К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«В интернет-бизнесе еще много романтики юности»

«В интернет-бизнесе еще много романтики юности»
Ольга Бруковская, вице-президент Mail.ru Group, о том, как сделать продукт, который может покорить мир

Ольга Бруковская в интернет-бизнесе больше 12 лет, работала в «РосБизнес-Консалтинг», была директором интернет-проектов в ИД «Компьютерра» и директором по развитию интернет-проекта Ytpo.ru, c 2003-го по 2005 год — руководителем департамента интернет-проектов ИД «Московские новости» и директором информационного агентства MosNews.com. С апреля 2005-го — директор по маркетингу HeadHunter Group. C марта 2010 года Ольга Бруковская — вице-президент по маркетингу Mail.ru Group. Одна из самых заметных фигур рунета, Ольга вспоминает его недавнее хрупкое прошлое и сравнивает с бурным настоящим.

— Я столкнулась с интернетом в конце 1990-х, когда стала заниматься исследованиями рунета в Центральном экономико-математическом институте Российской академии наук. Тогда это были в основном домашние страницы в стиле «я и моя собака», портал РБК, поисковик и несколько каталогов. Сегодня рунет — признанная в стране бизнес-среда. Настоящая отрасль с многомиллиардными оборотами и международными амбициями. Жить 12 лет в центре революции, где все постоянно меняется и темпы все круче, — это вырабатывает особый характер и специфическое чувство юмора.

В интернет-бизнесе все еще много романтики юности. Когда я только начала работать, это был своего рода клуб по интересам: важные проекты делались на коленке друзьями на кухне. Во многом это было чистое творчество. Но я не разделяю ворчания некоторых «ветеранов» — дескать, большие деньги все убили или всех избаловали. Все равно самые интересные продукты делаются идейными командами. Если хочешь отличить стартап, который выстрелит, от провала, то один из верных признаков помимо здравой идеи и профессионализма команды — это как раз увлеченность людей. То есть первичным должно быть желание сделать продукт, который завоюет мир, а не заработать деньги, чтобы покорить мир.

Изменилась структура потребления интернета

Сначала просто хотелось заниматься интересным делом. И только потом приходило понимание, что делаешь еще и что-то важное. Когда я пришла в HeadНunter, стояла амбициозная задача — возглавить рейтинги и стать первыми, кто сможет в России построить качественный сервис для массового рекрутинга в интернете. И при этом зарабатывать. Желательно больше всех конкурентов. И конечно, HeadНunter кажется мне очень важной вехой и с точки зрения опыта, и с точки зрения его места в отрасли. Аналогов этому проекту нет. Поверьте, B2B — не самая сильная сторона рунета. Мы больше всего гордимся  своими последними достижениями. Может, потому, что они еще не успели обесцениться. Когда-то мне казалось огромным достижением, что сайт Informer.ru стал прибыльным, хотя у него никогда не было такой задачи.

Изменилась сама структура потребления интернета. Сейчас это и общение, и развлечения, и бизнес, и покупки.  Mail.ru Group реализует стратегию, «коммунитеймент» (communication and entertainment). Мы делаем бизнес на стыке коммуникации между людьми и развлечениями и интегрируем под это все наши продукты.

Людям, которые просят совета, как «раскрутить» и «продвинуть», нужна помощь в целеполагании и систематизации. В этом, как мне кажется, проблема нашей системы высшего образования. А не в том, что выпускники факультетов маркетинга о маркетинге знают столько же, сколько я о Самсоне Злыдневе. Я не знаю, кто это. Я его только что придумала. Если вы можете позволить себе годами выпиливать лобзиком узоры на кухонном ежике, не думая и не зная, как заставить каждого мечтать об этом ежике, вы не маркетолог, вы художник. Маркетолог должен знать свой продукт как тело любимой женщины. Досконально. До уровня численного выражения эффективности и особенностей каждой кнопки. Отличие: необходимо знать про каждую кнопку и у конкурентов.

 

Проблемы гендерных различий для меня не существует

Я провожу много времени в интернете, потому что я современный человек и это удобно. Я даже домработнице записки отправляю на электронную почту. Финансовые расчеты веду через интернет. Не знаю, почему мы еще это обсуждаем. В сущности интернет уже давно естественная среда жизнедеятельности, работы. Меняется время, меняется форма коммуникации. Сам стереотип о гендерных различиях, стеклянном потолке, о том, что женщинам меньше платят, меньше прощают ошибок, — довольно забитый сюжет для комедий с Риз Уизерспун. Мне кажется, нет такой проблемы. Есть такая игра. У одной команды право относиться снисходительно и с недоверием. У второй — право на кокетство. Впрочем, будем ли мы в это играть, выбирает все-таки последняя сторона. Недоверие, как и другие трудности, правильнее всего преодолевать, постаравшись не тратить попусту энергию на жалобы и жалость. В конечном счете провожают по уму. Мой отец говорил: «Хочешь пять, знай на шесть».

А если плакать на совете директоров, сложно, как мне кажется, идти вверх по карьерной лестнице. Если эта тема до сих пор существует, значит это кому-то выгодно. И я склонна обвинить женщин в этом. Когда я начала заниматься интернетом, я обратила внимание, что не могу посоветоваться с отцом. Мне казалось, что, чтобы дать ответ, нужно хоть минимально понимать предметную область вопроса. Сейчас я вижу, что ошибалась. Ответ на большинство наших вопросов — в картине мира, которую мы видим, в понимании, знании, нравственных позициях и пр. Интернет — это среда, технология, инструмент. А мудрость применима к любой среде и технологии.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+