«Кристи»: каким получился фильм с Сидни Суини о легенде женского бокса

Конец 1980-х. Американка Кристи Рене Солтерс (Сидни Суини) начинает заниматься боксом и чуть позже попадает под опеку тренера Джима Мартина (неузнаваемый Бен Фостер в желтом парике). Дочь шахтера, собиравшаяся стать школьной учительницей, кардинально меняет свою жизнь: оставляет романтические отношения и семью ради спортивной карьеры. Кристи делает большие успехи в боксе, выходит замуж за верящего в нее Джима Мартина и берет его фамилию. Но идиллические представления спортсменки о партнерском браке разбиваются о жестокую реальность: она на 20 лет оказывается в аду домашнего насилия, о котором вынуждена молчать, чтобы не загубить свою карьеру.
Байопик «Кристи», уже идущий в ограниченном прокате в мире и в начале декабря вышедший в сети, основан на реальных событиях. В его центре — биография спортсменки, которая сделала женский бокс популярным, но чуть не погибла от рук собственного мужа.
«Хороший боксер»
В 1987 году Кристи Мартин, которая училась на первом курсе колледжа «Конкорд» (сегодня — университет «Конкорд») и занималась баскетболом, решила ради разнообразия поучаствовать в любительских соревнованиях по боксу Toughman — это был первый раз, когда к ним допустили женщин. Тогда Кристи не могла даже представить, что ринг быстро станет для нее вторым домом. «Когда я участвовала в конкурсе Toughman, я не думала об этом как о подготовке к боксерской карьере. Я просто хотела это сделать, потому что все говорили, что я не смогу», — вспоминает Мартин.
Она одержала победу и следующие три года регулярно участвовала в Toughman. В 1989-м с девушкой связался боксерский промоутер из штата Теннесси, предложивший ей $500 за бой и возможность заниматься боксом профессионально. Кристи согласилась, при этом продолжая учиться в колледже. В 1990 году промоутер уговорил ее переехать в Теннесси, где она могла тренироваться со своим новым тренером по боксу — Джимом Мартином.
В США 1980-х женские боксерские бои все еще были редкостью. Несмотря на то что некоторые боксерши получали профессиональные лицензии и выступали на женских турнирах локального уровня, большинство организаторов любительских боев (которые обеспечивали спортсменам признание и карьерный рост) не допускали женщин к участию. Спортивный журналист Рон Борхес, соавтор автобиографии Кристи Мартин Fighting for Survival: My Journey through Boxing Fame, Abuse, Murder, and Resurrection, пишет, что та буквально «создала вид спорта, которого не существовало».
Взлет в боксерской карьере Кристи начался, когда Джим Мартин стал ее наставником (а затем и мужем). К 1993 году девушка завоевала 19 побед, 15 из которых принесли нокауты. За четыре года на ринге поражение Кристи потерпела только один раз. «Я хотела, чтобы люди говорили: «Кристи Мартин — хороший боксер». Не «хорошая женщина-боксер», а именно «хороший боксер», — вспоминала спортсменка.
Несмотря на то что в боксе для Кристи все складывалось удачно, она, как и другие женщины, часто сталкивалась с пренебрежением. В автобиографии Мартин вспоминала, что ей несколько раз перед боем приходилось пользоваться шкафчиком уборщицы вместо раздевалки. Рон Борхес отмечал, что в то время широкая общественность считала женский бокс «кошачьей дракой» и не воспринимала его всерьез.
«Женщинам едва удавалось добиться боев, не говоря уже о том, чтобы кто-то был достаточно заинтересован в этом и мог записать их на видео. И даже если и удавалось это сделать, раздобыть видеозапись было практически невозможно. Мы все просто боролись за возможность прорыва. И по какой-то причине мне просто повезло, и я оказалась в нужном месте в нужное время», — рассказывала Кристи.
Ей действительно повезло оказаться в центре внимания. В 1993 году влиятельный боксерский промоутер Дон Кинг, который работал с такими легендами, как Мохаммед Али, Джордж Форман и Майк Тайсон, подписал контракт с Кристи Мартин. Кинг никогда прежде не продвигал женщин, но поверил в Кристи и стал приглашать ее на разогрев или закрытие матчей Тайсона, а также платить ей тысячи долларов за каждый бой.
