К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Императорский фарфоровый завод к 100-летию революции воссоздает агитационный фарфор

Императорский фарфоровый завод к 100-летию революции воссоздает агитационный фарфор
Скульптурные миниатюры, чашки с блюдцами и декоративные тарелки по мотивам фарфора 1920-х годов из коллекции Эрмитажа

Исторический казус — после революции, в 1918 году Императорским фарфоровым заводом, который поставлял посуду царскому двору, стал управлять Народный комиссариат просвещения — привел к появлению нового жанра в декоративно-прикладном искусстве. Фарфор, элитарный материал, стал совершенным по форме и безупречным в исполнении средством пролетарской пропаганды. Миниатюрные скульптуры и росписи на посуде не только призывали, обещали и влекли, но и с фотографической точностью фиксировали происходящее. От идиллической парочки двух мужчин — колхозника и рабочего с обнаженным торсом — под названием «Смычка» до женщины в кожанке со стрижкой под скобку — скульптура «Милиционерка» — и жанровой сцены гадания на улице революционного Петрограда.

Создавать новое искусство на фарфоровой завод пришли скульптор Наталья Данько, художники Николай Суетин, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Владимир Татлин. Революционно настроенные художники верили, что ломка старого — это непременно полная замена не только представлений, но и предметного мира на новое, неиспробованное. И с воодушевлением создавали предметный мир заново, от скамеек до пепельниц. Фарфор стал первым материалом, где получил практическое применение супрематизм с его жесткими лаконичными формами. Супрематический чайник дизайна Малевича, запущенный в серийное производство в 1923 году, завод продолжает выпускать до сих пор. Единственная пауза в производстве пришлась на годы войны.

Так возник агитационный фарфор — предмет охоты коллекционеров русского авангарда. К 100-летию революции художники пересмотрели и творчески переработали свой авангардисткий архив — историческая коллекция хранится в Эрмитаже — и создали декоративные тарелки, чашки с блюдами и миниатюрные скульптуры по мотивам работ Данько, Суетина, Малевича тиражом в 7000 экземпляров.

Красный конь из шахматного набора «Красные и белые»

Красный конь из шахматного набора «Красные и белые»

Красный конь — одна из фигур шахматного набора, созданная в 1925 году сестрами-художницами Натальей и Еленой Данько. Первые фарфоровые шахматы на заводе были изготовлены в XVIII веке в стиле рококо. В 1920-1930-е годы, как оказалось, шахматы отлично справляются с агитационными задачами.

Тарелка «Кубистическая», 5290 руб

Тарелка «Кубистическая», 5290 руб

Тарелка воспроизведена по оригиналу, созданному Сергеем Чехониным, участником группы «Мир искусства», учеником Ильи Репина.

Миниатюрная скульптура «Милиционерка», 52 940 руб

Миниатюрная скульптура «Милиционерка», 52 940 руб

Петербургский скульптор Наталья Данько с 1919 года возглавляла скульптурный отдел завода, создала  более 300 фарфоровых миниатюр. «Милиционерка»  датирована 1920-м годом. По скульптурам  Данько можно реконструировать быт, краски и нравы жизни революционного Петрограда — такие живые и непосредственные ее фарфоровые герои. Данько осталась на заводе во время Великой отечечественной войны и не пережила блокаду Ленинграда.

Миниатюрная скульптура «Ударница», 7590 руб

Миниатюрная скульптура «Ударница», 7590 руб

Повтор скульптурной миниатюры Натальи Данько. Ударница  — не портретирование с натуры, а гимн светлому будущему, больше напоминающий античную скульптуру.

Миниатюрная скульптура «Вышивающая знамя», 43 470 руб

Миниатюрная скульптура «Вышивающая знамя», 43 470 руб

Копия агитфарфора работы Натальи Данько.

Миниатюраная скульптура «Гадалка», 104 180 руб

Миниатюраная скульптура «Гадалка», 104 180 руб

Жанровая сцена гадания — эпизод из жизни послеровюционного Петрограда, зафиксированный скульптором Натальей Данько.

Чашка «Красный флаг», 1 390 руб

Чашка «Красный флаг», 1 390 руб

Идеальный образец агитационного фарформа — по чашке художник Вильде пустил надпись: «Воскресник в пользу голодающих 23.X.1921». Рудольф Вильде пришел на завод по личному приглашению императрицы Александры Федоровны. В 1905 году императрица купила акварель Вильде с изображением цветов и пригласила автора сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. В 1906 году Вильде возглавил мастерскую живописи, и остался на заводе и после революции.

Миниатюрная скульптура «Смычка», 37 000 руб

Миниатюрная скульптура «Смычка», 37 000 руб

Идиллический союз города и деревни создал художник Василий Николаев.

Шахматный набор «Красные и белые»,  340 200 руб

Шахматный набор «Красные и белые», 340 200 руб

Фарфоровые шахматы работы сестер Данько, Наталья — скульптор, Елена — художник, — разработка темы октябрьской революции. Красные и белые фигуры — две враждующие армии, два мира. Король красных олицетворяет пролетариат, королева — красное крестьянство, офицер в буденовке — рабоче-крестьянскую армию. Король белых символизирует смерть, королева – богатство, офицеры в эполетах — бессилие, а пешки — рабы в цепях.

Чашка «Красный квадрат», 1 300 руб

Чашка «Красный квадрат», 1 300 руб

Копия чашки, расписанной Казимиром Малевичем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+