К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бережно к прошлому: как локальные проекты изменяют туристический облик малых городов

Елена Дмитриева (Фото Юлианы Головиновой)
Елена Дмитриева (Фото Юлианы Головиновой)
Предпринимательница Елена Дмитриева восстанавливает исторический облик Коломны и развивает местные культурные проекты, превращая старинные особняки и фабрики в современные музеи, мастерские и образовательные центры. Участница шорт-листа Forbes Woman Mercury Awards — 2025 рассказала, как у нее родилась идея создать бизнес на стыке истории и гастрономии, почему она решила возродить заброшенную усадьбу и как развивает новые культурно-просветительные пространства

В 2025 году Коломна — город с населением около 200 000 человек — приняла около 2 млн туристов. Исторический центр сохраняет редкую плотность объектов культурного наследия: от прекрасно сохранившегося кремля XVI века и старинных церквей до купеческих особняков и фабрик, вокруг которых строится новая культурная экосистема. За последние годы многие из старых промышленных зданий получили вторую жизнь — коломчане создают частные музеи и мастерские.

«Туристы едут в Коломну не просто «посмотреть древний кремль», а целенаправленно окунуться в атмосферу реконструированных элементов быта и образа жизни дореволюционной России. Это сместило акцент с пассивного осмотра достопримечательностей на активное, иммерсивное потребление опыта», — отмечает Дмитрий Соснин, заведующий кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева Института общественных наук Президентской академии РАНХиГС.

Но еще в конце 1990-х здесь царила разруха: «Историческая часть города раньше была довольно запущенной, можно сказать, маргинальной, — рассказывал в интервью «Ведомостям» директор проектов АНО «Коломенский посад» Дмитрий Ойнас. — Недвижимость толком ничего не стоила. Единственный интерес был у девелоперов, которые хотели все это снести и построить торговые центры и жилье». От этой участи город спасли локальные музейные инициативы. Одной из самых заметных стала Музейная фабрика пастилы, открывшаяся в 2011 году.

 
Елена Дмитриева (Фото Юлианы Головиновой)

На волне успеха одна из ее основательниц, Елена Дмитриева, в 2020-м взялась за новый масштабный проект — восстановление исторической усадьбы в селе Сенницы в 60 км от Коломны. Здесь планируется создать культурно-образовательный кластер: публичную библиотеку с читальным залом, музей изящного садоводства, ферму и агрошколу с пансионом, яблоневый сад, оранжерею и питомник садовых деревьев и кустарников. Первый объект — ресторан локальной кухни «Зеленый дятел» — работает с 2022 года. 

С проектами по развитию территорий через возрождение исторического и гастрономического наследия Елена Дмитриева приняла участие в премии Forbes Woman Mercury Awards и вошла в шорт-лист 2025 года.

 

Туристический якорь региона

Первое упоминание села Сенницы относится к концу XVI века — это была родовая вотчина князей Гагариных. С конца XVIII века имение Сенницы передавалось по наследству исключительно по женской линии, поэтому фамилии владельцев менялись: Голицыны, Матюшкины, Вильегорские, Шаховские, Келлеры. Сегодня Усадьба Сенницы, занимающая участок площадью около 53 га, — объект культурного наследия федерального значения, но старинный парк запущен, часть архитектурных построек утрачена либо от них остались практически руины.

Проект возрождения усадьбы стартовал с приобретения заброшенного сельского дома в 2020 году (объем вложений Дмитриева не раскрывает). Его бережно восстанавливали так, чтобы сохранить как можно больше оригинальных элементов, в том числе подлинные деревянные стены и русскую печь. В 2022 году здесь открылся ресторан «Зеленый дятел», сохраняющий традиции русской кухни и использующий продукты — овощи, зелень, ягоды, куриные яйца — из собственного хозяйства. Елена Дмитриева подчеркивает, что это не «декоративная фермерская история», а рабочая часть проекта — гости сразу чувствуют разницу вкусов и воспринимают усадьбу Сенницы не как бутафорию, а как живое место с собственной жизнью.