К 1996 году Мартин получала по $15 000 за поединок. В марте того же года она приняла участие в турнире MGM Grand в Лас-Вегасе, где Тайсон боролся за титул чемпиона мира по боксу. Мартин сошлась в схватке с ирландской боксершей Дейдре Гогарти, которую одолела не без труда. Бой транслировали по телевидению на канале Showtime. Кристи стала «женской сенсацией» в боксе, появилась на обложке журнала Sports Illustrated и вдохновила целое поколение женщин выйти на ринг.
«Она стала образцом для подражания... Поговорите с женщинами, которые начали заниматься боксом в конце 1990-х или начале 2000-х, и они скажут, что Кристи Мартин оказала на них влияние», — объясняет Малисса Смит, автор двух книг по истории женского бокса.
Популярность Кристи Мартин была обусловлена не только ее мастерством, но и умением себя подать. Она регулярно посещала пресс-конференции, на которых говорила о своих амбициях и обаятельно грозила соперницам. Кристи выбрала розовый своим фирменным цветом и всегда стремилась к нокаутам, что вызывало гораздо больший отклик у зрителей, чем победы, присужденные судьями. К концу 1990-х Мартин зарабатывала более $100 000 за поединок. Она была на вершине успеха, когда ее контракт с Кингом закончился.
В 2000-х карьера Кристи начала замедляться: ей в затылок дышали молодые боксерши. Мартин начала сдавать и в 2003 году проиграла бой Лейле Али, дочери Мохаммеда Али. Мартин все реже побеждала. Никто не знал о том, что в это время она вела свой личный бой, который был «более реальным и более разрушительным», чем любые боксерские поединки.
20 лет абьюза
Съехавшись со своим тренером, Кристи оказалась в аду домашнего насилия. Джим Мартин, за которого она вышла замуж без любви, в том числе для того, чтобы скрыть свою гомосексуальность («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено), взял под полный контроль ее карьеру, финансы, а ее саму подсадил на наркотики. Добиваясь побед на ринге, Кристи не могла обрести власть над собственной жизнью. Мартин отслеживал все телефонные звонки жены, ревновал ее к подругам и заставлял взвешиваться каждое утро, при этом называя «жирдяйкой».
«Джим 20 лет подряд говорил мне, что убьет меня, если я когда-нибудь от него уйду. 20 лет. В 22–23 года я вроде как смеялась над этим: «О, это безумие. Иногда люди говорят безумные вещи». Но где-то в середине двух десятилетий [брака] я поняла, как все это закончится для меня», — говорит Кристи в интервью The Guardian.
Вечером 23 ноября 2010 года Джим Мартин четыре раза ударил жену ножом и выстрелил ей в грудь из пистолета. Когда ему показалось, что Кристи мертва, он ушел в душ. Кристи чудом поднялась с пола, вышла на улицу и попросила первого встречного отвезти ее в больницу.
Сразу после выписки из больницы Кристи отправилась в тренажерный зал и начала готовиться к новым боям. Она не сдалась и всего через полгода вновь вышла на ринг. В 2012 году Джима Мартина приговорили к 25 годам тюремного заключения за покушение на убийство. В том же году Кристи завершила боксерскую карьеру с рекордом в 49 побед (из них — 31 нокаут), семь поражений и три ничьих. Ее включили в Международный зал боксерской славы и признали одной из самых влиятельных женщин в этом спорте. Завязав с боями на ринге, она стала боксерским промоутером и защитницей женщин, пострадавших от домашнего насилия.
«Я была боксером, я была чемпионкой, я была дочерью, я была сестрой… Я была наркозависимой, и меня оставили умирать на полу в спальне с пулей рядом с сердцем и четырьмя ножевыми ранениями», — вспоминает Кристи Мартин.
Каким получился байопик о Кристи Мартин
История Кристи Мартин, полная профессиональных и личных битв, давно заслуживала экранизации. Чтобы байопик о боксерше получился достоверным в плане изложения фактов, режиссер Дэвид Мишо («Король Англии») и сценаристка Мирра Фолкс обратились за консультацией напрямую к спортсменке. Готовясь к съемкам, соавторы часами общались с Мартин по телефону. Путь героини, который зритель видит в байопике, очень точно повторяет становление реальной Кристи.
Тактика Мартин на ринге и диалоги с окружающими ее людьми, включая мужа-тренера, воспроизведены с документальной точностью. Спортсменка просила создателей фильма рассказать ее историю максимально близко к тому, что она пережила на самом деле. «Я просила их не «голливудизировать» мою жизнь, и они этого не сделали, и я очень горжусь этим. Я так рада, что то, что вы видите, — реально», — говорит Мартин.
