Эффект «Хижины дяди Тома»: как Гарриет Бичер-Стоу боролась за отмену рабства

18 сентября 1850 года Конгресс США принял так называемый «закон о беглых рабах». Согласно ему граждане обязаны были выдать бежавшего раба властям. Пособников беглеца, которые предоставили ему убежище или еду, ждало тюремное заключение сроком до полугода и штраф в $1000. Этот закон стал судьбоносным не только для истории США, еще больше расколов Север и Юг, но и для одной конкретной женщины — Гарриет Бичер-Стоу. Именно его принятие сподвигло ее написать свой самый известный роман «Хижина дяди Тома» и посвятить свою жизнь борьбе за социальную справедливость.
Одна из аболиционистов
Гарриет Бичер родилась в 1811 году в городе Литчфилд, Коннектикут. Девочка получила достаточно хорошее образование по меркам начала XIX века — со специализацией на классических языках и математике. С восьми лет она обучалась в женской академии Литчфилда, а затем в женской семинарии (так в XIX веке назывались частные учебные заведения с продвинутыми образовательными программами) в Хартфорде.
Когда Гарриет исполнился 21 год, ее отца назначили руководителем семинарии в Цинциннати, и она переехала вместе с ним. В городе процветало речное судоходство, которое способствовало торговле и привлекало множество людей из разных классов. В поисках заработка в этот штат приезжали беглые рабы с Юга. За несколько лет до прибытия сюда семьи Бичер, в 1829-м, в штате вспыхнули крупные беспорядки, спровоцированные расовой неприязнью. В результате из города уехало около тысячи представителей афроамериканского населения.
На мировоззрение будущей писательницы повлияли и дебаты аболиционистов о том, как решить вопрос с рабством, которые прошли в феврале 1834 года в семинарии, где работал отец Гарриет. Дискуссия продолжалась 18 дней и привела к обострению и без того напряженной ситуации в городе. Местные жители, бывшие сторонниками рабства, угрожали насилием участникам дебатов, которые стали распространять в городе аболиционистскую литературу, поэтому попечители семинарии настояли на закрытии дискуссионного клуба.
Там, в семинарии, Гарриет Бичер встретила своего будущего мужа Кэлвина Стоу — он был преподавателем. В 1836-м девушка вышла замуж и взяла двойную фамилию Бичер-Стоу. Вероятно, их с мужем объединила схожесть политических взглядов — оба были сторонниками отмены рабства. Несмотря на принятие Конгрессом так называемого «закона о беглых рабах», который предусматривал ответственность для пособников беглецов, переехавшие в штат Мэн супруги Бичер-Стоу прятали у себя дома в Брансуике несколько человек, которые должны были перебраться по Подземной железной дороге в северные штаты и Канаду, где рабства не было. «Дорога» хоть и называлась железной, на самом деле представляла собой систему тайных троп и домов, в которых беглые рабы могли остановиться на пути к свободе.
Участие в судьбе рабов, а также личные обстоятельства вдохновили Гарриет Бичер-Стоу на написание ее самого известного произведения — «Хижина дяди Тома». В 1849-м один из ее детей умер от холеры. «Пережив потерю столь близкого мне человека, я могу сочувствовать всем бедным, бесправным рабам на несправедливых аукционах [где матерей разлучают с детьми]», — писала активистка в письме мужу об этой трагедии. Кроме того, глубоко верующая Бичер-Стоу рассказывала, что «Хижина» была вдохновлена видением об умирающем от пыток рабе, которое пришло к ней в церкви, — она сочла его знаком свыше.
В марте 1851 года она отправила редактору аболиционистского издания The National Era письмо о том, что планирует написать рассказ, посвященный проблематике рабовладения в США. «Я чувствую теперь, что пришло время, когда даже женщина или ребенок, которые могут сказать слово о свободе и гуманности, обязаны заговорить... Я надеюсь, что каждая женщина, которая умеет писать, не будет молчать», — высказывала она свои соображения по этому поводу в послании.
В итоге в июне 1851-го в одном из номеров The National Era в качестве приложения была опубликована первая часть произведения о нелегкой жизни раба с подзаголовком «Человек, который был вещью». Отдельной книгой роман «Хижина дяди Тома» был напечатан 20 марта 1852-го. Подзаголовок впоследствии был изменен на «Жизнь среди униженных».
Неожиданный бестселлер
Роман «Хижина дяди Тома» всколыхнул американское общество. «Хижина» стала самой популярной книгой XIX века в США после Библии: за первый год было продано 300 000 экземпляров.
В ходе работы над произведением Бичер-Стоу, чтобы достоверно описать жизнь рабов, опиралась на другие литературные источники. Например, она пользовалась автофикшеном «Жизнь Джосайи Хенсона, бывшего раба, а ныне жителя Канады, рассказанная им самим», автор которого успешно сбежал от своего рабовладельца и затем помогал бежать другим рабам.
