К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Энди Уорхол на поляроиде: Пушкинский музей показывает лучшие дагеротипы мира

Энди Уорхол на поляроиде: Пушкинский музей показывает лучшие дагеротипы мира
Уорхол, Хокни, Хельмут Ньютон — все эти большие художники своего времени, как оказывается, много экспериментировали с форматом поляроидных снимков. Специально для Forbes Life Пушкинский музей рассказывает об этих карточках — и о выставке, им посвященной.

В ГМИИ им. А. С. Пушкина до 26 января 2020 года проходит выставка, посвященная трем легендарным фотографическим техникам, — «Дагеротип, автохром, поляроид 1/1». Последняя из них, как мы знаем, популярна и по сей день, потому что легка в использовании, дарит ощущение пойманного момента и сразу дает результат.

В 1960-х Эдвин Герберт Лэнд, успешный ученый и основатель компании Polaroid, совершил во многом ненамеренный, невероятно удачный маркетинговый ход (хотя Лэнд мало верил в чудеса рекламы), который привлек внимание к новой камере и навсегда закрепил новую технику создания фотографий в истории искусства. Он пригласил более восьмисот фотографов по всему миру протестировать новинку — фотоаппарат поляроид. Разумеется, использование совершенно нового формата съемки, означавшее новый, свежий взгляд, дало огромный результат. О том, кем были «первопроходцы» и гении первых поляроидных снимков, кураторы выставки и рассказывают на примере семи имен.



Энди Уорхол (1928-1987)
Энди Уорхол. Автопортрет (с черепом). 1977. Частная коллекция © 2014 Andy Warhol Foundation for the Visual Arts·Artists Rights Society (ARS), New York

Энди Уорхол (1928-1987)

Энди Уорхол. Автопортрет (с черепом). 1977. Частная коллекция © 2014 Andy Warhol Foundation for the Visual Arts / Artists Rights Society (ARS), New York

Многие при слове «поляроид» вспоминают знаменитые снимки Энди Уорхола, запечатлевшие его друзей, коллег, всевозможных звезд и самого художника. Для Уорхола эти кадры — часть его знаменитой философии тиражности, бесконечного копирования в эпоху массового искусства. Его снимки — это удивительный союз индивидуальностей и условностей, личностей и карикатур.

Подобно барочным натюрмортам с элементами ванитас (название для категории натюрмортов, заставляющих задуматься о смерти и бренности бытия. — Forbes Life), поляроиды-портреты Уорхола обращены к теме жизни и смерти и их вечного соприкосновения. В 1976 году он начинает свой знаменитый цикл с черепами, продолжая «беседу» о хрупкости бытия и смертности, которую он начал еще в 60-х годах темами катастроф, самоубийств и похорон. Поляроидный автопортрет с черепом, возможно, один из самых знаменитых портретов художника — это сочетание бутафории и естественности, жизни и смерти, индивидуальности и схожести всех перед лицом смерти.

Андре Кертеш (1894-1985)
Андре Кертеш, серия “Из моего окна”, Нью Йорк, 70-е

Андре Кертеш (1894-1985)

Андре Кертеш, серия «Из моего окна», Нью-Йорк, 70-е 

Говоря о первых поляроидах, нельзя не вспомнить фотохудожника Андре Кертеша, который создавал мечтательные, «туманные», местами сюрреалистические изображения с искажением объектов. Он говорил, что его фотографии показывают мир во всей его простоте. В 1970-е, по разным версиям, компания Polaroid или же его друг музыкант Грэм Нэш отдает Кертешу поляроид SX-70. Снимки, сделанные на эту камеру, открывают самый последний этап его творчества. В своих поляроидах он продолжил изучать те же темы, которые волновали его на протяжении всей жизни. К тому же с моментом появления у него первого поляроида совпала смерть жены в 1977-м — в этом контексте работа с новым форматом и образ пары на его снимках читается особенно интимно, как сложный процесс преодоления травмы. Для художника это был способ выйти из глубокой депрессии и укрепить память о любимом человеке, находя следы его присутствия в простых предметах.

Он был чутким наблюдателем форм, фактур и цветов. Об этом говорят его меланхоличные, трогательные поляроиды-натюрморты со стеклянными прозрачными фигурками, лицами, очками, посудой.

Энсель Адамс (1902 -1984)
Энсель Адамс. Йосемитский водопад. 1979. Polaroid SX-70. © The Ansel Adams Publishing Rights Trust

Энсель Адамс (1902 -1984)

Энсель Адамс. Йосемитский водопад. 1979. Polaroid SX-70. © The Ansel Adams Publishing Rights Trust 

В 1948 году фотографа Энселя Адамса, известного своими пейзажными снимками Дикого Запада, компания Polaroid приглашает попробовать новую камеру. На протяжении многих лет он выступает как консультант компании и создает, по его же словам, множество самых удачных снимков.

Адамс был одним из создателей знаменитой, хотя и очень недолговечной фотографической группы «f/64» (1932-1935), название которой произошло от минимального размера диафрагмы объектива, позволявшего получить очень четкое детализированное изображение и большую глубину резкости. Эта группа объединяла фотографов-калифорнийцев, в фокусе внимания которых было документальное фиксирование реальности, по большей части — природных пейзажей.