Сыгравшая ее Сидни Суини сначала настороженно отнеслась к участию боксерши в работе над байопиком, переживая, что та постарается многое взять под контроль. Однако, сблизившись со спортсменкой еще до начала съемок, Суини поняла, что зря волновалась — Мартин полностью доверилась чутью актрисы.
Чтобы сыграть спортсменку, которая свирепо дралась на ринге, но оказалась изолированной в личной жизни, Суини изучала всю доступную информацию о Мартин — прочитала автобиографию, посмотрела документалку о ней, перечитала все интервью и по несколько раз пересматривала архивные записи поединков.
Типичный день актрисы перед съемками в «Кристи» состоял из силовых тренировок, слалома, занятий боксом, пеших прогулок и поглощения «тонн еды». Ради роли Мартин Суини пережила мощную физическую трансформацию: она сильно накачала мышцы и набрала 16 кг. Убедительно повторить технику Мартин Суини помог и личный опыт: большую часть юности она занималась кикбоксингом и грэпплингом. Неудивительно, что именно в сценах с боями актриса чувствует себя максимально уверенно. Сидни Суини в кадре порхает как бабочка и жалит как пчела.
Мартин в ее исполнении на глазах у зрителя превращается из задиристой баскетболистки в боксершу, считающую себя лучшей. Но вдали от чужих глаз героиня Суини вынуждена мириться с тиранией своего мужа. Тот критикует ее внешность (называя мужеподобной и заставляя отрастить волосы), изолирует от близких (препятствует ее общению с отцом) и держит под контролем ее финансы и распорядок (запрещает подрабатывать в аптеке в перерывах между боями). Тренер, менеджер, бухгалтер и супруг в одном лице подчиняет себе все аспекты жизни спортсменки, контролируя каждый ее шаг.
Хроника абьюзивных отношений Кристи и Джима неслучайно занимает львиную долю фильма. Создатели байопика хотели рассказать «историю о женщине, впервые взявшей под контроль свою жизнь». В фильме все профессиональные неудачи Кристи, ее панические атаки перед самыми важными боями и потеря воли к победе — следствие жестокого обращения со стороны мужа.
На публике Мартин вынуждена играть роль женственной tradwife, которая презирает феминистские ценности, готовит, убирает и во всем слушается мужа. За закрытыми дверями она — жертва насилия, о котором никому не может рассказать. Поскольку экранная Кристи вслед за реальной транслирует усвоенный сексизм и отказывается поддерживать других женщин в боксе, некоторые критики посчитали байпопик мизогинным. Но именно диссонанс между эмпауэрментом на ринге и антифеминистскими высказываниями на пресс-конференциях делает Мартин по-настоящему сложной героиней.
«Кристи» — линейный байопик, который своей экспрессивностью напоминает фильм «Тоня против всех» (2017) с Марго Робби. Две спортивные драмы многое объединяет: это истории успеха женщин из «белого отребья», которые столкнулись с домашним насилием. Правда, в отличие картины про фигуристку Тоню Хардинг, «Кристи» выглядит более сдержанной. Возможно, критики приняли фильм прохладно из-за его классической структуры: девчонка из ниоткуда заслуживает признание, переживает кризис и снова становится победительницей. Никакого неожиданного взгляда на судьбу женщины в мире бокса байопик не предлагает.
Причина, по которой фильм провалился в американском прокате (к слову, зрители восприняли его намного лучше, чем критики, о чем говорит рейтинг на Rotten Tomatoes), может быть связана со скандалом, участницей которого стала актриса. После рекламной кампании джинсов American Eagle с двусмысленным слоганом (во фразе Sydney Sweeney has great jeans — «У Сидни Суини отличные джинсы» многие услышали омофон фразы Sydney Sweeney has great genes — «У Сидни Суини отличные гены») Суини начали обвинять в популяризации идей «превосходства белых». К моменту выхода «Кристи» в американский прокат возмущение еще не остыло, что могло негативно сказаться и на кассовых сборах фильма. Прогрессивная аудитория бойкотировала байопик, а консервативная не заинтересовалась историей о триумфальном освобождении сильной женщины.
Тем не менее «Кристи» заслуживает внимания хотя бы потому, что без прикрас показывает карьеру выдающейся спортсменки. Главная героиня получает и парирует удары, работает на износ, требует признания и достойных выплат за поединки и делает розовый цветом чемпионов. В финальной сцене фильма по пути на ринг Сидни Суини в кудрявом парике проходит мимо настоящей Кристи Мартин, которая напутствует ее фразой «Вперед, чемпионка!». Это лучшее завершение байопика из возможных.
