Что я оставлю детям: о чем каждой женщине важно проконсультироваться с юристом

Идея этой колонки родилась во время сентябрьского FWD Woman Summit, который из года в год собирает женщин с личными историями успеха и дает возможность делиться опытом, смыслами и мотивацией. Одним из стимулов развиваться участницы называли материнство — «дети вдохновляют на рост». Тогда я задумалась над парадоксом: создавая капитал для будущего поколения, большинство женщин поверхностно смотрят на вопрос планирования преемственности. Они уделяют внимание дисциплине, делегированию и порядку, но недооценивают создание долгосрочных стратегий для защиты своего состояния и передачи его детям.
Неприятные вопросы
Безусловно, планирование «жизни после себя» — чувствительный вопрос для всех, независимо от гендера. Но мужчины чаще думают на эту тему, чем женщины. Помогая людям планировать преемственность, подбирать правильные инструменты для защиты капитала и передачи будущим поколениям, мы с коллегами наблюдаем, что 95% наших доверителей — мужчины. Конечно, статистика обращений конкретно к нашей команде не может претендовать на репрезентативность. Но, общаясь с доверителями, мы поняли: хотя финансовая независимость женщин, их активное участие в экономике стали нормой, когда речь заходит о долгосрочном финансовом планировании, они часто оказываются в стороне от этих процессов.
В целом, создается ощущение, что большинство наших клиенток-женщин, в отличие от мужчин, обращаются к юристу после того, как возникает проблема: развод, спор о детях, раздел имущества, открытие наследства супруга, его долги и последствия токсичного бизнес-партнерства. Женщины редко приходят к нам с вопросом: что будет с детьми, если со мной что-то случится?
Ответ на этот вопрос порождает и другие поводы задуматься: как защитить ребенка от имущественных претензий родственников, отчима/мачехи; кто будет управлять наследством несовершеннолетних; как составить завещание так, чтобы его невозможно было оспорить; как не оставить детей с долгами; как назначить опекуна для детей на случай непредвиденных обстоятельств.
К слову, родители несовершеннолетнего вправе заблаговременно определить опекуна (попечителя) для ребенка на случай своей одновременной смерти. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, указав в нем кандидатуру на роль опекуна (попечителя) (позже кандидатуру можно изменить, подав новое заявление). Если один из родителей умер, лишен родительских прав или никогда не был установлен, достаточно заявления от второго. В остальных случаях двое родителей, независимо от того, вместе или отдельно они воспитывают ребенка, должны договориться о совместном решении. Крайне важно, чтобы их видение совпадало, иначе воля одного родителя может стать неисполнимой.
Другой блок вопросов, который часто игнорируется, связан с имущественными отношениями супругов. Речь о брачном договоре. Часто женщины отказываются даже обсуждать эту тему, аргументируя это тем, что «в браке неуместны сделки». Однако по своей юридической природе брак — это уже контракт (соглашение), который наделяет обе стороны (супругов) правами и обязанностями в отношении друг друга. Сегодня брачный договор и предварительное структурирование активов не «неловкая тема», а норма финансовой зрелости. Все эти вопросы совсем неромантичны, но своевременно задавшись ими, можно быть в сильной позиции сегодня и избежать многих потенциальных сложностей завтра.
Индустрия красоты постоянно диктует женщинам заботиться о внешнем виде, врачи настоятельно рекомендуют проходить чек-апы, бизнес-тренеры и коучи учат, как приумножить капитал. Но красота и здоровье не вечны. А нажитое состояние мало просто оставить — важно экологично передать.
Что и кому передаем
Начать необходимо с анализа и оценки благосостояния — активов и обязательств: состав, принадлежность, юрисдикции нахождения.
После этого важно выяснить с юристом круг законных претендентов на долю в имуществе или наследство.
Наконец, сформулировать волю и определить круг желаемых преемников. При этом стоит учитывать, что наши взгляды на передачу благосостояния не всегда могут соответствовать закону. Например, российское законодательство предусматривает, что несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также иждивенцы обладают обязательной долей и наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому без завещания. Если не учесть это правило, то при наличии такой категории наследников составленное завещание и наследственное планирование в целом может оказаться, мягко говоря, неэффективным, а воля наследодателя — неисполнимой. Схожие с «обязательной долей» концепции правовые нормы можно найти и в других юрисдикциях: Франции, Монако, Германии, некоторых штатах США, ОАЭ, Кипре и других.
Когда активы оценены, круг желаемых преемников грамотно сформирован, следует определиться с целями. Будет ли передача благосостояния происходить при жизни или после смерти текущей владелицы капитала? Имеет ли смысл передавать активы в доверительное управление, которое будет действовать в интересах наследников, либо лучше ориентироваться на прижизненную интеграцию преемников в бизнес-процессы, систему управления, передав им соответствующие функции?
Ну а затем можно переходить к выбору инструментов передачи благосостояния.
Разные инструменты
Сложные инструменты наследственного планирования (личные фонды, иностранные трасты) требуют тщательной оценки рисков.
Создание, к примеру, личного фонда — это, как правило, долгосрочное решение, которое требует веры в свою финансовую стабильность. Женщины, особенно те, кто сталкивался с перерывами в карьере из-за семейных обстоятельств или финансовыми трудностями, могут не чувствовать себя уверенно в долгосрочной перспективе. Часто они воспринимают собственный капитал как нечто уязвимое и склонны сосредотачиваться на краткосрочных решениях, таких как создание сбережений или инвестирование в менее рискованные активы. Многие женщины, особенно в старших возрастных группах, предпочитают управлять своими деньгами через традиционные сбережения или недвижимость.
Инструменты подбираются исходя из жизненных обстоятельств. Возможно сочетать сразу несколько — например, в такой комбинации:
- брачный договор — фундамент планирования;
- завещание — средство выражения воли;
- личный фонд — единственный механизм, позволяющий нивелировать правило «обязательной доли» наследников.
Самое главное — озаботиться о гармонизации разных инструментов и исключить противоречия между ними.
Планирование преемственности — это не про крах или даже конец жизни (развод, смерть), а про наше осознанное продолжение. К нему нужно приходить не из страха и недоверия, а из осознанной заботы о себе, своих близких, а также своем капитале. Как-то один из доверителей, обратившись ко мне за консультацией, сказал запомнившуюся фразу: «Я хочу, чтобы вы были моим юристом-терапевтом, тогда мне не придется потом к вам обращаться как к хирургу».
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора
