03.10.2007 00:00

Придорожный фонд

Сергей Гуриев Forbes Contributor
Не так важно, куда идут штрафы — в казну или в карман гаишнику

Минувшим летом вступили в силу новые штрафы за нарушения Правил дорожного движения. В ряде случаев они увеличились в разы и даже на порядок. Смертность на дорогах недопустимо высока, нарушителей надо жестоко наказывать, говорят сторонники нововведений. Водители возражают: все равно милиция слишком коррумпирована, и от наказания можно откупиться, поэтому более высокие штрафы всего лишь пополнят карман инспекторов. Кто прав? Поможет ли ужесточение наказаний в борьбе с нарушениями ПДД? Какие категории водителей больше пострадают от новых штрафов? На все эти вопросы можно ответить с экономических позиций.

С точки зрения главной цели системы наказаний — создания стимулов к безопасной езде — не так уж важно, куда именно поступают средства от штрафов. Если водитель будет знать, что за нарушение ему придется заплатить либо большой штраф, либо большую взятку, он побоится нарушать правила.

Нобелевский лауреат Гэри Беккер подметил, что система частного сбора штрафов экономически вполне эффективна. Государство устанавливает размер наказания за отдельные нарушения и нанимает для сбора штрафов инспектора, который, скорее всего, должен заплатить фиксированную сумму (что-то вроде налога на вмененный доход) за право приступить к работе, практически как в известном анекдоте, где инспектору выдают пистолет и жезл и говорят: «Крутись как хочешь». У него в данной ситуации будут очень сильные стимулы ловить и штрафовать нарушителей. Важное условие для того, чтобы система работала, — это законные ограничения произвола инспектора: у водителей должна быть возможность пожаловаться на него в случае неправомерного взимания штрафов.

В реальности все немного сложнее. Когда штрафы едины для всех нарушителей, то возникает хорошо знакомая ситуация — водитель «жигулей» испугается штрафа в 1000 рублей (или взятки в 500 рублей), в то время как для водителя «мерседеса» тысяча рублей не слишком сильно отличается от сотни. Как создать адекватные стимулы и для владельцев дорогих машин?

Самое простое решение — наказывать не рублем, а человеко-днями. Если за серьезное нарушение грозит не штраф, а лишение прав на длительный срок или даже арест, это может представлять уже серьезную проблему и для самого обеспеченного водителя, ведь его время стоит очень дорого. Именно поэтому наказания такого рода широко используются во многих странах, причем избежать их не могут и самые известные и богатые граждане — всем памятна недавняя история с Пэрис Хилтон. Кроме лишения прав и ареста, в той же Америке используется и более мягкая форма наказаний — обязательное посещение занятий (например, о вреде алкоголя и наркотиков); в этом случае издержки также измеряются не в долларах, а в человеко-часах. Так что с точки зрения равенства разных слоев населения перед законом более широкое использование лишения прав и ареста в России оправданно. Это мера, способная сделать движение безопаснее.

Но есть у этих форм наказания и серьезный недостаток. Ведь штрафы несут еще и фискальную функцию — за их счет можно собрать средства для помощи пострадавшим, зарплаты инспекторам и на ремонт дорог. В случае же лишения прав государство не получает ничего, а в случае ареста даже тратит средства на наказания. Поэтому вместо ареста и лишения прав некоторые страны просто привязывают размер штрафа к уровню дохода нарушителя — например, в Финляндии за одно и то же нарушение богатые автомобилисты платят в десятки и даже сотни раз больше, чем бедные.

Боятся ли штрафов в Финляндии? Американский экономист Марк Гринблатт и его финский коллега Матти Келохарю проанализировали данные о всех нарушениях ПДД в Хельсинки и окрестностях за 4,5 года. Выяснилось, что основные нарушители — это любители острых ощущений. Гринблатт и Келохарю показали, что при прочих равных нарушители, например, гораздо активнее торгуют на фондовом рынке, чем спокойные водители. Конечно, лучше, чтобы правила дорожного движения не нарушал никто, но остановить любителей острых ощущений с помощью штрафов, увы, невозможно.

Смогла бы финская система работать в России? С одной стороны, очевидно, что настоящие доходы россиянина по-прежнему не так легко подсчитать. С другой, именно так, по-фински, работают более жестокие наказания, если предположить, что инспекторы берут взятки. Взятка за то, чтобы откупиться от лишения прав, для богатых нарушителей будет гораздо выше — инспектор легко определит уровень благосостояния без всяких баз данных или налоговых деклараций — по стоимости автомобиля.

Так что, как ни странно, новые штрафы и наказания — вполне разумная мера. Осталось сделать так, чтобы водители не только боялись нарушать, но и получали удовольствие от езды по правилам. А для этого надо бороться с пробками и мигалками, обеспечить качество покрытия, разметки и регулирования движения. Что, конечно, сложнее, чем просто поднять штрафы.