Саша Сулим, Елена Крыгина, Мария Командная и другие — о стереотипах о женском бизнесе

30 сентября в Москве прошел пятый саммит о гендерном равенстве FWD. Woman Summit. Одна из сессий была посвящена разговору о сферах, в которых чаще работают предпринимательницы и вокруг которых много стереотипов. Основательницы бизнесов в сфере красоты, спорта, гастрономии и медиа обсудили, где заканчивается проект для удовольствия и начинается серьезная компания, какие стереотипы о предпринимательницах все еще живы, как справляться с провалами и кто им помог поверить в себя в начале пути.
В дискуссии приняли участие:
Яна Беспечная, основательница и СЕО сети салонов красоты «Александр Тодчук Studio»;
Элина Валеева, основательница и СЕО приложения для женского здоровья Essence;
Эстер Гомельская, основательница сети студий лазерной эпиляции EST.EPIL и студии пилатеса PLIE;
Елена Крыгина, основательница бренда KRYGINA cosmetics;
Ирина Кузнецова, соосновательница интернет-магазина украшений и аксессуаров Poison Drop;
Полина Юрова, соосновательница кафе завтраков Eggsellent;
Саша Сулим, журналистка, писательница, автор книги «Безлюдное место» и собственного YouTube-канала.
Модератор сессии — Мария Командная, журналистка, телеведущая и предпринимательница, основательница бренда косметики Superbanka.
О предубеждениях в отношении женcких проектов
Елена Крыгина: [Обесценивание] было и когда я завела YouTube-канал, и когда я делала первые шаги в бизнесе, и когда книгу писала. Это часть нормального пути — как знаки вдоль дороги: мы едем и имеем их в виду. Я очень увлеченный своими проектами человек, административных задач так много, что некогда расслабиться, сесть и почитать негативные отзывы. Лучше эту энергию направить в свое дело.
Яна Беспечная: «Женщина-основатель» само по себе звучит так, что это кто-то несерьезный. Я разбиваю стереотип. Достаточно рано я поняла, что предпринимательство — это профессия, и пошла этому учиться, закончила бизнес-школу. И, наверное, вот этот симбиоз глубокого понимания креатива в сочетании с образованностью с точки зрения бизнеса и дает нам возможность удерживать наших сотрудников: у нас на сегодняшний день 150 мастеров, 60% работают в компании от 10 до 25 лет. Я начала вести просветительскую работу, выступаю для других предпринимателей — и ко мне начали относиться очень серьезно.
Элина Валеева: Фемтех-индустрия очень недооцененная, в том числе из-за стигматизации этой отрасли: все, что касается женского здоровья, принято считать несерьезным и неприличным. Мы все видели по телевизору рекламу средства от эректильной дисфункции, но когда заходит речь об обычных прокладках, используются эвфемизмы вроде «этих дней». Если мужчина-фаундер говорит, что нужно сделать продукт в сфере женского здоровья, инвесторы начинают серьезно к нему относиться и думать, что раз он заинтересовался этой темой, значит, там что-то стоящее. Если женщина придет с той же идеей, ей могут даже сказать: «Зачем вы занимаетесь активизмом?»
[Внимание к женской аудитории] может быть полезно и для мужчин. Есть пример спортивных кроссовок: когда их дизайн начали изменять под эргономику женской ноги, то выяснили, что есть еще масса вещей, которые можно улучшить и для мужчин.
О том, как сделать бизнес из того, что любишь
Саша Сулим: Недавно моему каналу исполнилось два года, и я поняла, что я не на это подписывалась, когда только его запустила. Я думала, что у меня просто не будет начальника — никто не будет мне указывать, отсматривать мои выпуски, буду в удовольствие себе работать. Но оказалось, что начальников стало гораздо больше, потому что мы зависим от рекламодателей, и если они купили рекламу на какой-то определенный день, значит, мы должны выйти в этот день и набрать оговоренное число просмотров.
Мне кажется, что если ты чем-то увлечен и максимально развиваешься в этом профессионально, то в какой-то момент это дает плоды. Я смогла отделиться от других медиа, в которых работала, чтобы сделать собственное.
Полина Юрова: Первые два года мы каждые выходные проводили на кухне, ездили со Светой (соосновательница Eggsellent. — Forbes Woman) на рынок и закупали картошку — для драников нужна особенная. Потом стояли и жарили эти драники. Я работала либо на кухне, либо на сервисе — мы со Светой менялись. И хлоп — у нас 150 человек в команде, четыре ресторана, в прошлом году мы сделали 550 млн рублей. Но изначально мы делали не бизнес, а проект, мы не думали про деньги: просто для себя собрались и сделали завтраки. У меня была основная работа, и я на ней пять дней в неделю работала.