Рестораны локальной кухни вроде «Зеленого дятла» давно стали частью быстрорастущего рынка гастротуризма. По данным Международного агентства Future Market Insights, его объем в 2023 году составил $946,4 млрд, а к 2032-му может достичь $3,5 трлн при среднем ежегодном росте 15,7%. Как отмечает председатель профильного комитета Российского союза туриндустрии Леонид Гелибтерман, сегодня региональная кухня полноценный инструмент территориального брендинга: 88% путешественников рассматривают локальную еду как ключевой фактор выбора направления, 84% готовы планировать поездки ради местной кухни, а более половины туристов меняют восприятие места после знакомства с национальными блюдами.

 

О роли гастрономии в развитии территорий говорят и опрошенные Forbes Woman эксперты. «Да, локальные продукты иногда дороже массовых аналогов. Но это не недостаток, а преимущество. Мы легитимно обосновываем более высокий ценник уникальностью, сложностью добычи, выращивания и историей продукта», — говорит бренд-шеф хабаровского ресторана Ruma Егор Анисимов. По словам бренд-шефа архангельского roomi Андрея Аникиева, гости бронируют столы заранее, еще до поездки в регион, а сам ресторан все чаще воспринимается как гастрономическая визитная карточка области и образец северной кухни. Ярославские «Закрома» и «Сказка», которыми руководит бренд-шеф Павел Трифонов, стали частью местных экскурсионных маршрутов: гости сначала знакомятся с архитектурой и историей города, а затем продолжают погружение в культурные особенности региона через еду.  А бренд-шеф ресторана Tunguska в Красноярске Николай Бобров добавляет, что, помимо отдельных заведений, похожую стратегию реализуют и гастрономические фестивали — например, сибирский «Тайгастро» (его в 2021 году запустила команда ресторана Tunguska), в рамках которого около 250 ресторанов по всей стране предлагают гостям меню из местной дичи, дикоросов и фермерских продуктов.

«Интеграция гостиничного и ресторанного бизнеса в местную среду может создавать уникальные точки притяжения. Важно отметить — рестораны в отелях работают самостоятельно, без привязки к отелю», — отмечают в пресс-службе ресторанно-гостиничного холдинга WFG Collection (ранее — We Family Group, владеет и управляет ресторанами и отелями в Тамбове, Мичуринске и Муроме). В результате гастротуризм выступает не только как бизнес, но и как инфраструктурный якорь, который одновременно удерживает путешественников в городе, поддерживает местных производителей и укрепляет идентичность региона. Как отмечает Егор Анисимов, одновременно рестораны способствуют росту профессионального потенциала — обучают поваров работе с редкими местными ингредиентами и инновационными технологиями.

«Зеленый дятел» в усадьбе Сенницы, восстановление которой было задумано в том числе для того, чтобы разгрузить центр Коломны и оттянуть часть туристических потоков в пригород, показал, что ставка на локальную кухню работает. По собственным данным заведения, в 2022 году его посетили 7360 человек, в 2023-м — 12 558, в 2024-м — 14 559. За первые восемь месяцев 2025 года ресторан принял уже 15 878 гостей — по словам Елены Дмитриевой, это рекорд проекта.

Первые уроки гастротуризма

Источники финансирования проекта по восстановлению усадьбы Сенницы — гранты (например, 10,5 млн рублей от Фонда президентских грантов в 2025 году на строительство библиотеки; еще одна заявка — на 14,9 млн рублей на восстановление сада — сейчас находится на независимой экспертизе) и собственный бизнес Дмитриевой. В свое время он стал примером успешного проекта на стыке истории и гастрономии.

В 2005 году она загорелась идеей восстановить исторический центр Коломны и вместе с архитектором-реставратором Ольгой Бурлаковой начала работать над планом возрождения города. Постепенно команда энтузиастов росла, к проекту присоединялись архивариусы, краеведы и историки из Коломенского краеведческого музея. В том числе культуролог Наталья Никитина, ставшая на многие годы ближайшей соратницей Елены. 