Дэвид Хокни (род. 1937)
Дэвид Хокни. “Натан плавает. Лос-Анджелес. 11 марта 1982”. 1982. Лос Анджелес. Polaroid. Частная коллекция

Дэвид Хокни (род. 1937)

Дэвид Хокни. «Натан плавает. Лос-Анджелес. 11 марта 1982». 1982. Лос-Анджелес. Polaroid.  Частная коллекция 

Подход Дэвида Хокни, также приглашенного компанией Polaroid протестировать новую камеру, был особенно художественный. Сам Хокни говорил, что для него фотография — это инструмент, с помощью которого он создает искусство. Так и было в буквальном смысле. Этот практический подход наглядно виден в работах, созданных из множества поляроидов, сложенных вместе как пазл. Дробление мира посредством поляроидных снимков позволяло при видимом сохранении «реальности» создать новую композицию, расширить пространство и увидеть объект по-новому. Такие коллажи он называл «joiners» (англ. to join — соединять). Важно, что фотографии делались художником с разных ракурсов — таким образом, создавалось пространство с множеством точек зрения, при этом цельное в своей многогранности.

Хельмут Ньютон (1920-2004)
Хельмут Ньютон. Поцелуй. Неизвестный год

Хельмут Ньютон (1920-2004)

Хельмут Ньютон. Поцелуй. Неизвестный год

Холодная и по большей части черно-белая эротика Хельмута Ньютона и знаменитый лозунг «sex sells» («секс помогает продавать») прославили его на весь мир и сделали одним из самых влиятельных художников в истории фотографии и модной индустрии. С ним работали Vogue, Elle, Playboy, Marie Clair, Amica, Jardin des Modes и другие издания. Поляроидные снимки он называл фотографическими набросками, позволяющими спонтанно, без специальной подготовки запечатлеть реальность. Ньютон использовал поляроид, чтобы сделать тесты перед большой съемкой. Несмотря на то что это были пробные экспериментальные кадры, они стали частью таких известных каталогов поляроидов, как «Helmut Newton. Pola woman» (1992) и позже «Helmut Newton. Polaroids» (2015). Поляроидные снимки Ньютона не уступали в своей ценности итоговым фотографиям, ведь они фиксировали ход мысли художника, процесс выбора.

Майнор Мартин Уайт (1908 -1976)
Майнор Уайт. Polaroid

Майнор Мартин Уайт (1908 -1976)

Майнор Уайт. Polaroid 

Майнор Уайт — фотограф-созерцатель, друг Энселя Адамса, во многом унаследовавший черты стилистики f/64 с черно-белыми детальными снимками городского и природного пейзажа, однако обратившийся к более медитативным, созерцательным и абстрактным материям. На взгляд Уайта-фотографа повлияли духовные практики, в том числе медитация и дзен-буддизм. Уайт был бесконечно рефлексирующим художником: он писал стихотворения, записывал наблюдения, выдержки из писем. Многие свои работы он сопровождал стихотворными строчками. Позже такие «дополнения» фотографий он заменил новым методом: фотографии он располагал в определенной последовательности. Только наблюдая их вместе, можно было «прочитать» его фотографическое высказывание.

Ему нравилась наглядность трансформации, которая происходила, когда печатался  поляроидный снимок — можно было сразу сравнить реальность и кадр и понять, как они кардинально отличаются.

Уокер Эванс (1903-1975)
Уокер Эванс. Вирджиния Хаббард. Дестин, Флорида. 6 августа, 1974. The Metropolitan Museum of Art, Walker Evans Archive © 1994

Уокер Эванс (1903-1975)

Уокер Эванс. Вирджиния Хаббард. Дестин, Флорида. 6 августа, 1974. The Metropolitan Museum of Art, Walker Evans Archive © 1994

Уокер Эванс был известен своими документальными фотографиями времен Великой депрессии 1930-х годов. В 1973 году в руки Эванса попадает поляроид SX-70, и он создает около 2500 снимков друзей и знакомых. Позже он говорил, что никто не должен брать в руки поляроид до 60 лет. Для него поляроидная съемка стала важным осознанным шагом: только после долгих лет творческих поисков и фотографических экспериментов, принятия и непринятия себя он понял, что можно просто видеть и выбирать момент нашего существования. Он запечатлевал живые мгновения, схваченные во всей их простоте, невыверенности и небрежности.

Фотограф вспоминал, что ни за что в жизни не взял бы в руки поляроид, если бы он не попал к нему случайно. Ему казалось, что в его цветах есть что-то вульгарное. Как бы ни было парадоксально, спустя некоторые время он понял, что теперь связывает свое творческое «я» именно с этой техникой фотографии.

На выставке «Дагеротип, автохром, поляроид 1/1» в Пушкинском музее вы можете найти два поляроида, упомянутых в материале, — снимок Энселя Адамса «Йосемитский водопад» и поляроид Хельмута Ньютона «Поцелуй».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+