К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В стране чудес: как банкир Наталья Колобова перестраивает Московский зоопарк

фото Евгения Дудина для Forbes Woman
фото Евгения Дудина для Forbes Woman
Весной 2013 года Наталья Колобова оставила должность вице-президента банка «Петрокоммерц» и возглавила легендарный столичный зоопарк. Что ей удалось изменить к лучшему за год?

Когда в начале 2013 года вице-президенту банка «Петрокоммерц» Наталье Колобовой позвонили из хедхантингового агентства, то первым делом попросили не смеяться. Хотя Колобовой удержаться от смеха было сложно – ей предложили радикально сменить род занятий и возглавить Московский зоопарк. «Я размышляла над этой возможностью примерно три месяца и поняла, что хочу этим заниматься, — рассказывает бывший банкир Колобова. —  Зоопарк ведь та же производственная структура, подчиняющаяся универсальным законам управления. И в то же время розница, где при хорошей погоде за клиента и бороться не надо. Но проблем оказалось больше, чем я предполагала».

После назначения в апреле 2013 года Колобовой директором Московского зоопарка общественность страшно взволновалась. Тем более что, как подчеркивали новостные агентства, руководитель здесь сменился впервые за 30 лет. Зоопарк — не просто объект городской культуры. Если речь идет о москвичах, то у каждого он свой, как все детские воспоминания, и перемены на этой территории горожан настораживают.

В московском правительстве решили: нужно, чтобы зоопарк, которому в 2014 году исполняется 150 лет, не остался прекрасным воспоминанием, а превратился в новую прекрасную реальность. Сохранил бы высокий научный и просветительский уровень и стал комфортным музеем живой природы. И хорошо бы он сам обеспечивал свои текущие расходы.

 

Для этого нужен был новый менеджмент. Наталья Колобова его олицетворяет. Ее стиль — сухой, элегантный, конструктивный — ощущается во всем: в ее манере одеваться, обставлять кабинет, разговаривать с подчиненными и журналистами. Хотя в зоопарке деловая элегантность почему-то выглядит неожиданно.

После многих лет заповедного существования зоопарк стал предметом пристального внимания и общественного контроля.

 

В интернете с вирусной скоростью распространились вести о том, что новый директор наводнила территорию ларьками с фастфудом, извела осетров редких пород, а организованный ею рок-концерт погубил только что вылупившихся птенцов.

«Публичность стала для меня первым серьезным испытанием, — рассказывает бывший банкир. — И поначалу я «вздрогнула». Но теперь понимаю, что с этим надо мириться и уметь гнуть свою линию».

«Линия Колобовой» заключается в том, чтобы Московский зоопарк стал современным городским пространством, комфортным и для людей, и для животных. Чтобы посмотреть на чудеса вроде розового фламинго и белого тигра в центре столицы, приходили не только бабушки с внуками, но и самые разные люди.

 

«Посетители часто жалуются: мол, пришли, а животных не увидели. Что поделать? Публичное кормление не может быть частым,  — говорит Колобова. — Но когда в парке красиво все — клетки, вольеры, дорожки, навигация, то люди просто отдыхают, прогуливаются и думают, что на животных можно и в следующий раз посмотреть». В какой-то момент зоопарк превратился в парк развлечений с плохонькими аттракционами. Их убрали. Затем снесли бесконечное количество торговых палаток — вместо 70 их стало 15, при этом доход от аренды остался на прежнем уровне. Уже разработали новый фирменный стиль, бренд. Ввели вечерние экскурсии (предварительно обновив их весьма устаревший текст), и они стали мегапопулярны! Весной у зоопарка появится новый современный сайт. Наконец-то можно будет купить электронный билет, заказать экскурсию без предварительной телефонной записи, составить маршрут посещения…

«Но что там сайт, когда тут фонарей до сих пор не было?, — сетует Колобова. — Но скоро появятся».

Зоопарк — это с одной стороны животные и их потребности, и с другой — посетители и их интересы. А еще это сто с лишним объектов недвижимости разного масштаба, огромный поток кормов, финансовые службы, запущенные объекты реконструкции, устаревшие вольеры, инженерные коммуникации, некоторые из которых ровесники юбиляра. И конечно, трубы непрерывно рвутся, а крыши текут. Плюс грандиозная реконструкция к юбилею, а затем и праздничные мероприятия.

Сейчас в зоопарке чистят пруды, ремонтируются вольеры. Осенью 2014-го после празднования 150-летнего юбилея начнется строительство дополнительного выхода на Красную Пресню. Появилось несколько адресных проектов.

«Например, надеемся глобально отремонтировать павильон «Полярный мир» с белыми медведями, — рассказывает Колобова. — Там можно построить вольер хорошего европейского уровня. Но для этого надо найти серьезного инвестора. Без спонсорских денег не существует ни один зоопарк в мире. В нашем зоопарке благотворительность пока сводится к небольшим пожертвованиям на конкретных животных. Суммы разнятся — одно дело жертвовать на слона и другое дело — на мышку. Но эти деньги погоды, в общем-то, не делают. Спонсор должен быть глобальным!»

 

Если говорить только о текущих расходах, то в 2013 году средства, заработанные от посещений московского зоопарка, составили 45% его бюджета. Это самая большая цифра за последние годы.

«В банке я, финансист с математическим прошлым, долго была риск-менеджером, — рассказывает Наталья Колобова. — Умение просчитывать ситуации, не принимать поспешных решений и природная, возможно чисто женская, осторожность пригодились мне на новом месте. Большое количество людей, работающих в зоопарке каждый день, сталкиваются с угрозой жизни и здоровью. Здесь четкие правила игры и строжайшая техника безопасности. Думаю, на это место искали не то чтобы жесткого управленца. Искали того, кто дров не наломает. Никаких массовых увольнений я не произвожу, хотя 8% аппарата управления пришлось заменить. Дальнейшие кадровые перестановки необходимы, но происходить они будут медленно, спокойно, в рабочем режиме. Конечно, я привыкла, что в банковской сфере надежной мотивацией персонала служат деньги и продвижение по службе. У тех же, кто по 20, а то и 60 лет «служит» в зоопарке, свои ценности и свои представления о стимулах. И это точно не деньги и карьера».

Общественность и СМИ будут пристально следить за всем происходящим на «Баррикадной» (станция метро, рядом с которой расположен Московский зоопарк, — Forbes Woman). Но, кажется, Колобова спокойно работает в ситуации, когда все ее действия рассматриваются с особым пристрастием: «В российском обществе, безусловно, сохраняется шовинистическое отношение к женщинам-руководителям. Женщине надо быть лучше, компетентнее, больше работать и лучше себя проявить, чтобы получить шанс занять место, которое априори предназначено мужчине. Так что все нормально, я привыкла. В зоопарке, как в «Алисе в Стране чудес», за каждой дверкой оказывается еще одна, потом еще. И это бесконечно интересно. Я никогда не стану зоологом и не буду знать всех тонкостей. Но я иду вперед, осваиваюсь и не секунды не жалею, что пришла сюда работать. И Московский зоопарк об этом тоже не пожалеет».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+