К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

И себе, и людям: как и сколько зарабатывают российские онлайн-сервисы психотерапии

И себе, и людям: как и сколько зарабатывают российские онлайн-сервисы психотерапии
На онлайн-маркетплейсах теперь можно не только купить все, что душа пожелает, но и вылечить эту самую душу. Рынок онлайн-психотерапии растет, можно выбирать разные направления психологии и специалистов, чтобы разобраться в любых жизненных ситуациях. Forbes Life поговорил с основателями российских проектов и выяснил, как и на чем они строят бизнес.

Всемирная организация здравоохранения недавно назвала переутомление результатом хронического стресса, полученного на работе. Смартфоны, ноутбуки и прочие гаджеты — не только основной источник такого выгорания, но и средство спасения. Поэтому телетерапия сейчас — на подъеме. По данным Американской психологической ассоциации, за последние несколько лет только в США было запущено более десятка сайтов и приложений для онлайн-консультаций с психологами. У одной из компаний-ветеранов онлайн-терапии TalkSpace сейчас более миллиона зарегистрированных пользователей. Также среди самых популярных западных проектов — 7 Cups of Tea, American Well, Breakthrough и Lantern.

Пакеты услуг варьируются. Где-то можно оформить еженедельную подписку, в других — платить за разовые сессии. Одни компании выступают как классический маркетплейс и предоставляют платформу всем специалистам, другие сами занимаются отбором психологов. Кроме того, если некоторые проекты концентрируются исключительно на терапии, другие также предоставляют консультации с коучами и поиск менторов.

Исследования показывают, что телетерапия является не просто приемлемой альтернативой традиционным очным консультациям, но может быть столь же эффективной. Поколения Y и Z в привыкли общаться с мобильными устройствами и чувствуют себя с ними комфортно. Им, кажется, легче открыться таким образом, особенно когда они делятся личной информацией.

 

В России рынок маркетплейсов для психологов тоже постепенно формируется, хоть и не так быстро. Сказывается, в том числе, недоверие россиян к психологам в целом. К сожалению, у нас до сих пор сильны опасные стереотипы о том, что здоровым людям не нужна помощь психотерапевтов. Но ситуация меняется: сегодня уже почти четверть населения России (23%) допускают возможность обращения к психологу.

Forbes Life поговорил с основателями российских онлайн-сервисов психотерапии о том, как они начали строить свой бизнес, насколько популярны их услуги и кто обращается к ним за помощью. Примечательно, что почти все основатели когда-то искали психолога или психотерапевта для себя, перепробовали многих и разочаровались — но в то же время увидели возможность для бизнеса.

 
YouTalk
DR

YouTalk

За полтора года консультации психологов через WhatsApp, Telegram и Skype принесли основательницам YouTalk Анне Крымской и Александре Темляковой 3,5 млн рублей чистой прибыли. Подруги вместе учились на клинических психологов в МГУ имени М. В. Ломоносова. Свой сервис психотерапии в мессенджерах они запустили в 2018-м без вложений и инвестиций.

«Первые полгода пилили сайт, наполняли профиль в инстаграме, набирали психологов. Ближе к лету зарегистрировались, подключили онлайн-кассу и объявили в интернете, что продаем консультации. Благодаря годам профессиональной практики клиенты появились сразу», — вспоминает Анна Крымская. В команде YouTalk помимо сооснователей трудятся три координатора (тоже клинические психологи), научный консультант и более шестидесяти терапевтов. На аутсорсе под задачи привлекают копирайтера, пиарщика, маркетологов, юристов и бухгалтера.

По словам Крымской, пользователи чаще всего обращаются в YouTalk с тревожными и депрессивными состояниями, с внутренними кризисами. 95% клиентов — женщины в возрасте 25-35 лет из разных стран и континентов.

Фаундеры отслеживают работы консультантов по обратной связи. Координаторы собирают оценки клиентов после каждой сессии, смотрят на отзывы, а также отслеживают продлевают ли пользователи сеансы у психологов и обращают ли внимание на рекомендации сервиса по акции «приведи друга». В прошлом году оборот сервиса достиг 7,7 млн рублей, в этом совладельцы YouTalk планируют удвоить выручку.

Awarenow
DR

Awarenow

На психологов владельцы сервиса Awarenow, супруги Алина Тригубенко и Сурен Авунжан, не учились. До создания стартапа Алина успела построить ритейл-бизнес в сфере продуктов здорового питания, была продюсером в международных шоу, документальных программах и рекламных проектах. Сурен Авунжан занимался созданием операционных систем для лабораборий.

Awarenow — это полноценный SaaS (software as a service — прим. Forbes Life) для коучей и терапевтов. У Awarenow есть онлайн-платформа, которую специалисты используют исключительно для видео- и чат-сессий со своими клиентами. Язык интерфейса можно выбрать любой. Тригубенко и Авунжан лицензируют платформу компаниям, у которых уже есть консультанты, психологи и менторы. Бизнесы брендируют ее, интегрируют и за счет сервиса оптимизируют операционные процессы. В сервисе предусмотрено и b2c-направление с маркетплейсом для экспертов. За прошлый год выручка стартапа превысила $1 млн.

Инвестиции проект пока не поднимал — основателям хватает собственных денег. Всего пара вложила в Awarenow чуть более $300 тысяч. «Многие коучи и терапевты не дружат с технологиями. Для нас — это плюс. Мы постоянно полируем путь пользователей к услугам и интерфейс. Основным каналом привлечения были и есть рефералы и органический трафик. А к большому запуску мы только готовимся», — добавляет Алина Тригубенко.

Средний чек в месяц в Awarenow со стороны клиентов — $150, со стороны психологов и коучей — $57.

Клиенты сервиса — в основном американки, разного возраста и статуса, чаще всего с «синдромом самозванца» — люди, которые покупают и продают компании, управляют корпорациями, но при этом не способны принять свои достижения. «Как у женщины-руководителя у меня сердце кровью обливается. Я осознаю, как сложно быть предпринимателем, а если еще и испытывать сомнения в себе, то ведение бизнеса превращается в ад», — говорит Алина. При этом большинство мужчин приходят в сервис лечить панические атаки (особенно частый запрос из Сан-Франциско) и интересуются секс-коучингом.

«Ясно»
DR

«Ясно»

С момента основания в октябре 2017-го сервис онлайн-психотерапии «Ясно» ежемесячно растет в среднем на 20%. Оборот бизнеса за прошлый год составил 32 млн рублей. Проект запустили кофаундер барбершопов Chop-Chop Данила Антоновский и основатель книжного сервиса Bookmate Андрей Зайцев-Зотов.

Портрет клиента «Ясно» — это в равной степени мужчина или женщина 20-40 лет, которые живут в российских городах-миллионниках, а также русские экспаты за границей. Пользователи со специалистами общаются в сервисе в видео-чате. Текстовый чат есть для связи между сессиями, чтобы, например, перенести прием.

«Сейчас мы проводим больше двух тысяч сессий в месяц. С нами работают сто терапевтов», — рассказывает Антоновский. В минувшем феврале месячная выручка «Ясно» превысила 1,5 млн рублей.

На запуск бизнеса ушло 400 тыс рублей и пять месяцев работы. Зайцев-Зотов написал сайт, Антоновский набрал команду психотерапевтов. До июня этого года партнеры планируют окончательно сформировать команду, а до конца 2020-го — сделать MVP (minimum viable product — прим. Forbes Life), чтобы выйти на англоязычный рынок, и поэкспериментировать.

Breeze
DR

Breeze

До того как прочувствовать, каким должен быть Breeze, программист Андрей Мосин перепробовал медитацию, путешествия, серфинг и, собственно, психотерапию. «Для меня бизнес стал страстью. Я переживал непростой период жизни, разбирался с тараканами в голове. Ответить на большую часть вопросов мне помогла терапия», — поделился нынешний владелец Breeze. Собрал команду стартапа друг Андрея и IT-специалист Тимур Козьменко. Сам проект заработал в августе 2018 года.

Какие-то деньги на операционные нужды товарищи доставали из своих карманов. В основном вкладывались компетенциями и временем. При этом на начальном этапе большая часть команды параллельно работала где-то еще. «Часть ребят вышли из стартапа, потому что есть основная работа и потому что Breeze за первые полгода не вышел на обороты, которые позволяли бы ее оставить», — сожалеет Андрей Мосин. В прошлом году он стал отвечать за все оперативные вопросы и стратегию развития проекта.

Аудитория Breeze — мужчины и женщины от 27 до 35 лет. Много клиентов из IT-сферы. Часто для пользователей это первый опыт психотерапии. «Мы делаем вход в терапию более комфортным тем, что даем выбирать из проверенных специалистов, решаем вопросы оплаты и организации занятий», — перечисляет преимущества интернет-контакта Андрей Мосин.

Скоро у стартапа появится мобильное приложение с новыми услугами. Команда хочет увеличить базу психологов, добавить гибкие цены и вложиться в маркетинг. Цена на сессию пока фиксированная — 2700 рублей. Маржинальность сервиса, по словам Мосина — 28%. За прошлый год выручка Breeze почти достигла 1 млн рублей.

«Контакт»
DR

«Контакт»

«Мне захотелось поддержать свою маму. Она получила профессию психолога уже в зрелом возрасте и была очень воодушевлена новым делом. На момент запуска бизнеса у нее уже складывалась частная практика. Но моя идея помогать людям в любой точке мира показалась ей более интересной», — рассказывает основательница сервиса онлайн-психотерапии «Контакт» Анастасия Сингаевская.

В начале 2019-го Сингаевская собрала маминых сокурсников и коллег и запустила сайт. До этого предпринимательством Анастасия не занималась, был только опыт работы в диджитальных стартапах UI/UX дизайнером. В том числе, Сингаевская делала медиа-панели для Московского зоопарка и Парка Горького, фотобудки и интерактивные решения для презентаций. А в свой бизнес ушла из компании, которая разрабатывает нейронные сети для мобильных игр.

Первую версию сайта сервиса она создала сама, в сетевом конструкторе. Подключила контекстную рекламу и онлайн оплату. Вложить пришлось 500 тыс рублей — на раскрутку, аренду контрольно-кассовой техники, налоги и взносы в Пенсионный Фонд.

«Контакт» не проводит сеансы с подростками и детьми без их родителей. В остальном аудитория сайта разнообразная. В день на ресурс приходят до 200 человек. Средняя стоимость одной сессии с психологом — 2650 рублей.

«С самой большой проблемой я столкнулась на днях. Мы обнаружили сайт-клон. Пока не успели почувствовать вред от двойника. Но, возможно, скоро будет ущерб репутации, позициям в органической выдаче поисковиками. Сейчас стараемся связаться с владельцами и хостингом, чтобы заблокировать ресурс и вообще разузнать что происходит», — беспокоится Анастасия Сингаевская. Выйти «Контакту» на прибыль пока не удалось, однако рост рынка в целом основательницу вдохновляет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+