Триумф или провал: почему новый альбом Тейлор Свифт получил такие разные отзывы

В 2024 году Тейлор Свифт завершила The Eras Tour — самый прибыльный тур не только в своей карьере, но и в истории мировой музыки. 149 шоу в 51 городе на пяти континентах, концерты, длящиеся по 3,5 часа, и фанаты, создающие сейсмическую активность, эквивалентную землетрясению магнитудой 2,3. Итог — рекордные $2 млрд прибыли и статус самого масштабного музыкального события десятилетия.
Фанаты замерли в ожидании: что дальше предпримет Тейлор Свифт, достигшая, казалось бы, вершины карьеры? Сегодня ее влияние на поп-культуру крупнейшие издания, включая газету The New York Times, сравнивают с авторитетом Майкла Джексона и группы The Beatles. Певица не заставила себя долго ждать: 13 августа 2025 года она анонсировала новый альбом The Life of a Showgirl — не где-нибудь, а в подкасте New Heights, который ведет ее жених, игрок в американский футбол Трэвис Келси. А уже 3 октября выпустила пластинку.
The Life of a Showgirl («Жизнь танцовщицы») стала очередной коллаборацией Тейлор Свифт и музыкальных продюсеров Макса Мартина и Shellback, которые уже работали с ней над альбомами Red (2012), «1989» (2014) и Reputation (2017). Это были одни из самых популярных релизов артистки: к октябрю 2025 года Reputation набрал на Spotify около 10,17 млрд прослушиваний, а «1989» — около 9,64 млрд.
Любовь и ненависть
Название альбома — The Life of a Showgirl — отсылает к танцовщицам варьете, где за внешним блеском не видна ежедневная изнуряющая работа. Кажется логичным, что Тейлор Свифт выбрала именно этот образ: выступая с трехчасовыми концертами с танцами и сменой десятков костюмов, она сама живет как артистка ревю. Однако вопреки ожиданиям, закулисной жизни посвящена лишь одноименная альбому песня, записанная при участии Сабрины Карпентер. В ней рассказывается история героини, мечтающей примерить жизнь танцовщицы — с блестками, жемчугом и хрупкой иллюзией вечного праздника.
В остальном треки альбома посвящены личной жизни Тейлор Свифт и ее жениха. Певица продолжает традицию превращать отношения в музыкальный материал, но меняет интонацию. Если предыдущие альбомы — Midnights (2022) и The Tortured Poets Department (2024) — были наполнены меланхолией и размышлениями о расставании, новая пластинка звучит бодрее и жизнерадостнее. В песне The Fate of Ophelia Свифт благодарит возлюбленного за то, что он спас ее от «судьбы Офелии» — героини трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», обезумевшей от несчастной любви и покончившей с собой. В Elizabeth Taylor сравнивает себя с актрисой, которая прославилась многочисленными бурными романами, и просит партнера «разорвать круг» неудачных отношений. В Wish List мечтает не о славе, а о спокойствии — доме, детях и баскетбольном кольце во дворе. А в песне Wood с помощью многочисленных метафор говорит о сексуальных достоинствах Келси, намекая, что он «снял проклятье своей волшебной палочкой» (The curse on me was broken by your magic wand).
Одна из самых обсуждаемых песен альбома — Actually Romantic. В ней Тейлор Свифт обращается к анонимному персонажу, чья навязчивая ненависть к ней постепенно превращается в восхищение и любовь. Фанаты и критики предполагают, что речь идет не о вымышленном герое, а о певице Charli XCX. Композицию называют ответом на ее трек Sympathy Is a Knife из альбома Brat (2024), где Чарли признается, что чувствует себя неуверенно рядом с более успешной коллегой. Хотя она не говорит открыто, что речь идет о Тейлор, догадки родились из-за тесных отношений артисток: когда Charli XCX записывала трек, Свифт встречалась с близким другом мужа Чарли и бывала в студии во время работы молодой артистки.
В песне певица иронизирует над самим явлением хейта, называя его «самой романтичной формой внимания» и признаваясь, что он ее «заводит». Переход к прямолинейным высказываниям кажется неожиданным, но закономерным для артистки, которая долгие годы была вынуждена справляться с агрессией в свою сторону. После громкого конфликта с Канье Уэстом в 2009 году Тейлор предпочитала говорить о вражде намеками, например в альбоме The Tortured Poets Department она выпустила песню thanK you aIMee, в названии которой зашифровала имя бывшей жены рэпера Ким Кардашьян — та поддерживала его, когда он травил Свифт. В новых песнях Тейлор уже не прячется за метафорами: она превращает старую боль в самоиронию. Только теперь ирония звучит не как защита, а как провокация.
