Веселые поросята и другие пасхальные сокровища из частных и государственных коллекций

Коллекция Музея Фаберже, основанного Виктором Вексельбергом, коллекция музея «Собрание» Давида Якобашвили и коллекция Всероссийского музея декоративного искусства хранят пасхальные сувениры, которые сто и больше лет назад дарили друг другу как члены императорского семейства, так и самые простые граждане.

Традиция одаривать своих близких в этот праздничный день существует давно и в России, и в Европе. В качестве сувениров очень популярны игрушки для детей, украшения для дома, нарядная утварь, и, конечно же, одним из главных атрибутов праздника является яйцо, как символ возрождения и обновления. В собрании Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, основанного Виктором Вексельбергом, 12 пасхальных произведений декоративно-прикладного искусства, девять из них — императорские пасхальные яйца, то есть созданные по заказу императорской семьи. Одновременно с фирмой Карла Фаберже и в Санкт-Петербурге, и в Москве множество ювелиров, мастеров золотых, серебряных дел, владельцы фарфоровых заводов и мануфактур, камнерезные мастера создавали многочисленные пасхальные сувениры. В собрании Всероссийского музея декоративного искусства хранится коллекция деревянных пасхальных яиц, поступившая из московского Кустарного музея, которая не выставлялась более 100 лет. 

«Но в первую очередь мастерам было важно привлечь внимание и благосклонность именитых, богатых заказчиков. А тем, кто заказывал, получал, а потом дарил пасхальные сувениры, самым значимым было качество изделия и его оригинальность», — объясняет Светлана Чураева, арт-директор музея «Собрание», созданного Давидом Якобашвили
В коллекции музея «Собрание» есть самые разнообразные виды пасхальных сувениров: миниатюрные кулоны, рюмки-трансформеры с эмалью в виде пасхальных яиц, яйца-шкатулки разнообразных форм и материалов, оригинальные сложные композиции в виде пасхального яйца с секретом мастеров старой, классической русской школы (мастерские А. Любавина, О. Курлюкова, П. Овчинникова), а также работы наших современников (например, из нового камнерезного центра Европы, немецкого города Идар-Оберштайн).