Интереснее, чем ОБЖ: как Ольга Бочкова учит детей и взрослых безопасности

По данным исследования, проведенного в 2022 году Консорциумом женских НПО, организацией «Тебе поверят» и «Академией безопасности Ольги Бочковой», 40% несовершеннолетних (в основном — девочек) сталкивались с сексуализированным насилием. Пик насилия приходится на возраст 7–12 лет. В 50% случаев агрессор — знакомый ребенку взрослый. Каждый второй ребенок переживал буллинг в школе или онлайн. Более 40 000 детей ежегодно пропадают в России, по данным поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».
Ольга Бочкова и другие преподаватели «Академии» обучают взрослых и детей личной безопасности. Программы разработаны совместно с психологами, педагогами, специалистами по самообороне и спасателями. На занятиях моделируются реальные ситуации, чтобы человек не только знал, как правильно действовать, но и получил реальные навыки. Команда организует корпоративные тренинги, работает со школами и детскими садами. А еще предлагает бесплатные программы для сотрудников и подопечных НКО.
За свой вклад в образование Ольга Бочкова вошла в 2025 году в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучший проект в сфере социального предпринимательства».
«То, чего не хватало мне самой»
Ольга Бочкова рассказывает, что сама росла в небезопасной среде, пережила насилие. Много лет восстанавливала доверие — к себе и миру, — проходя психотерапию, учась выстраивать собственные границы и осваивая технику самообороны Крав Мага. В 40 лет пошла в хоккей — по стопам сына.
Ольга — социальный предприниматель. «Я создаю то, чего не хватало мне самой в детстве, и что стало жизненно необходимо, когда моей дочери было 3,5 года. Она чуть не ушла с незнакомцем в метро. Этот момент перевернул все», — рассказывает Ольга. Тогда, в 2016 году, она начала искать курсы по безопасности для детей в Москве, но находила либо такие, где слушателям давались формальные списки правил поведения, либо «пугающие тренинги». Однажды Ольга ждала ребенка с такого занятия в компании других родителей и поняла, что все стоит в коридоре с ощущением неоправдавшихся ожиданий. Она решила создать собственную программу, по-настоящему полезную и информативную, такую, чтобы родители проходили ее вместе с детьми — ведь так у них появится повод обсудить важные темы.
На тот момент Ольга только вышла из декрета (у нее был опыт работы в международной рекрутинговой компании), параллельно получала образование клинического психолога. Она работала в HR, но понимала, что это не совсем то, чем хочется заниматься.
Ольга начала разрабатывать концепцию тренинга по безопасности, опираясь на свои знания в психологии и педагогике. С помощью знакомых и мам из родительских чатов и сообществ собрала первые группы по десять человек. Многие интересовались темой безопасности для детей — это было сигналом о том, что идея имеет потенциал. Ольга вспоминает, что перед первым тренингом сильно нервничала, но потом получила хорошие отзывы и поняла, что она на правильном пути.
Тренинги были сегментированы по возрастам — четыре–семь лет, 7–11 лет — и помогали усвоить, как вести себя в городе со знакомыми и незнакомыми людьми, как отличать безопасные и опасные места, у кого просить помощи, как кричать (даже этому нужно учиться). Уже после первых занятий набрались новые группы — сарафанное радио, вспоминает Ольга, «работало как конвейер». С 2016 года она начала позиционировать себя как специалист по безопасности в соцсетях.
Ольга прошла обучение для волонтеров в Учебном центре МЧС — базовый курс про защиту от физических угроз, пожара и любых катастроф. Два года она училась, работала как HR три дня в неделю и параллельно вела тренинги — в офисе той компании, где была трудоустроена. В 2017-м, перед тем как писать диплом по психологии, уволилась. В том же году она зарегистрировалась как ИП и сосредоточилась на «Академии».
Защита от травли и разговоры с родителями
Ольга рассказывает, что обычно в «Академию» приходят для того, чтобы разрешить какую-то проблемную ситуацию. Но как сделать так, чтобы такие ситуации вообще не возникали? В программе она делает упор на тренировки, которые работают как превентивная мера. «Любой психолог скажет, что понимание не равно новое поведение. Понимание — это теория. А дальше тебе надо внедрять это в практику», — объясняет Ольга. На ее курсах слушатели отрабатывают поведение в моделируемых ситуациях опасности.