Я почувствовала, что это серьезный бизнес, года два назад, когда принесла идею, а мне сказали: «У нас нет денег». И я такая: «Подождите, это же мой бизнес, он же создан, чтобы я реализовывала свои идеи». И мой CEO, тогда еще операционный [директор], говорит: «Но мы не можем». То есть мы уже не просто воплощаем какие-то идеи, а у нас есть CEO и команда, чье решение важно и нужно.
Эстер Гомельская: У меня есть сеть клиник лазерной эпиляции и ухода за телом. Я решила, что мне хочется открыть что-то сопутствующее, куда уже собранная аудитория может перетечь, но при этом что-то, что привнесет новых красок в мою жизнь. Однажды вечером за бокалом вина мы с моей подругой Полиной обсудили, как классно развивается рынок пилатеса в Москве и как здорово было бы открыть что-то свое. У меня опыта в сфере спорта именно как фаундера еще не было, но я работала пиар-менеджером одной известной сети bootcamp-тренировок в Москве. Полина — дизайнер интерьеров. Мой опыт в маркетинге и ее опыт в сфере дизайна соединились, и у нас получился проект Plie. Первая студия открылась довольно быстро, с нашего разговора на кухне до открытия прошло меньше четырех месяцев. И уже буквально через два месяца к нам пришли будущие партнеры и спросили, не хотим ли мы продавать франшизу.
Важно, чтобы проект был целостным и бескомпромиссным. Ты сам должен воспринимать его как единое целое, чтобы все сложилось в один пазл. У меня хорошая команда, классные локации, брендинг — ничто не вызывает диссонанса. Когда ты сам влюблен в то, что ты делаешь, и хочешь об этом рассказывать, все начинает потихоньку складываться.
Ирина Кузнецова: Я сама никогда не носила украшения, работала в фешене. Пальто не продашь летом, купальник — зимой, а у украшений нет сезонности, размерности, и они занимают мало места. Я подумала: это же бинго, почему этим никто не занимается? Когда в моей голове родилась идея создать на российском рынке нишу дизайнерских украшений, мне все говорили: «Зачем это надо, есть бижутерия в подземных переходах». При этом был огромный разрыв между тем, что продавалось в переходах за 100 рублей, и, например, в ЦУМе. В моду в какой-то момент пришли Zara, H&M — средний ценовой сегмент, а в украшениях такого не было.
Мой интерес состоял не только в заработке денег, но и в том, чтобы помочь раскрыться маленьким дизайнерам, поэтому я ездила по всему миру, подписывала контракты с ними. Мы думали и об опыте клиента, которому мы априори доверяли, поэтому у нас [не витрины, а] открытая выкладка, чтобы можно было примерить любое украшение без неловкого момента «Можно мне вот это, нет, правее, а нет, левее».
Елена Крыгина: Я отвечаю больше за креатив и за видение [бренда]. С парочкой очень дорогих ошибок у меня появилось понимание, что я человек, который бизнес-школу не заканчивал, и даже если я начну учиться сейчас, это будет процесс, поэтому мне нужен рядом человек, который возьмет на себя и который крут во всех административных делах. Это мой исполнительный директор, моя большая опора — анти-я, и этим мы сильны. Нужно удерживать баланс между творческим креативом и адекватностью, потому что одна неправильно зажженная спичка может спалить всю компанию. И я этому научилась — во мне появилась даже увлеченность таблицами, я активно участвую во всех переговорах и планировании, которое касается не только стратегического пути и креатива, но и того, чего мы хотим достигать, где мы провалились.
Об успехе и выгорании
Елена Крыгина: Чем больше я набираю оборот, тем ощутимее иногда провал. Масштабность растет и в эмоциональном подъеме, и в эмоциональном падении. Но это не финальная точка, просто процесс: я даже мысленно встраиваю в рутину, что где-то сейчас рванет, но это на два дня и все.
Саша Сулим: Первая кризисная точка была, когда я меняла свой статус — переходила из просто журналиста во владелицу стартапа. И сейчас, когда это все еще стартап, но скоро он должен оказаться в другом статусе, становится трудно. Бывают точки, когда кажется, что уже нет сил продолжать. Но так как мы чего-то добились и понимаем, что наши усилия не потрачены впустую, это помогает держаться на плаву и отдыхать, брать хотя бы полдня на полежать, посмотреть новый сериал, погулять с собакой.
