К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Интереснее, чем ОБЖ: как Ольга Бочкова учит детей и взрослых безопасности

Ольга Бочкова на вручении премии Forbes Woman Mercury Awards (Фото Юлианы Головиновой для Forbes Woman)
Ольга Бочкова на вручении премии Forbes Woman Mercury Awards (Фото Юлианы Головиновой для Forbes Woman)
Мы продолжаем рассказывать об участницах шорт-листа премии Forbes Woman Mercury Awards. Ольга Бочкова искала тренинги по безопасности для своих детей и в итоге начала создавать собственные курсы. «Академия безопасности Ольги Бочковой» сотрудничает со школами, бизнесом и НКО, а ее тренинги не только дают полезную информацию, но и укрепляют детско-родительские отношения

По данным исследования, проведенного в 2022 году Консорциумом женских НПО, организацией «Тебе поверят» и «Академией безопасности Ольги Бочковой», 40% несовершеннолетних (в основном — девочек) сталкивались с сексуализированным насилием. Пик насилия приходится на возраст 7–12 лет. В 50% случаев агрессор — знакомый ребенку взрослый. Каждый второй ребенок переживал буллинг в школе или онлайн. Более 40 000 детей ежегодно пропадают в России, по данным поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». 

Ольга Бочкова и другие преподаватели «Академии» обучают взрослых и детей личной безопасности. Программы разработаны совместно с психологами, педагогами, специалистами по самообороне и спасателями. На занятиях моделируются реальные ситуации, чтобы человек не только знал, как правильно действовать, но и получил реальные навыки. Команда организует корпоративные тренинги, работает со школами и детскими садами. А еще предлагает бесплатные программы для сотрудников и подопечных НКО.

За свой вклад в образование Ольга Бочкова вошла в 2025 году в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучший проект в сфере социального предпринимательства».

 

«То, чего не хватало мне самой» 

Ольга Бочкова рассказывает, что сама росла в небезопасной среде, пережила насилие. Много лет восстанавливала доверие — к себе и миру, — проходя психотерапию, учась выстраивать собственные границы и осваивая технику самообороны Крав Мага. В 40 лет пошла в хоккей — по стопам сына. 

Ольга — социальный предприниматель. «Я создаю то, чего не хватало мне самой в детстве, и что стало жизненно необходимо, когда моей дочери было 3,5 года. Она чуть не ушла с незнакомцем в метро. Этот момент перевернул все», — рассказывает Ольга. Тогда, в 2016 году, она начала искать курсы по безопасности для детей в Москве, но находила либо такие, где слушателям давались формальные списки правил поведения, либо «пугающие тренинги». Однажды Ольга ждала ребенка с такого занятия в компании других родителей и поняла, что все  стоит в коридоре с ощущением неоправдавшихся ожиданий. Она решила создать собственную программу, по-настоящему полезную и информативную, такую, чтобы родители проходили ее вместе с детьми — ведь так у них появится повод обсудить важные темы.

 
Ольга Бочкова на вручении премии Forbes Woman Mercury Awards (Фото Юлианы Головиновой для Forbes Woman)

На тот момент Ольга только вышла из декрета (у нее был опыт работы в международной рекрутинговой компании), параллельно получала образование клинического психолога. Она работала в HR, но понимала, что это не совсем то, чем хочется заниматься. 

Ольга начала разрабатывать концепцию тренинга по безопасности, опираясь на свои знания в психологии и педагогике. С помощью знакомых и мам из родительских чатов и сообществ собрала первые группы по десять человек. Многие интересовались темой безопасности для детей — это было сигналом о том, что идея имеет потенциал. Ольга вспоминает, что перед первым тренингом сильно нервничала, но потом получила хорошие отзывы и поняла, что она на правильном пути. 

Тренинги были сегментированы по возрастам — четыре–семь лет, 7–11 лет — и помогали усвоить, как вести себя в городе со знакомыми и незнакомыми людьми, как отличать безопасные и опасные места, у кого просить помощи, как кричать (даже этому нужно учиться). Уже после первых занятий набрались новые группы — сарафанное радио, вспоминает Ольга, «работало как конвейер». С 2016 года она начала позиционировать себя как специалист по безопасности в соцсетях.

 

Ольга прошла обучение для волонтеров в Учебном центре МЧС — базовый курс про защиту от физических угроз, пожара и любых катастроф. Два года она училась, работала как HR три дня в неделю и параллельно вела тренинги — в офисе той компании, где была трудоустроена. В 2017-м, перед тем как писать диплом по психологии, уволилась. В том же году она зарегистрировалась как ИП и сосредоточилась на «Академии».

Защита от травли и разговоры с родителями

Ольга рассказывает, что обычно в «Академию» приходят для того, чтобы разрешить какую-то проблемную ситуацию. Но как сделать так, чтобы такие ситуации вообще не возникали? В программе она делает упор на тренировки, которые работают как превентивная мера. «Любой психолог скажет, что понимание не равно новое поведение. Понимание — это теория. А дальше тебе надо внедрять это в практику», — объясняет Ольга. На ее курсах слушатели отрабатывают поведение в моделируемых ситуациях опасности.

Основная ценность таких курсов заключается не только в передаче знаний о безопасности, но и в создании доверительных отношений между детьми и родителями. Например, на одном из недавних курсов про дружбу и конфликты один из взрослых поделился, что раньше его ребенок приходил из школы и отвечал на вопросы о своем дне одним словом «нормально», но после занятий он начал рассказывать о своих переживаниях. Родитель поразился тому, сколько информации скрывалось «под поверхностью».

В 2017 году Ольга заинтересовалась проблемой школьной травли и стала искать, где можно изучить эту тему. Она узнала о KidPower — крупной международной организации, которая уже почти 40 лет обучает детей безопасности, в том числе поведению при буллинге, через моделирование ситуаций. Базовые правила методики: не пугать ребенка, давать ровно столько информации, сколько ему нужно, чтобы научиться; всегда поддерживать его сильные стороны; опираться на его способности, возраст и уровень понимания; давать корректную обратную связь. Ольга поехала в США и за две недели освоила методику. Она адаптировала ее под российский контекст, так как по опыту знала, например, что участники тренингов в нашей стране обычно задают очень много вопросов, и это нужно учитывать. 

Во время пандемии, когда люди стали проводить больше времени дома, стало понятно, что нужен новый курс — о безопасности в интернете. Тематика тренингов постоянно расширяется и сегодня. Этим курсы «Академии» в том числе отличаются от школьных уроков ОБЖ: «В школе можно узнать про безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций, даже тех, вероятность столкновений с которыми очень низкая, и да, такие уроки очень нужны. Но как будто бы знать про то, как не обижать друг друга, в школе порой важнее», — говорит Ольга. 

 

Ольга и сама продолжает учиться: например, в 2024 году прошла курс в Школе продюсирования Николая Картозии (генерального директора телеканалов «Пятница» и «Супер»/«Суббота»). По ее словам, новые знания в области креативного подхода к обучению позволили взглянуть на привычную тему под новым углом.

Тренинги и видео

Ольга не делала в бизнес значительных финансовых вложений — открытие ИП и другие организационные моменты не требовали больших затрат. Все инвестиции были интеллектуальными — в приобретение новых знаний и навыков.

Сейчас в «Академии» работают несколько тренеров, некоторые из них совмещают работу. Все сотрудники — даже дизайнеры — проходят обучение в «Академии». Всего в команде 15 человек. 

С самого начала «Академия» продвигались в соцсетях, особенно хорошо себя показывал Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). После его блокировки часть аудитории удалось перенаправить в Telegram-канал, хотя некоторых подписчиков Бочкова потеряла. В VK у «Академии» отдельный канал, куда дублируется информация для удобства аудитории, а например, в «Дзен» она столкнулась с агрессивными комментариями, но продолжает размещать публикации, потому что и там важно образовывать аудиторию. Еще один канал привлечения аудитории — сайт, на котором размещена информация обо всех курсах и деятельности организации.

 

«Академия» уделяет серьезное внимание ведению соцсетей: контент-план составляется на месяц вперед, копирайтеры отрабатывают «вирусные» темы (в том числе по запросам аудитории), команда активно снимает видео разных форматов. Иногда контент создается в сотрудничестве с другими блогерами или организациями. Например, обучение Крав-Мага в студии My Mafia Лии Панцалашвили стало не только личным увлечением Ольги, но и возможностью сделать новый полезный контент.

Имея такой опыт, «Академия безопасности Ольги Бочковой» периодически выступает в качестве креативного агентства и помогает брендам выпускать контент на тему детской безопасности. Например, недавно корпоративный клиент (его Бочкова не называет, поскольку переговоры еще не завершены) обратился с просьбой помочь создать «сериал» из коротких видео для соцсетей, так как ему понравился один из форматов, который «Академия» регулярно выпускает для собственных соцсетей. Сериальные форматы становятся все более популярными, и Ольга видит растущий интерес к ним со стороны бизнеса. Ее команда делает развлекательно-образовательные видео, разборы новостей, ответы на вопросы, вайны (короткие юмористические зарисовки). А недавно «Академия» разработала для корпоративного клиента карточную игру, которая помогает обучать сотрудников безопасности. 

