К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

100 лет гению: 5 неочевидных фильмов Феллини, которые стоит посмотреть в его юбилей

100 лет гению: 5 неочевидных фильмов Феллини, которые стоит посмотреть в его юбилей
Главному классику итальянского кино Федерико Феллини 20 января исполнилось бы 100 лет. В связи с этим, конечно, сегодня все заслуженно вспоминают «Сладкую жизнь» и другие знаковые картины мастера. Forbes Life предлагает расширить свои горизонты и посмотреть не самые очевидные, но от этого не менее прекрасные фильмы режиссера
Белый шейх, 1952 год

Белый шейх, 1952 год

Над своим дебютом — «Огнями варьете» — Феллини работал вместе с Альберто Латтуадой. А «Белого шейха», свой первый самостоятельный фильм, он символично снял по сюжету другой иконы итальянского кино Микеланджело Антониони. Известный на тот момент как документалист, Антониони пригласил написать сценарий Федерико и его, в дальнейшем, многолетнего соавтора Туллио Пинелли. Не удивительно, что результат не устроил будущего автора «Ночи» — это был материал, не соответствующий ему по духу.

«Шейх» полон идей и образов, которые впоследствии станут стержнем как «Дороги», так и «Сладкой жизни». Отдельным могучим героем и одновременно свидетелем потрясений маленьких людей становится Рим, куда приезжает погостить супружеская пара. Поблизости снимают фото-комикс про невозмутимого и бесстрашного шейха, в которого влюблена главная героиня. На время она покидает своего мужа и отправляется на съемки. Для героев Феллини, как всегда, даже разочарование в своих мечтах не становится поводом любить жизнь меньше.

 Маменькины сынки, 1953 год

Маменькины сынки, 1953 год

Следующий после «Шейха» фильм Феллини стал одним из самых личных в его творчестве.

Скромный провинциальный городок на побережье, пятеро родившихся там приятелей праздно слоняются по улицам. Они родились здесь, выросли — и, вероятно, умрут. «Маменькины сынки» — это комические зарисовки, из которых состоят их будни. Они так и не выросли: одного из них в наказание порет ремнем отец, другой, как мальчишка, ночью стоит под окнами служанки. Вся имитация взрослой жизни — отрастить бакенбарды и уверенно заявить о том, что пора уезжать в столицу. Некогда, при таких обстоятельствам, Феллини сам уехал из родной обители и полюбил Рим всем сердцем, не раз увековечив его в своих фильмах. «Сынки» же — теплое воспоминание о том, что было во вчерашней юности.

Впрочем, полный осознанного разочарования финал возводит комедию до трагедии об упущенном времени. Пока в поезде качается один из героев, его друзья мирно дремлют в своих кроватях, и кажется, так и не проснутся никогда.

Репетиция оркестра, 1978 год

Репетиция оркестра, 1978 год

Пустая комната с идеальной акустикой, на пюпитрах красуются ноты, постепенно помещение наполняется звуком, неповторимым гулом из многообразных голосов.

Нет, не музыкальных инструментов — для начала, их хозяев, каждый из которых уникален. Оркестр занимает свои места. Кто-то отгадывает кроссворд, кто-то обсуждает рыбалку, кто-то измеряет температуру воздуха. В этой псевдодокументальной картине Феллини ограничивается, на первый взгляд, минималистичной комнатой, в которой на глазах зрителя появляется целое государство. Конец света, кажется, не за горами: то и дело стены содрогаются, стоит музыкантам перестать слушаться дирижера. Его свергает Бог — и без него жизнь этого маленького сообщества превращается в хаос.

И здесь мы понимаем, что для Феллини «Репетиция», конечно, прежде всего изящная метафора съемочного процесса, в котором главный человек на площадке иногда становится диктатором. Но без него процесс невозможен.

 Голос луны, 1990

Голос луны, 1990

Последний полнометражный фильм Федерико Феллини. Через образ вдохновенного лунатика Иво режиссер, в первую очередь, изучает самого себя, — и «Голос луны» становится репрезентацией понимания собственного пути и призвания. Лунная дорожка похожа на свечение кинопроектора на экран: им очарован лирический герой, он побуждает подслушивать разговоры, наблюдать за жизнью других людей.

Иво — демиург, в том смысле, что его блаженное состояние пробуждает встречных ему персонажей к жизни. Без этой ночной жизни ему плохо, в дневном свете нет грез. Что символично, сценарий «Голоса» вместе с Феллини написал Туллио Пинелли, и творческая жизнь двух друзей таким образом закольцевалась.

Три шага в бреду, 1968

Три шага в бреду, 1968

Изначально вместе с Феллини экранизировать рассказы Эдгара Аллана По должны были Орсон Уэллс и Луис Бунюэль, но в итоге компанию итальянцу составили французы Роже Вадим и Луи Маль. Парадоксально, но готическая, декадентская проза американского писателя лучше всего поддалась именно Феллини. При том, что первоначальный текст был полностью переработан.

«Тоби Даммит» — в английской транскрипции переводится как «быть проклятым» — это имя, черная метка, которую носит актер (Теренс Стэмп), посетивший Рим для съемок в католическом вестерне. Стэмп, чье отдаленное сходство с писателем Феллини только подчеркивает, становится фигурой, связующей полного предсмертных, липких кошмаров лирического героя По ХIХ века и образ среднестатистического, истощенного наркотиками экранного идола из ХХ. В этой чехарде из залитых светом сцен, безумных гонок вокруг Колизея, слившихся в одно фрагментов «с того света» Феллини использует свой визионерский дар, настолько насколько это вообще возможно.

Что так же примечательно, здесь режиссер вывел один из самых врезающихся в память образов смерти — маленькую девочку с белым воздушным шаром.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+