Споры вызвала и песня CANCELLED!, в которой Тейлор Свифт поет о дружбе с людьми, подвергшимися действию культуры отмены. Она вспоминает про общение с Блейк Лайвли, оказавшейся в центре скандала из-за конфликта с режиссером Джастином Бальдони; с Сабриной Карпентер, подвергшейся осуждению за гиперсексуальность образа; с Бриттани Махоумс (женой друга Трэвиса Келси), поддерживающей Дональда Трампа. «Глухая к повестке и горячая, давайте ее прикончим», — поет Свифт. Артистка как будто пытается доказать, что не зависит от общественного мнения, но получается обратный эффект — песня звучит так, будто ей плевать на происходящее в мире и она потакает лишь собственным желаниям.
Неоправданные ожидания
Анонсируя новый релиз, Тейлор Свифт говорила о желании создать альбом, звучание которого не уступало бы хитам с пластинок «1989» и Reputation, а лирика была бы сравнима с поэтичностью Folklore (2020) и Evermore (2020). На деле слушатели получили 12 треков с неубедительными текстами и скучным продакшеном. Поклонники с нетерпением ждут пятый трек — традиционно самый личный в альбомах певицы — и слышат строчку «но я не плохая сучка, и в этом нет ничего дерзкого» (But I’m not a bad bitch, and this isn’t savage). Вместо эмоциональной глубины — легковесный текст, который сложно воспринимать как повод для сопереживания.
Примечательно, что сами фанаты объясняют перемены не столько личной трансформацией певицы, сколько влиянием мужчин, которых она выбирает. В сети иронизируют, что Тревис Келси оказался недостаточно вдохновляющей музой, и вспоминают, какие песни Свифт выпускала во время отношений с актером Джо Алвином, — тогда треки были наполнены отсылками к классической поэзии и затрагивали остросоциальные темы, а каждая мелодия встраивалась в тщательно продуманное музыкальное полотно. Правда, сам Алвин тоже когда-то был объектом ненависти — фанаты сочли одну из песен Свифт признанием, что в отношениях с актером певица была несчастна. С новым бойфрендом она счастлива, но поклонники сетуют, что теперь альбом вышел слишком поверхностным. Творческая эволюция самой Свифт оказалась в тени ее отношений с мужчинами.
Самым разочаровывающим для фанатов оказались не тексты и не многочисленные упоминания достоинств Тревиса Келси. Главная странность новой «эры» Свифт — полный отказ от прежних принципов. Если раньше, например, в песне You Need To Calm Down (2019), она выступала против стравливания девушек в шоу-бизнесе, то теперь готова выпускать «дисс» на менее влиятельную певицу. Если в эпоху альбома Lover (2019) и документального фильма Miss Americana (2020) считала важным быть в курсе политической повестки, то теперь не стесняется аполитичности. В 2024 году Свифт с иронией называла себя «бездетной кошатницей», выражая солидарность с женщинами, которые выбрали карьеру, а теперь в песне Wish List смеется над людьми, которые называют «детьми» домашних животных.
В результате Тейлор Свифт, чья сила всегда заключалась в умении быть «своей» для миллионов слушателей, неожиданно оказалась для собственной фанбазы кем-то чужим. Именно близость с аудиторией, умение превращать личное в коллективный опыт были ее главным капиталом — и эмоциональным, и коммерческим. Благодаря ей у альбома был высокий старт — многие поклонники оформили предзаказ, еще не услышав ни одной новой песни.
Стоит признать, что некоторые треки The Life of a Showgirl действительно цепляют. Альбом хвалят за бодрые, энергичные биты и общее оптимистичное настроение — после четырех достаточно мрачных пластинок Тейлор выпускает музыку, где любовь может быть спокойной и счастливой, как и сама певица, регулярно улыбающаяся на интервью и рассказывающая о предстоящей свадьбе. Уже сейчас музыкальное издание Rolling Stone говорит о пластинке как о новой вершине в ее карьере.
Несмотря на противоречивые отзывы критиков, альбом за неделю установил рекорды по продажам и стримингу. За первые сутки пластинка собрала 300 млн прослушиваний на Spotify, а за пять дней преодолела отметку в 1 млрд. Уже продано более 2,7 млн физических копий. Впрочем, насколько аудитория оценила The Life of a Showgirl, по-настоящему станет понятно с выходом следующего альбома — если фанаты вновь сделают предзаказ, это станет косвенным признаком доверия и лояльности. Сама Тейлор уверена, что даже те, кому альбом поначалу не понравился, смогут вернуться к нему позже — как это уже случалось с ее предыдущими работами.
