К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Дипфейки, гибкость и искусственное мясо. Какие слова мы узнали в 2019 году

Чем запомнится уходящий 2019 год? Новыми подходами к связи, недоверию собственным глазам и даже мини-революцией на рынке пищевых продуктов. Forbes Life вспомнил 5 важных событий и трендов мира технологий, оказавшихся у всех на слуху

Каждые 365 дней — особый отрезок времени, который мы проживаем в вагонах метро, пробках на дорогах или за чтением корпоративных порталов. И если «извечные» рассуждения о роботизации, квантовых вычислениях или технологической сингулярности не сходят с полос никогда, то некоторые явления становятся отражением конкретного года, выступая маркерами эпохи в календаре прогресса.

Гибкость
REUTERS·Hannibal Hanschke

Гибкость

Тот, кого минули новости о гибких устройствах этого года, наверняка провел его на другой планете. Да, слухи, отдельные технологии и концепты таких аппаратов были давно, но именно 2019 год принес нам первые коммерческие модели.

Задача, «решенная» сначала Samsung Galaxy Fold и Huawei Mate X, оказалась сложной даже для этих лидеров рынка. За неимением лучших решений аппараты лишены защитного стекла — эту роль выполняет ненадежный пластик. И если на презентациях все смотрелось органично (за исключением образовывающейся складки в месте, то гнется аппарат), то в реальной жизни проблем оказалось куда больше. Корейский аппарат вовсе оказался непригодным в бытовом использовании, из-за чего его выпуск был отложен, а компании пришлось срочно искать выход из ситуации: ее «вау-устройство» вместо незаменимого помощника оказалось игрушкой для выставок и презентаций.

Конечно, сыграл свое и фактор цены: отдавать около $2000 за во всех смыслах сырые аппараты — удел настоящих гиков, а не ценящих свое время и удобство пользователей. Сейчас можно вести речь о зарождающемся сегменте foldables (есть даже гибкие планшеты!), но не более того. Надежду новой категории устройств под конец года подарила Motorola с ее реинкарнацией культового Razr, но говорить о будущем модели пока также рано — во времена, когда волна «гибкого хайпа» прошла, выделиться удастся только первой коммерчески успешной моделью. Удастся ли это именно Razr — вопрос. А вот то, что таких устройств будет только больше, — уже данность. По прогнозам, к 2028 году в мире будет уже 240 млн гибких гаджетов.

Дипфейк
Youtube

Дипфейк

На замену Fake News пришел дипфейк. Гроза репутации звезд, ночной кошмар политиков, мечта киноманов и просто повод удивиться для горожан — все это объединяет в себе дипфейк. Кто сказал, что обработанное искусственным интеллектом видео интересно только профильному сообществу? Когда алгоритмы научились заменять лица и голоса, YouTube-«песни» со склейками из фраз известных спикеров ушли в прошлое — зачем смотреть на рваные кадры, если вы можете заставить Барака Обаму произносить что угодно?

Изначально дипфейки применяли в качестве забавы: хотите увидеть Сталлоне-Терминатора — пожалуйста, дать новую роль Николасу Кейджу — без проблем. Дипфейки — это уже и реальные кейсы: в Европе группа мошенников использовала подделанные с помощью ИИ аудиозаписи с целью заполучить около $250 000 по «требованию» главы немецкой компании у своих партнеров в Великобритании.

Но деньги, как оказалось, вопрос второстепенный. Шум в медиа был прежде всего связан с появлением именно политических фейк-видео. Дело дошло до конкретных мер: в Калифорнии, к слову, дипфейки уже запретили. И дело не только в самих США — там на почве, подогретой делом о возможном вмешательстве российских хакеров в президентские выборы 2016 года, взойдет любой алармистски настроенный тренд. Дипфейками всерьез занялись в Китае — это реальный показатель уровня угрозы от технологии. С 2020 года в стране будет запрещено распространять такие материалы без прямого указания о его «фейковой» натуре.

5G
REUTERS·Aly Song

5G

Завершающийся год невозможно охарактеризовать без упоминания 5G. Но сети пятого поколения — тема со знаком «плюс» и «минус» одновременно.

С одной стороны, 5G — несомненный толчок в контексте интернета вещей, самоуправляемых автомобилей, умного города и прочих благ, которых мы с нетерпением ждем от XXI века. По оценкам экспертов GSMA, уровень проникновения сетей пятого поколения в России достигнет 20% к 2025 году. Правительство стимулирует этот рост: в частности, в этом году был создан Архитектурный совет для развития в стране сетей связи 5G: «Ростех» и «Ростелеком» создали совет по реализации трехстороннего соглашения, подписанного ими в июле 2019 года с кабмином.

Развитие 5G проходит в мире не без препятствий: политико-экономические претензии США в адрес китайской Huawei, ведущего игрока в 5G, привели к полному или частичному исключению китайцев из создания инфраструктуры сетей пятого поколения в США, Австралии, Японии. Европейские игроки также принимают, хотя и не такие радикальные, меры против компании из КНР. Вопрос о том, придет ли 5G, не стоит —  от нового поколения никуда не деться, и никто этого не хочет. А вот как, кто, и на каких условиях создаст инфраструктуру для них в ряде стран — пока неясно.

Искусственное мясо
Tim Rue·Bloomberg via Getty Images

Искусственное мясо

На рынке пищевого производства новый модный тренд — искусственное мясо, приготовленное без использования сои. Одни готовят котлеты из горохового протеина, обрабатывая ингредиенты давлением и паром, другие генно модифицируют продукты, а третьи выращивают аналоги животного мяса в лабораториях (lab-grown meat).

Нельзя сказать, что на улицу сторонников вегетарианской диеты пришел праздник, но поводы для оптимизма у них определенно есть. Даже два — компании по производству растительного «мяса» Impossible foods и Beyond meat.

Пока два бренда делят зарождающийся рынок, уже сейчас ясно, что искусственное мясо буквально захватило мир в этом году: если не количественно, то медийно – публикациями о безмясном воппере, гамбургере или «куриных» палочках полнились как деловые, так и lifestyle-издания по всему миру. В «дело» впрягаются мировые фастфуд-игроки, наперегонки стремясь показать собственную прогрессивность, а рынок такого «мяса», по прогнозам экспертов, в 2030 году разрастется до $85 млрд.

Кстати, тренд не обошел и Россию — купить и попробовать растительный продукт можно уже сейчас. Весной 2019 года в России появились первые бургеры с растительным мясом — их начали продавать рестораны группы компаний White Rabbit Family. К «мясной» игре подключились и крупные игроки ретейла — продукцию Beyond meat можно купит в «Азбуке вкуса»

Киберспорт
Анна Руда для Forbes

Киберспорт

Киберспорт давно перестал быть предметом для шуток: соревнования по League of Legends вполне могут превзойти по популярности традиционные виды спорта, а киберспортсмены — стать новыми героями поколения. Или попасть на обложку Forbes.

Примечательно другое — популярность киберспорта в России оживила давно забытые компьютерные клубы: их число практически удвоилось в городах-миллионниках. Популярность киберспорта и, следовательно, рост предложения вновь формируют городской «ландшафт», а «игровухи», как и в начале 2000-х, становятся местом сбора молодого поколения. Бороться здесь есть за что не только игрокам, но и бизнесменам: по оценкам Goldman Sachs, в 2018 году объем глобального рынка киберспорта достиг $1 млрд,  а предпосылок для снижения темпов роста индустрии нет.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+