Основная ценность таких курсов заключается не только в передаче знаний о безопасности, но и в создании доверительных отношений между детьми и родителями. Например, на одном из недавних курсов про дружбу и конфликты один из взрослых поделился, что раньше его ребенок приходил из школы и отвечал на вопросы о своем дне одним словом «нормально», но после занятий он начал рассказывать о своих переживаниях. Родитель поразился тому, сколько информации скрывалось «под поверхностью».
В 2017 году Ольга заинтересовалась проблемой школьной травли и стала искать, где можно изучить эту тему. Она узнала о KidPower — крупной международной организации, которая уже почти 40 лет обучает детей безопасности, в том числе поведению при буллинге, через моделирование ситуаций. Базовые правила методики: не пугать ребенка, давать ровно столько информации, сколько ему нужно, чтобы научиться; всегда поддерживать его сильные стороны; опираться на его способности, возраст и уровень понимания; давать корректную обратную связь. Ольга поехала в США и за две недели освоила методику. Она адаптировала ее под российский контекст, так как по опыту знала, например, что участники тренингов в нашей стране обычно задают очень много вопросов, и это нужно учитывать.
Во время пандемии, когда люди стали проводить больше времени дома, стало понятно, что нужен новый курс — о безопасности в интернете. Тематика тренингов постоянно расширяется и сегодня. Этим курсы «Академии» в том числе отличаются от школьных уроков ОБЖ: «В школе можно узнать про безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций, даже тех, вероятность столкновений с которыми очень низкая, и да, такие уроки очень нужны. Но как будто бы знать про то, как не обижать друг друга, в школе порой важнее», — говорит Ольга.
Ольга и сама продолжает учиться: например, в 2024 году прошла курс в Школе продюсирования Николая Картозии (генерального директора телеканалов «Пятница» и «Супер»/«Суббота»). По ее словам, новые знания в области креативного подхода к обучению позволили взглянуть на привычную тему под новым углом.
Тренинги и видео
Ольга не делала в бизнес значительных финансовых вложений — открытие ИП и другие организационные моменты не требовали больших затрат. Все инвестиции были интеллектуальными — в приобретение новых знаний и навыков.
Сейчас в «Академии» работают несколько тренеров, некоторые из них совмещают работу. Все сотрудники — даже дизайнеры — проходят обучение в «Академии». Всего в команде 15 человек.
С самого начала «Академия» продвигались в соцсетях, особенно хорошо себя показывал Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). После его блокировки часть аудитории удалось перенаправить в Telegram-канал, хотя некоторых подписчиков Бочкова потеряла. В VK у «Академии» отдельный канал, куда дублируется информация для удобства аудитории, а например, в «Дзен» она столкнулась с агрессивными комментариями, но продолжает размещать публикации, потому что и там важно образовывать аудиторию. Еще один канал привлечения аудитории — сайт, на котором размещена информация обо всех курсах и деятельности организации.
«Академия» уделяет серьезное внимание ведению соцсетей: контент-план составляется на месяц вперед, копирайтеры отрабатывают «вирусные» темы (в том числе по запросам аудитории), команда активно снимает видео разных форматов. Иногда контент создается в сотрудничестве с другими блогерами или организациями. Например, обучение Крав-Мага в студии My Mafia Лии Панцалашвили стало не только личным увлечением Ольги, но и возможностью сделать новый полезный контент.
Имея такой опыт, «Академия безопасности Ольги Бочковой» периодически выступает в качестве креативного агентства и помогает брендам выпускать контент на тему детской безопасности. Например, недавно корпоративный клиент (его Бочкова не называет, поскольку переговоры еще не завершены) обратился с просьбой помочь создать «сериал» из коротких видео для соцсетей, так как ему понравился один из форматов, который «Академия» регулярно выпускает для собственных соцсетей. Сериальные форматы становятся все более популярными, и Ольга видит растущий интерес к ним со стороны бизнеса. Ее команда делает развлекательно-образовательные видео, разборы новостей, ответы на вопросы, вайны (короткие юмористические зарисовки). А недавно «Академия» разработала для корпоративного клиента карточную игру, которая помогает обучать сотрудников безопасности.
Но основной продукт для компаний — очные или онлайн-тренинги для сотрудников и их детей. Первый такой заказ поступил от Mail.ru в 2017 году, и с тех пор это постоянная услуга, о которой компании узнают через сарафанное радио. Сегодня корпоративные клиенты приносят до 25% выручки.
