К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Финансовый муравейник


Что представляет собой финтех-индустрия.

Финансовые технологии, или сокращенно финтех, — емкий термин для обозначения компаний, привносящих современные технологии в финансовый мир. По разным оценкам, в мире уже около 10 000 финтех-стартапов, и их количество постоянно растет. С 2010 по 2015 год объем венчурных инвестиций в финтех вырос в 10 раз, почти до $20 млрд в год, а стартапов в этой сфере, оценка которой перевалила за миллиард долларов, уже несколько десятков. Но несмотря на все это, проникновение новых цифровых бизнес-моделей в финансовом секторе даже в США составляет менее 1%. Так что же представляет собой финтех-индустрия и куда идут деньги инвесторов?

1. Платежи и переводы

1. Платежи и переводы

Этот сегмент объединяет кошельки, сервисы перевода денег, шлюзы приема онлайн-платежей и пр. На него приходится до трети всех инвестиций в финтех, и крупнейшие национальные финтех-компании созданы именно в сфере платежей (Россия с Qiwi не исключение). При этом маржа в этом сегменте редко больше 2–3%, и заработать можно лишь на большом масштабе. Именно поэтому основные платежные компании PayPal и Ant Financial («финансовый муравей», бренд Alipay), проводящие транзакций почти на $100 млрд в месяц, выросли благодаря тесным отношениям с крупнейшими в мире торговыми площадками eBay и Alibaba.

 

Другой быстрорастущей подкатегорией этого сегмента являются денежные переводы. Инвесторов привлекает масштаб этого рынка (более $500 млрд в год) и наличие на нем огромных неэффективностей (например, стоимость международных переводов в некоторых случаях достигает 10% и более).

Самые интересные компании сегмента

 

Ant Financial

Основной регион Китай

Объем привлеченных инвестиций $4,5 млрд

Текущая оценка $60 млрд

 

Описание Крупнейшая финтех-компания в мире и вторая по оценке частная 

Paypal 

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $194 млн

Текущая оценка Около $50 млрд

Описание Основной платежный сервис в западных странах. В 2015 году отделился от eBay и сейчас быстро выходит в смежные финтех-вертикали. Один из основателей — Элон Маск, основатель Tesla и SpaceX.

 

Stripe

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $300 млн

Текущая оценка $5 млрд

Описание Крупнейший в мире B2B финтех-стартап, помогающий компаниям принимать онлайн-платежи во всех основных валютах.

 

TransferWise

Основной регион Великобритания

Объем привлеченных инвестиций $90 млн

Текущая оценка $1 млрд

Описание Один из самых знаменитых финтех-стартапов Европы основан первым сотрудником Skype,  среди инвесторов — Питер Тиль и Ричард Брэнсон. Снижает стоимость переводов за счет использования модели P2P — система связывает пользователей, меняющих разные пары валют. Оборот составляет почти $1 млрд в месяц.

 

2. Кредитование

Это, пожалуй, самый понятный для пользователей сегмент рынка, где сосредоточено почти 60% прибыли современных банков и куда идет половина венчурных финтех-инвестиций. Его активное развитие началось после кризиса 2008 года, когда из-за регуляторных изменений банкам стало менее выгодно кредитовать определенные группы заемщиков. Первыми большими историями в этом сегменте стали компании, не конкурирующие с банками напрямую, а скорее идущие за неохваченными ими клиентами (в мире порядка 2 млрд человек не имеют доступа к банковским услугам). Один из наиболее ярких примеров — микрофинансовая организация Wonga в Великобритании, фокусирующаяся на высокодоходных кредитах до зарплаты. Уже в 2012 году она показывала более $100 млн чистой прибыли — и это на рынке финтеха, где до сих пор доминируют стартапы, редко работающие хотя бы в ноль. Большое развитие получило и кредитование малых предприятий, в котором сами банки видят слишком много рисков.

Отдельного упоминания заслуживают стартапы, работающие по модели peer-to-peer (P2P) кредитования, когда сервис предоставляет платформу по связи заемщиков с кредиторами, в роли которых могут выступать розничные инвесторы. Успешно применяется данная модель и для кредитования предприятий. Крупнейший игрок в этой области, британская площадка Funding Circle, обещает инвесторам, вкладывающим через нее, более 7% чистой ежегодной доходности, тогда как ставка по депозитам в Европе редко превышает 2%.

В P2P-сегменте произошел и самый крупный скандал в истории финтеха — падение пирамиды Ezubao, действовавшей в Китае. Компания подделывала 95% заявок на кредиты, на вложениях в которые почти миллион китайских инвесторов потеряли $7,6 млрд. Бум P2P-кредитования в Китае вообще является уникальным явлением в мире: в стране работает почти 4000 P2P-площадок.