Сегодня литературоведы отмечают противоречивый характер «Хижины дяди Тома»: несмотря на то, что роман явно сочувствует рабам, он породил стереотип об их чрезмерной послушности и отсутствии стремления самостоятельно вырваться из своего закрепощенного состояния. При этом, как пишет один из современных исследователей творчества писательницы Дениэл Волларо, Гарриет Бичер-Стоу преследовала несколько целей. Она хотела показать северянам ужасы рабовладения в южной части страны, а южан призывала задуматься об этой проблеме и начать более эмпатично относиться к рабам. Первой цели Бичер-Стоу достигла, а второй, скорее, нет. После того, как роман и его создательница приобрели широкую известность, саму Бичер-Стоу южане начали обвинять в незнании реалий этой части страны (впрочем, писательница много лет прожила в Огайо, который граничит с Кентукки — штатом, где рабовладение процветало). «Хижина дяди Тома» на Юге даже породила новый жанр — его называли «анти-Том» или «литература плантаций»: в такого рода произведениях рабство описывалось как положительное явление.
Книга, как пишет Библиотека Конгресса США, в некоторой степени способствовала разжиганию антирабовладельческих настроений в течение десяти лет, предшествовавших началу Гражданской войны в 1861-м.
Уже после победы Севера, в 1867 году Бичер-Стоу переехала во Флориду, так как хотела проводить зимы в мягком климате. Спустя несколько лет она приобрела участок земли, на котором совместно с Бюро вольноотпущенников — организацией, которая после Гражданской войны помогала бывшим рабам, — построила школу. В ней дети учились без расовой сегрегации. Школа вскоре сгорела, но Бичер-Стоу так просто не сдалась: в 1873-м она открыла ее в новом здании.
Противоречивая суфражистка
Помимо аболиционизма Гарриет Бичер-Стоу поддерживала и суфражизм. Например, она выступала за предоставление женщинам Америки избирательного права. В 1865 году Бичер-Стоу писала в The Atlantic: «Движение за права женщин, с его конвенциями, речами, грубостью и эксцентричностью, является частью здорового и необходимого движения человечества к прогрессу. Вопрос о женщине и ее сфере деятельности в данный момент, пожалуй, самый важный для нашего времени. <...> Если женщины владеют собственностью и платят налоги, то из этого следует, что женщины должны быть представлены в государстве своим правом голоса, иначе наше правительство работает нелогично». В этой статье она отстаивала право женщин на доступ к любой работе, которую они способны выполнять, и на равную с мужчинами оплату труда. В 1869-м суфражистки Сьюзен Б. Энтони и Элизабет Кэди Стэнтон пытались привлечь Бичер-Стоу к работе в газете The Revolution, посвященной женским правам, но та отказалась.
В то же время Гарриет Бичер-Стоу считала, что женщина должна играть в обществе традиционную роль — в первую очередь быть женой и матерью. В 1868 году она стала одним из редакторов журнала для домохозяек Hearth and Home, но ушла оттуда через некоторое время. Идею о том, что за дом отвечает женщина, писательница продвигала также в своих романах. При этом Бичер-Стоу критиковала юридические аспекты патриархального брака и отстаивала финансовую независимость замужних женщин. В США долгое время жены не имели равных с мужьями имущественных прав. Сама Бичер-Стоу описывала институт брака таким образом: «Положение замужней женщины во многих аспектах точно такое же, как у рабыни. Она не может заключать договоры и владеть имуществом».
В 1873 году Гарриет Бичер-Стоу вернулась в Хартфорд, где в юности училась в семинарии. После «Хижины дяди Тома» она написала и другие произведения, но ни одно не смогло приблизиться к успеху дебюта. В 1886 году здоровье писательницы стало ухудшаться, через пару лет она снова решила написать «Хижину дяди Тома», будто этой книги еще не существовало. Сейчас ученые полагают, что, скорее всего, в пожилом возрасте у Бичер-Стоу развилась болезнь Альцгеймера. Марк Твен, который был ее соседом, вспоминал, что она могла случайно забрести в чей-нибудь дом и напугать хозяев. В таком состоянии она прожила еще восемь лет и умерла 1 июля 1896 года в 85 лет.
Гарриет Бичер-Стоу смогла привлечь внимание общества к проблеме рабства и непосредственно участвовала в помощи тем, кто пытался добиться свободы. Не забывала она и о тяготах жизни женщин, которые не были равны мужчинам в правах. За ее неравнодушие и влияние на общественное сознание ее включили в Зал славы великих американцев и в Зал славы женщин.