 

У Никитиной к тому времени был опыт проведения городского фестиваля в ее родном Воскресенске, и в 2008-м вместе они с Дмитриевой решили провести в Коломне фестиваль «Ледяной дом» (название отсылает к одноименному роману коломенского писателя Ивана Лажечникова), во время которого собирались реконструировать быт города конца XIX века. У Лажечникова они вычитали об особой коломенской яблочной пастиле и решили восстановить исторический рецепт. Студент-архивист Евгений Ширяев собрал для них материалы из фондов Российской государственной библиотеки — более 75 рецептов и описаний традиционного производства угощения. 

Ансамбль Коломенского кремля: Коломна, Московская область (Фото Wikipedia)

Первые партии Елена и Наталья готовили собственными руками, так как ни у одной фабрики в Коломенской области не было оборудования для приготовления коломенской пастилы. Главная сложность была в сушке: пышный пирог после выпекания должен был осесть, превратиться в тонкий пласт и подсохнуть так, чтобы не стать жестким, — для этого требовались специальные печи. На помощь пришел муж Дмитриевой, инженер-аэродинамик, который за неделю изготовил сушилку и формы для пастилы. 

Воссозданная ими пастила сразу стала пользоваться спросом у туристов. И такой ажиотаж, считает Дмитрий Соснин, неудивителен: после стольких лет глобализированных вкусов люди стали вновь искать нечто необычное. «Интерес к коломенской пастиле и другим локальным брендам — это про запрос на аутентичность. В мире, где продукты становятся взаимозаменяемыми, туристы тянутся к тому, что невозможно скопировать: к местному характеру и подлинной истории», — говорит он в разговоре с Forbes Woman.

В 2009 году, развивая производство, предпринимательницы открыли Музей исчезнувшего вкуса. Экспозиция была построена вокруг пастилы — посетители пробовали разные ее виды, пока экскурсовод рассказывал историю рецептов и местных традиций. На запуск проекта партнеры направили около 3 млн рублей из собственных накоплений и грант в 750 000 рублей от Фонда Потанина. По словам Дмитриевой, уже через год после открытия проект полностью окупил первоначальные вложения.

 

В том же году Дмитриева и Наталья Никитина за 20 000 рублей в месяц арендовали находившуюся в аварийном состоянии бывшую фабрику пастилы купца Чуприкова и за два года вложили в ее восстановление более 20 млн рублей. В основном из средств, заработанных на пастильном производстве; проект также поддержали фонд «Наше будущее» (отказался давать комментарий Forbes Woman), снова Фонд Потанина и местные жители, передавшие в форме частных пожертвований суммарно более 2 млн рублей. В 2011 году здесь открылся флагманский проект — Музей-фабрика коломенской пастилы.

В 2015 году сотрудничество Дмитриевой и Никитиной прекратилось, Елена осталась генеральным директором ООО «Коломенская пастила». Обе они отказались комментировать Forbes Woman причины разрыва.

По данным СПАРК, к 2023 году выручка ООО «Коломенская пастила» достигла 136 млн рублей, а чистая прибыль — почти 9 млн. Сегодня фабрика перерабатывает 150 т яблок в год, а бизнес обеспечивает около 200 рабочих мест в Коломне.

«Коломенский кейс уникален своей бизнес-моделью, которая принципиально отличается от типичных подходов реализации и продвижения локальных продуктов. В Коломне была сделана ставка на экономику впечатлений, в которой ценность формируется не только и не столько самим продуктом, сколько символическим капиталом, эмоциями от участия в мастер-классе, чаепитии с рассказами, погружением в историческую среду. — замечает Дмитрий Соснин. — В результате среднестатистический турист стал проводить в Коломне не несколько часов, как раньше, а целый день или оставаться с ночевкой на два дня, что означает совершенно другой масштаб вклада туризма в экономику города».

 

Дореволюционная библиотека, локальная кухня и агрошкола

После успеха коломенского проекта Дмитриева взялась за задачу большего масштаба — восстановление усадьбы Сенницы, которую она решила превратить в культурно-образовательный кластер. Именно здесь и работает «Зеленый дятел», но этот ресторан — только часть большого проекта. 

Он начался с архивных исследований и краеведческой работы, изучения истории владельцев, в частности, участника русско-японской войны генерала Федора Келлера и его супруги графини Марии Келлер. Сама Елена Дмитриева в это время разбиралась в юридических ограничениях, связанных со статусом объектов культурного наследия и охраняемых природных территорий. Разработка концепции восстановления усадьбы завершилась в 2021 году.

В 2023-м команда проекта оформила долгосрочную аренду двух исторических зданий — Дома управляющего и Конного двора, — где в будущем планируют открыть музей изящного садоводства и агрошколу-пансион. В них будут готовить фермеров, агротехников, садоводов и ландшафтных дизайнеров. Образовательный проект продолжит дело графини Марии Келлер, которая уже с конца XIX века внедряла в Сенницах передовые методы земледелия и садоводства, обучая крестьян и управляющих усадьбы новым технологиям, чтобы повысить продуктивность хозяйства. Будущая школа, по задумке Дмитриевой, возродит эту традицию, сочетая исторические практики с современными агротехнологиями. 

В 2025 году были завершены работы над проектами реставрации Дома управляющего и Конного двора, и был подписан договор на проведение восстановительных работ. Согласно смете, затраты на реставрацию Дома управляющего составят 35 млн рублей, Конного двора — около 65 млн. Благоустройство территории, постройка дорог, закупка мебели и оборудования в эти суммы не входят.

 

Параллельно с 2023 года в Сенницах с нуля строят публичную библиотеку взамен утраченной сельской (была построена в советское время). Уже сейчас формируются ее фонды — местные жители приносят книги, делятся фотографиями, письмами, документами из семейных архивов. Открытие библиотеки запланировано на май 2026 года.

Елена Дмитриева (Фото Юлианы Головиновой)

Такое количество одновременно развивающихся проектов обусловлено тем, что Дмитриева ставит перед собой задачу создать модель устойчивого развития для «брошенных» усадеб через интеграцию бизнеса, образования и государственных программ. Но в этом есть и сложность — она признается, что бывает непросто поддерживать баланс между исторической аутентичностью и современным наполнением, чтобы сохранить дух места и при этом сделать его жизнеспособным. 

Другая проблема связана как раз с историческим наследием: в округе было трудно найти специалистов по реставрации, традиционному садоводству и музейному делу. Пришлось обращаться к старым связям, искать экспертов в Коломне.

Главная же головная боль проекта — финансы. Пока проекты получается финансировать за счет пастильного бизнеса Дмитриевой и грантов от благотворительных фондов. Но старые усадебные здания требуют колоссальных вложений. Министерство культуры России, на поддержку которого рассчитывала предпринимательница, не предоставляет грантов на реставрационные работы. В дальнейшем Дмитриева надеется, что в проекты реставрации Дома управляющего и Конного двора вложатся разные ведомства — Минсельхоз, Минобрнауки — и поддержат образовательные программы, которые разместят в восстановленных зданиях.

 

Елена Дмитриева подчеркивает: возрождение исторических мест — это не просто реставрация зданий, а создание живой, устойчивой экосистемы. Успех зависит от комплексного подхода: сохранения локальной идентичности, вовлечения местных жителей и разумной государственной поддержки. Когда все элементы работают вместе, история оживает, а сообщество получает новые возможности, отмечает она. 

Следить за новостями о премии и читать истории всех ее участниц можно на сайте www.forbes.ru по хештегу #Forbes Woman Mercury Awards и во всех социальных сетях Forbes.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+