LendingClub

Основной регион США

 

Объем привлеченных инвестиций $392 млн

Текущая оценка $1,5 млрд

Описание Пионер P2P-кредитования. На пике после своего IPO в 2014 году компания стоила более $10 млрд, но с тех пор подешевела в 7 раз и в мае 2016 со скандалом уволила своего основателя. Объем выдаваемых кредитов — около $3 млрд в квартал.

Lufax

Основной регион Китай

 

Объем привлеченных инвестиций $1,7 млрд

Текущая оценка $19 млрд

Описание Крупнейший независимый финтех-стартап в мире дополняет онлайн сетью офлайн-отделений, а решение о выдаче займов принимает после телефонного собеседования заемщиков.

SoFi

Основной регион США

 

Объем привлеченных инвестиций $239 млн

Текущая оценка $1 млрд

Описание Лидер в кредитовании малого бизнеса. В оценке кредитоспособности заемщиков использует данные из внутренних систем аналитики компании, сведения бухучета, историю товарных отгрузок, отзывы в соцсетях и др.

Funding Circle

Основной регион Великобритания

 

Объем привлеченных инвестиций $273 млн

Текущая оценка $1 млрд

Описание P2P площадка, помогающая малому бизнесу найти кредитора. Из $1,8 млрд, проинвестированных через платформу,  почти $100 млн вложило правительство Великобритании. 

3. Управление активами и инвестиции

Существующие механизмы управления активами и доступные способы вложения средств зачастую заточены под узкий круг клиентов: это или профессиональные инвесторы, или люди с большим состоянием, обслуживанием которых занимаются профессиональные финансовые консультанты. Но с развитием технологий становится возможной автоматизация и удешевление многих процессов, чем зачастую и занимаются компании данного сегмента. Один из примеров — робо-­адвайзинг, когда подбором портфеля занимаются алгоритмы, которые предлагают клиенту структуру инвестиций, соответствующую его инвестиционным предпочтениям и профилю риска, снижая таким образом ежегодные затраты на обслуживание с принятых в индустрии 1–2% до 0,3–0,5%. И именно снижение затрат, удобство использования продукта и демократизация доступа — основа предложения финтех-стартапов.

 

К данному сегменту можно также отнести многочисленные краудсорсинговые площадки. И если к инвестированию в предзаказы проектов на площадках вроде Indiegogo или Kickstarter (краудфандинг) многие уже привыкли, то инвестирование в акции частных компаний таким же способом (краудинвестинг) только набирает обороты.

Betterment

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $205 млн

Текущая оценка $700 млн

 

Описание Компания специализируется на робо-адвайзинге. Под управлением более $3 млрд средств инвесторов.

Robinhood

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $66 млн

Текущая оценка н/д

 

Описание Приложение Robinhood позволяет покупать акции без комиссии, тогда как средняя комиссия в США составляет $7-10 за транзакцию.

Kickstarter

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $10 млн

Текущая оценка н/д

 

Краудфандинговый стартап помог инвесторам вложить более $2 млрд в прорывные разработки таких компаний, как Oculus, Pebble и др. Зарабатывает на комиссии в 5% от суммы инвестиции.

CircleUp

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $53 млн

Текущая оценка н/д

 

Описание Пример краудинвестинга. Фокусируется на привлечении инвестиций в капитал FMCG компаний и ритейлеров, отбирая лишь 5% из подавших заявку. Каждый заемщик в среднем привлекает более $1 млн.

4. Цифровой банк и персональные финансы

В мире финтеха расчетный счет клиента считается чем-то вроде святого Грааля, ведь зачастую именно он является для пользователя лицом организации, с которой он взаимодействует. Правда, сам по себе текущий счет монетизируется не очень хорошо и имеет смысл только в привязке к другим продуктам, включая те же платежи, кредиты и инвестиции. Именно таким образом функционирует большая часть современных банков, и здесь же появляется все больше так называемых необанков — цифровых банков нового поколения. Но если первые попытки создания цифрового банка были сосредоточены вокруг предоставления удобного сервиса на базе существующей банковской инфраструктуры (например, Рокетбанк в России), то новые стартапы создают инфраструктуру с нуля. Гибкость регуляторов в отношении цифровых банковских моделей также помогает стартапам создавать полноценные банки. Так в Великобритании после изменения банковского законодательства в 2014–2015 годах уже пять новых банков получили лицензии, а Лондон за это время стал де-факто мировой финтех-столицей.

Другой важной категорией данного сегмента являются стартапы, управляющие персональными финансами. Например, американская Credit Karma позволяет пользователям получить бесплатный доступ к своему кредитному рейтингу и кредитной истории (за что раньше пользователям приходилось платить до $100), а также ведет учет всех финансовых продуктов, используемых клиентом.

Atom

Основной регион Великобритания

 

Объем привлеченных инвестиций $167 млн

Текущая оценка $230 млн

Описание Первый в истории Англии полностью мобильный банк, получивший банковскую лицензию. Мобильное приложение Atom написано на игровой платформе Unity — для обеспечения высокой скорости работы.

Credit Karma

Основной регион США

 

Объем привлеченных инвестиций $368 млн

Текущая оценка $3,5 млрд

Описание Агрегатор и сервис сравнения финансовых продуктов. Анализируя более $3 трлн долгов своих 50 млн клиентов, компания досконально знает их предпочтения и  может предлагать продукты с наиболее подходящими условиями.

5. Страхование

Индустрия страхования, которая оценивается почти в $5 трлн, до сих пор оставалась одной из самых нетехнологичных. В первую очередь это связано с повышенными требованиями, предъявляемыми регуляторами, и инертностью существующих игроков (например, средний возраст крупной страховой компании в США составляет почти 100 лет). До сих пор основные инновации в сфере страхования происходили в сегменте дистрибуции. Что неудивительно, учитывая, что большинство страховых компаний все еще распространяет свои продукты, полагаясь на огромные офлайновые агентские сети, которые забирают себе до 20% в виде комиссий.

 

В последнее время стало трендом создание цифрового страховщика с нуля. Правда, обходятся такие проекты недешево. Например, американский стартап Bright Health, официальный запуск которого намечен только на 2017 год, уже привлек более $80 млн на создание страховой компании нового поколения.

Zenefits

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $584 млн

Текущая оценка $4,5 млрд

 

Описание Агрегатор страховых планов. Стартап не раз судился с местными властями из-за претензий по нарушению законов по продаже страховых продуктов. Компания предоставляет предприятиям бесплатный софт для управления HR-процессами, и использует полученную таким способом базу клиентов для распространения страховых продуктов в обход агентов.

Oscar

Основной регион США

Объем привлеченных инвестиций $728 млн

Текущая оценка $2,7 млрд

 

Описание Самый известный страховой стартап, создающий медицинские планы нового поколения. Клиентам предлагается множество дополнительных бесплатных сервисов, таких как удаленные консультации с врачами и фитнес-браслеты, а основной точкой контакта является мобильное приложение. Стартап привлек за три года более $700 млн, работая лишь в двух штатах.

Zhong An

Основной регион Китай

Объем привлеченных инвестиций $368 млн

Текущая оценка $8 млрд

 

Описание Компания предлагает своим клиентам более 200 вариантов онлайн-страховок. Среди учредителей — одна из крупнейших в Китае страховых компаний и Ant Financial.

6. Инфраструктура и разные вспомогательные сервисы

В этой категории в основном сосредоточены B2B-стартапы, предлагающие свои технологии или другим финтех-игрокам, или чаще банкам и страховым компаниям. Это как точечные решения, связанные с обеспечением безопасности, работой с большими данными, механизмами скоринга заемщиков, так и полноценные платформы, например по организации P2P-кредитования или мобильных платежей.

Как видно, финтех включает в себя большое количество разнообразных бизнес-моделей и подходов. Часть из них, как платежи, уже находится на довольно продвинутом уровне, другие же только зарождаются. При этом финансовые организации, несмотря на свою неповоротливость, уже начали активно смотреть на финтех, понимая, что новые технологии в совокупности с их наработанной клиентской базой, возможностями по привлечению дешевых заимствований и проработанной регуляторной базой могут заложить основы цифрового финансового учреждения нового поколения. В эту же сторону смотрят и телеком-операторы, давно превратившиеся в «трубу» по передаче данных и мечтающие научиться зарабатывать на клиентских сервисах. И конечно же, сюда активно идут такие компании, как Google, Facebook и Apple.

До сих пор финтех-стартапы могли относительно легко находить себе нишу. Но чем крупнее они становятся, тем больше у них появляется пересечений с традиционными финансовыми компаниями.

 

И в этих условиях более тесная интеграция финтех-стартапов с крупными офлайн-игроками лишь вопрос времени. Времени, которое наступает уже сейчас и которое многие называют новым этапом развития индустрии — финтех 2.0.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости