Балаган в темном царстве: как Мария Смольникова поставила спектакль по «Грозе»

Актриса Мария Смольникова в соавторстве с художником Марией Трегубовой представила свою версию «Грозы» Александра Островского в театре «Пространство «Внутри». Смольникова — ученица и любимая актриса Дмитрия Крымова. Трегубова — тоже его ученица, создатель спектаклей «Все тут» и «Сережа». Близость постановщиц к Дмитрию Крымову определила ключевой подход к спектаклю: классика — только повод рассказать собственную историю. Тем более что производитель «Грозы» — независимое объединение «Озеро», куда вошли Андрей Маник, Гоша Токаев и Владимир Комаров, выпускники мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе, — уже по-своему инсценировал Чехова и Шекспира.
Классику «вверх дном» сегодня ставят многие, но, кажется, именно «Озеру» это удается лучше всех. Возможно, помогает сама сцена: в маленьком зале в подвале «Пространства «Внутри» есть что-то новаторское. «Озеро» ставит сказки с актуальным подтекстом, спектакли, полные свободы и импровизации, иронии и искренности. В «Грозе» авторы, пересочиняя классическую историю, вживляют в известный сюжет собственное ощущение лопнувшего мира, в котором разрушены все прежние связи. Буквально: герои сидят на ветке дуба и собирают из прутиков самодельное радио, чтобы поймать сигнал от близких, разбросанных по миру, но находят только мессенджер Max.
Когда надо как-то справляться с жизнью, нет ничего ценнее смеха. Юмор в «Грозе» заставляет вспомнить сцену из фильма «Большой Лебовски» братьев Коэн, когда герой Джона Гудмена, ветеран войны во Вьетнаме, пытается развеять прах друга над Тихим океаном, но пепел из банки от кофе летит прямо в лицо героя по имени Чувак. Весь в пепле, Чувак кричит: «Ты все превращаешь в балаган!» «Гроза» Смольниковой и Трегубовой тоже начинается как балаган на похоронах.
В поражающем красотой Лукоморье из сказки Пушкина у свежевырытой могилы под гигантским дубом перед гробом некой дамы собираются персонажи, достойные черных комедий. Горбатая Катерина (Таисия Вилкова), Тихон с загипсованной рукой (Гоша Токаев), Кабаниха в чепчике (Агриппина Стеклова), Варя с рюкзаком (Саша Веселова), Кудряш с длинной бородой на резиночке (Сергей Мелконян) и падающий в обморок Дикой в цилиндре. Вся эта компания провожает в последний путь основательницу икорного бизнеса Анфису Михайловну Дикую. С похорон богатой волжской промышленницы начинается комедия — с путаницей счетов в МФЦ и недовырытой на 20 сантиметров могилой, скандалом на церемонии прощания и отъездом Тихона на Петербургский экономический форум, криптовалютными синдикатами и посланником с того света.
Сцена выноса гроба отсылает к крымовскому «Му-му». В спектакле мастера гроб был таким длинным, что тянулся через весь проход, нос покойника касался второго яруса, а за ним поднимались до третьего яруса черные фигуры рыдающих женщин. В «Грозе» гигантской становится фигура Анфисы Дикой. По-гоголевски страшная процессия движется к горящей печи; покойница сопротивляется и цепляется за руку сына, но все же отправляется в огонь — а с ней и сказочный антураж: все эти камыши, мурава, листва дуба. Повседневная жизнь героев разворачивается на почти пустой сцене с фанерными декорациями.
Кабаниха с Диким пробуют разжечь угасший огонь в отношениях, но любовное ложе оказалось устлано стекловатой, которую компаньон втихаря закупил вместо нормального утеплителя по завышенным ценам. Варя уговаривает Кудряша уехать за границу. Борис (Игорь Царегородцев) и Катерина (актерские приемы — заикание, слезы и нервную манеру речи — Таисия Вилкова словно позаимствовала у самой Марии Смольниковой), зная, что у Островского их любовь закончится трагически, всячески оттягивают момент встречи.
Но здесь финал иной — и в итоге у создателей получается не «Гроза», а фейерверк. Спектакль, молодецки сопротивляющийся тексту, сочетающий юмор и нежность, становится воплощением желания летать «так, как птицы».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
