К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кто здесь главный?

    Кто здесь главный?
    Художники, владельцы галерей и коллекционеры становятся знаменитостями. При чем тут Энди Уорхол?

    Каким образом Ларри Гагосян стал самым могущественным — и почти наверняка самым богатым — арт-дилером в мире? Он нашел, а в некоторых случаях возвратил из небытия многих знаменитых художников планеты, он вкладывался в них, и их продвигал, и изо всех сил старался получить максимальные цены за их работы. Но как бы он ни был хорош — а он действительно очень хорош, как и другие девять участников рейтинга самых влиятельных арт-дилеров США по версии Forbes, — Гагосян в свои 67 лет так бы и продавал оттиски в рамочках, если бы не некоторые обстоятельства: появление огромного количества нуворишей по всему миру, создание международных ярмарок типа «Арт-Базеля», взрывное распространение культа современного искусства в последние 50 лет.

    До Гагосяна был Лео Кастелли (1907–1999). Утонченный эмигрант из Триеста, Кастелли продавал авангард в своей галерее, сначала на Манхэттене (в Ист-Сайде), затем в Сохо, и его художники стали настоящими рок-звездами. В их числе Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Ричард Серра и Фрэнк Стелла. «Лео Кастелли сделал знаменитыми важнейших художников прошедшего столетия», — свидетельствует редактор журнала Art News Милтон Эстероу.

    Пожалуй, самый примечательный среди них — Энди Уорхол, в круг общения которого входили Джим Моррисон, Трумен Капоте и Лу Рид и чей визуальный ряд включал такие популярные образы, как Мэрилин Монро, Мохаммед Али, Элизабет Тейлор, кока-кола, суп Campbell’s и долларовые купюры. В 1962 году Уорхол познакомил мир с банками супа Campbell’s и тем самым открыл десятилетия споров об искусстве и потреблении. В результате его имя стало известно всему миру, а интерес к нему подогревала его экстравагантная личная жизнь (он был геем, утверждая при этом, что девственник). Вместе с его славой росла и слава Кастелли, и слава других его художников. А затем и деньги пришли: работу «200 однодолларовых купюр», проданную в 1986 году на Sotheby’s за $385 000, 23 года спустя тот же аукционный дом продал уже за $43,8 млн.

     

    Современное искусство не всегда продавалось по таким заоблачным ценам, как сейчас. Все началось, как полагают некоторые, в 1973 году, когда разбогатевший на такси магнат Роберт Скалл, разводясь с женой, светской львицей, продал 50 картин из своей коллекции на аукционе Parke­Bernet (сейчас принадлежит Sotheby’s) за неслыханные в то время $2,2 млн. Картина Джаспера Джонса «Мишень» (Target, 1961) принесла ему $125 000, «Большой цветок» Уорхола (Large Flower, 1964) — $135 000. Эти цены ошеломляли настолько, что Раушенберг после торгов набросился на Скалла с претензиями: «Я рвал задницу, чтобы ты на мне наживался, да?»

    Гагосян и Кастелли знали друг друга, были партнерами за ломберным столом и одно время вместе владели галереей. (Гагосян тоже работает с Эдвардом Рушеем, Серра, Саем Твомбли и Уорхолом — все они вышли из «конюшни» Кастелли.) Кастелли познакомил Гагосяна с одним из своих самых богатых клиентов, миллиардером С. И. Ньюхаусом. Однако Кастелли редко играл на так называемом вторичном рынке (продавая работы, которые уже были в продаже), а Гагосян часто этим занимается, рискуя и своими деньгами, и деньгами клиентов. И эта стратегия позволила ему быстро разбогатеть.

     

    1988 год. На аукционе Sotheby’s Гагосян делает ставку на работу Джонса «Фальстарт» (1959) для Ньюхауса — $17 млн. «Все были потрясены, для меня такая цена просто необъяснима», — прокомментировал торги на следующий день один из дилеров для The New York Times.

    Поднимает цены спрос со стороны нового класса разбогатевших американцев, европейцев и азиатов — всем им вдруг понадобилось современное западное искусство. Более 100 из 1226 миллиардеров мира — коллекционеры. Среди клиентов Гагосяна — Леон Блэк, Эли Брод и Стивен Коэн. Сегодня звездные клиенты бьются друг с другом за звездных художников, интересы которых представляют звездные дилеры, которых иногда обвиняют в том, что они уводят друг у друга клиентов.

    На рост цен работают и шоу. Основанная в 1973 году ярмарка «Арт-Базель» превратилась в своего рода ежегодную Олимпиаду искусства, на которой дилеры демонстрируют свои высшие достижения. Десять лет назад открылась вторая площадка «Арт-Базеля» в Майами, в прошлом году 50 000 ее посетителей осмотрели экспонаты 260 галерей; недавно «Арт-Базель» купила контрольный пакет Гонконгской ярмарки Art HK. Но стоит ли ждать очередной ярмарки? У Гагосяна сейчас 12 галерей по всему миру, и все они участвовали в ретроспективе британского художника Дэмиена Херста, которая состоялась в этом году.