Элина Валеева: Мне помогают поддерживающие женщины: подруги, девушки, которые также делают свой бизнес. Мы жалуемся друг другу, можем говорить откровенно и не пытаться надевать на себя маски успешности, можем быть максимально уязвимыми. И часто эти люди могут принести какие-то решения и помочь выбраться из ямы.
О миссии своего дела
Саша Сулим: Мне в работе важно обратить внимание на то, что я считаю нужным и недостаточно подсвеченным, при этом тут ключевое слово не «я», а «недостаточно подсвеченным». Люди пишут мне в бот, мы это все читаем — многие героини [выпусков] приходят именно оттуда. Они сами к нам обращаются, поэтому моя миссия — сделать так, чтобы какие-то люди были услышаны, а важные темы проговорены.
Яна Беспечная: Мы построили бизнес через ценности. Когда у меня спрашивают, в чем главный успех, я всегда отвечаю, что самое главное — это люди. Я вижу много примеров, когда создается продукт, и он так же быстро гаснет. Как правило, все разбивается об отсутствие сильной команды.
Полина Юрова: Нас стали в первый год звать на интервью, надо было сделать презентацию: рассказать, что мы делаем, как мы все придумываем, какие наши ценности. И мы тогда написали «Забота, гостеприимство и креатив». Прямо три буквы — З, Г, К. Я говорю [своему партнеру]: «Свет, мы это просто сейчас так покажем, а потом переделаем». Нет ничего более постоянного, чем временное. ЗГК путешествует с нами по миру бизнеса уже восемь лет.
Эстер Гомельская: До того, как наш проект пришел на рынок, лазерная эпиляция в основном была медицинской услугой. Она предоставлялась в рамках клиник в строгом, «холодном» формате. Я решила переосмыслить подход к этой услуге. Мы ввели завтраки по утрам субботы, потому что в пятницу, как правило, все идут танцевать. Проекту четыре года, до сих пор утро субботы — это самое желанное время у нас в пространствах. Другой пример — во время лазерной эпиляции можно взять массажные очки, массажер для рук, посмотреть фильм, послушать музыку. Мы сделали все максимально для того, чтобы человек отвлекся и провел это время с удовольствием. Наверное, моя миссия — это создавать места, где людям хорошо.
Ирина Кузнецова: Мне обязательно нужна «эволюционная цель» — это цель, которая никогда не достигается, но она тебя ведет вперед. И ты, когда не можешь принять решение, синхронизируешься с ней и сразу понимаешь, туда идешь или нет.
Мне хотелось, чтобы женщины могли самовыражаться, потому что я украшение воспринимала как манифестацию, либо что-то личное, когда это подарок. Это чуть больше, чем просто красивые сережки.
О ролевых моделях
Елена Крыгина: Женщина, которая меня вдохновляла, — это Бобби Браун. Мы познакомились с ней достаточно давно: она приезжала ко мне в гости и мы поняли, что наши истории действительно очень похожи — просто они происходили на разных континентах. До сих пор мы общаемся, она старше меня где-то на лет на -дцать. И я всегда говорю Бобби, что если уже предыдущий период моей жизни так похож на ее, то в будущем я буду очень крутой старушкой. Она смеется и говорит: «Да-да, будешь крутая старушка, как я, и потом продашь все за миллиарды».
Саша Сулим: Моим репетитором по английскому языку была женщина, и мы с ней, помимо английского, занимались общеобразовательными штуками. Я помню, что она мне записывала на кассеты передачу «Школа злословия», потому что она шла в какое-то время, когда я не могла ее увидеть, и мы вместе с ней смотрели, разбирали отдельные выпуски. И однажды она мне сказала: «Саша, слушай, ты не хочешь случайно быть журналистом?» И вот с тех пор я журналист.
Ирина Кузнецова: Одна женщина из индустрии, которая меня восхищает своей смелостью, и мне кажется, она сделала невозможное для фешен-индустрии — это Алла Вербер. Она привезла в Россию невероятное количество брендов, она в них верила, покупателей заставила поверить. И вот этот авантюризм мне очень близок.
Полина Юрова: В основном я вдохновляюсь бизнесами и проектами, а если говорить про женщин, то это те женщины, которые меня окружают. Моя мама, бабушка, свекровь, мой партнер Света, мои подруги, которые делают бизнес или решают взять gap year и поехать учиться. Так здорово любить жизнь и делать то, что тебе нравится. И у каждой из этих женщин можно чему-то поучиться, поэтому у меня такая полифония женского любования.