Финансовые данные Бочкова не раскрывает. Бизнес ведется через ИП, кроме того, есть ООО, на которое выдана образовательная лицензия (все онлайн-курсы Академии лицензированы). На сайте «Академии» видео-уроки по отдельным темам (от спасения при пожаре до выстраивания личных границ, от общения в интернете до правил безопасности летом за городом) стоят 690 рублей, сет из четырех уроков — 1390 рублей. По собственным данным «Академии», с 2016 года на коммерческой основе обучение онлайн прошли более 25 000 человек, а общее число обученных, с учетом оффлайн-занятий, — 47 000 человек. Билет на очный тренинг для ребенка с родителями стоит 2900 рублей. Текстовый гайд для тех, кто столкнулся с травлей — 1190 рублей.
Один из основных конкурентов «Академии безопасности Ольги Бочковой» — школа «Стоп Угроза» — развивается по франшизе во многих регионах страны. Ольга тоже думала о создании франшизы, но поняла, что это может повлиять на качество обучения. Ей же важно, чтобы тренеры были хорошо подготовлены и могли эффективно работать с группами. «Я предпочитаю сохранять высокий стандарт качества, даже если это означает отказ от расширения через франшизу, — говорит Ольга. — Хотя мы не отказываемся полностью от этой идеи, ищем способ сохранить качество и масштабировать методику».
Партнерство и импакт
В начале пути Ольге часто говорили, что брать деньги за уроки по безопасности стыдно. Она принимала это близко к сердцу, но позже поняла, что социальная ответственность может иметь разные формы. «Академия» сотрудничает со множеством организаций, ведет совместные проекты (как упомянутое выше исследование) и обменивается опытом.
Ольга, например, обучала тренеров поискового отряда «ЛизаАлерт». Их часто приглашают выступать перед школьниками, но они, как правило, не имеют педагогического опыта. «Однажды мы провели интересное занятие, где [волонтеры изображали «неудобных» слушателей]: кто-то был отстраненным, кто-то агрессивным, а кто-то задавал много вопросов. В конце занятия волонтеры мне сказали, что в реальности вряд ли могут встретиться такие дети. И вот забавный случай: сразу после моего тренинга их пригласили [провести занятие], и там встретились все типы слушателей. Это подтвердило, что наш опыт действительно помогает справляться с реальными вызовами», — говорит Ольга.
«Академия безопасности Ольги Бочковой» также сотрудничает — проводит совместные вебинары и тренинги — с благотворительными организациями «Травли нет» (занимается профилактикой буллинга в школах), центром «Сестры», «Тебе поверят» (помогают пострадавшим от сексуализированного насилия). «Мы начали сотрудничать с Ольгой буквально в самом начале нашей работы, — рассказывает Forbes Woman соосновательница «Тебе поверят» Юлия Кулешова. — Мы начали делать материалы вместе и участвовали в модуле для ее курса. Она поднимает невероятно важные вопросы и придумывает для них интере сные ракурсы. И мне кажется, что она — одна из самых ярких людей, которые говорят о детской безопасности так, чтобы это было интересно смотреть, чтобы было интересно об этом думать».
В январе 2025 года «Академия» вместе с Консорциумом женских НПО решила провести исследование, посвященное безопасности молодежи в возрасте 17–24 лет. Изначально Ольга хотела собрать данные своими силами, однако это оказалось сложной задачей — чтобы провести социологически корректный опрос на максимально широкой выборке, нужно было привлечь профессионалов. Выходило дорого: например, поиск респондентов в VK с помощью таргетированной рекламы стоит около 1 млн рублей. Поэтому было решено податься на грант в благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» (организация дает гранты НКО, поэтому заявитель — Консорциум, Академия безопасности Ольги Бочковой — выступает в качестве информационного и экспертного партнера). Проект вошел в число победителей конкурса.
Коммерческие курсы «Академии безопасности Ольги Бочковой» тоже призваны создавать импакт. «К сожалению, в обществе еще сохраняется тенденция обвинять жертву. Часто можно услышать комментарии о том, что виноваты родители или сам ребенок. Это создает дополнительное давление на тех, кто уже пострадал. Мы стремимся изменить эту ситуацию и создать безопасное пространство для обсуждения проблем, связанных с насилием и травлей среди молодежи», — говорит Ольга Бочкова.
Следить за новостями о премии и читать истории всех ее участниц можно на сайте www.forbes.ru по хештегу #Forbes Woman Mercury Awards и во всех социальных сетях Forbes.