Но основной продукт для компаний — очные или онлайн-тренинги для сотрудников и их детей. Первый такой заказ поступил от Mail.ru в 2017 году, и с тех пор это постоянная услуга, о которой компании узнают через сарафанное радио. Сегодня корпоративные клиенты приносят до 25% выручки. 

Финансовые данные Бочкова не раскрывает. Бизнес ведется через ИП, кроме того, есть ООО, на которое выдана образовательная лицензия (все онлайн-курсы Академии лицензированы). На сайте «Академии» видео-уроки по отдельным темам (от спасения при пожаре до выстраивания личных границ, от общения в интернете до правил безопасности летом за городом) стоят 690 рублей, сет из четырех уроков — 1390 рублей. По собственным данным «Академии», с 2016 года на коммерческой основе обучение онлайн прошли более 25 000 человек, а общее число обученных, с учетом оффлайн-занятий, — 47 000 человек. Билет на очный тренинг для ребенка с родителями стоит 2900 рублей. Текстовый гайд для тех, кто столкнулся с травлей — 1190 рублей. 

 

Один из основных конкурентов «Академии безопасности Ольги Бочковой» — школа «Стоп Угроза» — развивается по франшизе во многих регионах страны. Ольга тоже думала о создании франшизы, но поняла, что это может повлиять на качество обучения. Ей же важно, чтобы тренеры были хорошо подготовлены и могли эффективно работать с группами. «Я предпочитаю сохранять высокий стандарт качества, даже если это означает отказ от расширения через франшизу, — говорит Ольга. — Хотя мы не отказываемся полностью от этой идеи, ищем способ сохранить качество и масштабировать методику».

Партнерство и импакт

В начале пути Ольге часто говорили, что брать деньги за уроки по безопасности стыдно. Она принимала это близко к сердцу, но позже поняла, что социальная ответственность может иметь разные формы. «Академия» сотрудничает со множеством организаций, ведет совместные проекты (как упомянутое выше исследование) и обменивается опытом. 

Ольга, например, обучала тренеров поискового отряда «ЛизаАлерт». Их часто приглашают выступать перед школьниками, но они, как правило, не имеют педагогического опыта. «Однажды мы провели интересное занятие, где [волонтеры изображали «неудобных» слушателей]: кто-то был отстраненным, кто-то агрессивным, а кто-то задавал много вопросов. В конце занятия волонтеры мне сказали, что в реальности вряд ли могут встретиться такие дети. И вот забавный случай: сразу после моего тренинга их пригласили [провести занятие], и там встретились все типы слушателей. Это подтвердило, что наш опыт действительно помогает справляться с реальными вызовами», — говорит Ольга.

«Академия безопасности Ольги Бочковой» также сотрудничает — проводит совместные вебинары и тренинги — с благотворительными организациями «Травли нет» (занимается профилактикой буллинга в школах), центром «Сестры», «Тебе поверят» (помогают пострадавшим от сексуализированного насилия). «Мы начали сотрудничать с Ольгой буквально в самом начале нашей работы, — рассказывает Forbes Woman соосновательница «Тебе поверят» Юлия Кулешова. — Мы начали делать материалы вместе и участвовали в модуле для ее курса. Она поднимает невероятно важные вопросы и придумывает для них интере сные ракурсы. И мне кажется, что она — одна из самых ярких людей, которые говорят о детской безопасности так, чтобы это было интересно смотреть, чтобы было интересно об этом думать».

 

В январе 2025 года «Академия» вместе с Консорциумом женских НПО решила провести исследование, посвященное безопасности молодежи в возрасте 17–24 лет. Изначально Ольга хотела собрать данные своими силами, однако это оказалось сложной задачей — чтобы провести социологически корректный опрос на максимально широкой выборке, нужно было привлечь профессионалов. Выходило дорого: например, поиск респондентов в VK с помощью таргетированной рекламы стоит около 1 млн рублей. Поэтому было решено податься на грант в благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» (организация дает гранты НКО, поэтому заявитель — Консорциум, Академия безопасности Ольги Бочковой — выступает в качестве информационного и экспертного партнера). Проект вошел в число победителей конкурса.

Коммерческие курсы «Академии безопасности Ольги Бочковой» тоже призваны создавать импакт. «К сожалению, в обществе еще сохраняется тенденция обвинять жертву. Часто можно услышать комментарии о том, что виноваты родители или сам ребенок. Это создает дополнительное давление на тех, кто уже пострадал. Мы стремимся изменить эту ситуацию и создать безопасное пространство для обсуждения проблем, связанных с насилием и травлей среди молодежи», — говорит Ольга Бочкова.

Следить за новостями о премии и читать истории всех ее участниц можно на сайте www.forbes.ru по хештегу #Forbes Woman Mercury Awards и во всех социальных сетях Forbes.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+