выводящий на сцену артистов в одном из самых спорных жанров (имеется в виду техно. — Forbes Woman)», — отметило издание.
«Конечно, этот лейбл очень эгоистичный, ведь все, что на нем выходит, — отражение моего вкуса. На нем нет того, в чем я не была бы уверена на 100%», — делилась Кравиц. Она выпускает музыку артистов со всего мира, в том числе именитых — например, ирландского продюсера и диджея Aphex Twin. Для продвижения своих релизов «Трип» устраивает мероприятия в неординарных локациях: так, в 2016 году он провел вечеринку в пещере в Исландии.
В 2022 году с лейблом Кравиц спустя пять лет работы разорвал отношения роттердамский музыкальный дистрибьютор Clone Recordings, выступления диджея убрали из лайнапов фестивалей в Дортмунде, Гааге и Детройте. Однако с «Трипом» продолжают сотрудничать музыканты из разных стран.
Muse L'Artiste — Powher Sound
Powher Sound — независимый лейбл, основанный в 2021 году французской певицей, автором песен и продюсером Muse L'Artiste (настоящее имя — Джейд Портер-Блейк). Лейбл ориентирован на поддержку женщин в музыкальной индустрии. «Я начала заниматься музыкой еще ребенком. К 11 годам я уже пела, писала [тексты] и продюсировала. За 20 лет я не встретила ни одной женщины за пультом. Я не обращала на это внимание специально, но в какой-то момент это невозможно не заметить. Продюсеры, звукорежиссеры — все мужчины», — рассказывала Muse L'Artiste.
В августе 2022 года лейбл выпустил альбом Herstory — многожанровый проект, полностью спродюсированный и исполненный женщинами. Альбом включает в себя композиции, рассказывающие истории женщин из разных уголков мира.
Ани Дифранко — Righteous Babe Records
Ани Дифранко — американская певица и фем-активистка. О своей позиции она заявляла и на улицах (выходила на «Марш за жизнь женщин» в Вашингтоне в 2004-м вместе с Вупи Голдберг, Маргарет Чо и другими), и в музыке. «Моя песня Amendment затрагивает тему, которую не услышишь в песнях, — гражданские права женщин. Я общалась с молодыми артистами, и [они сказали]: «Ваша дерзость придала мне смелости», — рассказывала Дифранко в интервью The Independent.
В 1990 году, когда Дифранко было всего 19 лет, она основала собственный лейбл Righteous Babe Records. Дифранко была сторонницей движения DIY (самостоятельное производство музыки): записывала кассеты со своей музыкой, самостоятельно распространяла их на концертах и отправляла по почте фанатам.
Главный принцип Righteous Babe заключался в полной независимости: исполнительница отказалась от предложений крупных компаний, чтобы сохранить контроль над музыкой, своим визуальным образом и финансами. К середине десятилетия ее альбомы продавались сотнями тысяч копий, а аудитория росла благодаря постоянным гастролям. В 1996 году продажи ее записей превысили 400 000 экземпляров, и все это — без помощи мейджоров.
При этом лейбл особенно поддерживает творчество исполнительниц: например, в 2017-м он провел фестиваль Babefest, лайнап которого состоял полностью из женщин. Сегодня на Righteous Babe Records подписаны 18 исполнителей, почти все — женщины. Righteous Babe Records показал: независимая компания, возглавляемая женщиной, может не только выжить, но и процветать на фоне монополии мейджоров. Дифранко удалось доказать, что артистка способна контролировать весь цикл производства музыкального продукта — от записи до дистрибуции и организации туров.
Джоан Джетт — Blackheart Records
Джоан Джетт в 2015 году включили в Зал славы рок-н-ролла — ее кандидатуру выдвинула Майли Сайрус. Певица отметила, что Джетт «вдохновила ее как никто другой на планете». Однако в начале пути Джетт было трудно привлечь внимание к своей музыке.
После распада группы The Runaways в 1979 году Джоан Джетт решила записать сольный материал, но столкнулась с отказами. По ее словам, 23 звукозаписывающие компании отклонили ее демо. В 1980 году Джетт вместе с менеджером Кенни Лагуной основала независимый лейбл Blackheart Records, чтобы выпускать музыку самостоятельно и сохранить контроль над правами на записи. «Мне говорили, что девочки не умеют играть рок-н-ролл, но даже в детстве я считала это нелогичным. Что вы имеете в виду? Что девочки не умеют играть на инструментах?» — рассказывала Джетт. Свой первый альбом она профинансировала сама. Пластинки печатались малыми партиями по 500 экземпляров, которые продавались на концертах и прямо из багажника автомобиля.
Прорывом как для самой Джетт, так и для Blackheart Records стал кавер I Love Rock ’n’ Roll. В 1982 году сингл занял первое место в чарте Billboard Hot 100 и удерживался на вершине семь недель подряд. Со временем Blackheart Records стал площадкой и для других рок-исполнителей. Среди артистов, выпускавших альбомы на лейбле: Girl in a Coma, The Eyeliners, The Dollyrots.