     

    Над рынком современного искусства витает дух Энди Уорхола. Продажи одних только его работ обеспечивают 20% оборота, считает Клейтон Пресс, глава Linn|Press, консультативной службы, которая помогала Forbes составить рейтинг самых влиятельных арт-дилеров США. «Художник производит вещи, которые не нужны людям», — сказал как-то Уорхол. Это так же неверно, как и его предсказание о том, что «свои 15 минут славы» может получить каждый.

    Салеб Мелби при участии Натали Робемед

    Самые влиятельные арт-дилеры

    Рейтинг арт-дилеров США составлен с учетом двух факторов: оборота за 2011 год, рассчитанного для Forbes консультативной службой Linn|Press, и влияния. Влиятельность измеряется способностью арт-дилера строить карьеру художников и формировать рынок, а также числом и «калибром» его клиентов-коллекционеров. В список не вошли крупнейшие аукционные дома, такие как Christie’s и Sotheby’s, и частные дилеры, не имеющие собственных галерей.

    — Абигейл Р. Эсман

    1. Ларри Гагосян, 67 лет

     

    Gagosian Gallery

    Всего галерей в мире 12

    Выручка $925 млн

    Настоящий шоумен в мире искусства, Гагосян начинал с торговли китчевыми постерами в Лос-Анджелесе. Сегодня он может похвастаться целой когортой взлелеянных им художников, в числе которых Дэмиен Херст и Джефф Кунс, а также клиентами-миллиардерами, такими как С. И. Ньюхаус и Эли Брод.

     

    2. Дэвид Цвирнер, 47 лет

    David Zwirner Gallery

    Всего галерей в мире 3

    Выручка $225 млн

     

    Этот дилер немецкого происхождения занимается и юными дарованиями (Адель Абдессемед), и уже состоявшимися мастерами (Дэн Флавин, Дональд Джадд), и спекуляциями на вторичном рынке. Некоторые участники рынка полагают, что скоро он сможет сместить с пьедестала Ларри Гагосяна.

    3. Арн Глимчер, 74 года

    The Pace Gallery

    Всего галерей в мире: 7

     

    Выручка $450 млн

    В его галереях Pace представлено больше дорогих художников, чем у нескольких конкурентов, вместе взятых, но, поскольку он собирается вскоре передать дела сыну Марку, кое-кто сомневается в перспективах его бизнеса.

    4. Урсула Хаузер, 72 года

    Иван Вирт, 42 года

     

    Hauser & Wirth

    Всего галерей в мире 4

    Выручка $225 млн

    Мы включили владельцев этой цюрихской галереи в рейтинг, поскольку после открытия площадки в Нью-Йорке в 2009 году они стали пользоваться большим влиянием в США.

     

    5. Мариан Гудман, 84 года

    Marian Goodman Gallery

    Всего галерей в мире 2

    Выручка $150 млн

     

    Эта хрупкая женщина — уже несколько десятилетий главная дама американского арт-рынка. Безупречный вкус и тяга к социальной справедливости сформировали имидж ее галереи. Ее звезды — Герхард Рихтер, Томас Штрут и Марсель Бротарс.

    6. Мэтью Маркс, 49 лет

    Matthew Marks Gallery

    Всего галерей в мире 5

     

    Выручка $100 млн

    Когда Маркс в 1991 году открыл галерею на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке, он был никому не известным 28-летним выскочкой. Спустя 20 лет он уже представлял художников, картины которых продавались на Christie’s и Sotheby’s за миллионы долларов. Это Элсворт Келли, Нан Голдин, Брайс Марден и Джаспер Джонс.

    7. Доминик Леви, 44 года

    Роберт Мнухин, 79 лет

     

    L&M Arts

    Всего галерей в мире 2

    Выручка $275 млн

    Аналитик Goldman Sachs в течение 33 лет, Мнухин умеет зарабатывать. А Леви, бывший директор подразделения  Christie’s, занимавшегося международными частными продажами, умеет продавать большое искусство. Вместе они отличная команда.

     

    8. Пола Купер, 74 года

    Paula Cooper Gallery

    Всего галерей в мире: 1

    Выручка $100 млн

     

    С 1960-х годов, когда Пола Купер открыла галерею на Бродвее, она служит образцом для всех начинающих галеристок.

    9. Барбара Гладстон, 77 лет

    Gladstone Gallery

    Всего галерей в мире 3

     

    Выручка $100 млн

    Среди тех, кого поддерживает Гладстон, — Аниш Капур, Мэтью Барни, Гарри Хилл, Ширин Нешат и Алигьерро Боэтти.

    10. Уильям Аквавелла, 74 года

    Acquavella Galleries

     

    Всего галерей в мире 1

    Выручка $400 млн

    Эта галерея специализируется на вторичном рынке искусства, известна продажами Моне, Ротко, Дега и Люсьена Фрейда.

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+