К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Главные музыкальные произведения Эннио Морриконе, вошедшие в историю кино (и не только)

Сегодня в одной из римских клиник скончался, возможно, главный кинокомпозитор XX века — Эннио Морриконе. Автору легендарных саундтреков был 91 год. Вспоминаем пять его кинокартин и один сериал, которые безусловно повлияли не на одно поколение зрителей и профессионалов

Музыкальный вклад Морриконе не может быть переоценен: почти 500 саундтреков к фильмам таких режиссеров как Серджио Леоне, Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Терренс Малик, Квентин Тарантино и др., десяток наград разного уровня (от «Золотого глобуса» до французского ордена Почетного легиона), несколько заметных, но не связанных с кино работ, среди которых, например, официальная мелодия Чемпионата мира по футболу 1977 года, песни для Стинга и Pet Shop Boys — и список этим не исчерпывается.

Морриконе никогда не считал себя фигурой легендарной, до последних дней относился к своему творчеству в высшей степени критично, а, получая предложения от крупнейших американских студий и главных мировых кинематографистов, так и не выучил английский язык и не покинул родной Рим. Но это не помешало его музыке добраться даже до тех, кто не смотрел кино, для которого она была написана. Кинообозреватель Forbes Life Дмитрий Барченков вспоминает пять картин, которые стали знаковыми не только для карьеры Морриконе, но и мирового кинематографа.

«Хороший, плохой, злой» (1966)
Constantin Film

«Хороший, плохой, злой» (1966)

режиссер: Серджо Леоне

Одной из первых киноработ Морриконе стал саундтрек к спагетти-вестерну (итальянский аналог одноименного американского жанра. — Forbes Life.) Серджо Леоне «За пригоршню долларов», открывшему так называемую «долларовую трилогию». Далее композитор напишет музыку и к двум другим картинам серии. Больше всего зрителям запомнятся, конечно же, мелодии финальной части, классического образчика этого итальянского жанра — «Хороший, плохой, злой». Три часа великого европейского кинематографа с американцем Клинтом Иствудом в главной роли.  Интересно, что сотрудничество мастеров пройдет через годы — для более поздних работ Леоне даже будет просить композитора сочинять темы еще до полноценного начала работы над самими фильмами.

«Профессионал» (1981)
Cerito Films

«Профессионал» (1981)

режиссер: Жорж Лотнер

Когда речь заходит о работах Морриконе, ушедших далеко за пределы экрана, никто не обходится без композиции Chi Mai. Написал ее автор еще в 1971 году, после чего началось триумфальное шествие трека. Он появился в фильмах «Магдалена», «Встреча» и «Если ты меня любишь», сериалах «Замок Англичанина» и «Жизнь и времена Дэвида Ллойда Джорджа» и даже в рекламе корма для кошек и собак «Royal Canin». Но в историю культуры Chi Mai вошла как часть саундтрека к картине «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо. В шпионском триллере о французском агенте Жосслене Бомоне прозвучала также работа Морриконе Le Vent Le Cri, ставшая не менее популярной.

«Нечто» (1982)
Universal Pictures

«Нечто» (1982)

режиссер: Джон Карпентер

Однажды композитор признался, что с детства любил творчество «короля ужаса», культового голливудского режиссера Альфреда Хичкока. Соответственно, неизбежным кажется его участие и в создании фильмов ужасов. Так, композитор работал над саундтреком к лентам «Кошка о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате» своего знаменитого соотечественника Дарио Ардженто. Это были фильмы старосветского жанра джалло, итальянского хоррора, опирающегося на кровавые убийства и излишнюю вычурность. Затем Морриконе написал музыку еще к нескольким европейским представителям жанра. А в начале 1980-х внезапно сочинил саундтрек одного из самых влиятельных фильмов ужасов, только уже из США, к картине про инопланетное зло в Антарктике — «Нечто». Примечательна эта работа еще и тем, что обычно создатель франшизы «Хэллоуин», режиссер Джон Карпентер музыку к своим картинам пишет сам. Но не в случае с «Нечто».

«Однажды в Америке» (1984)
Embassy International Pictures

«Однажды в Америке» (1984)

режиссер: Серджо Леоне

Наряду с Chi Mai из «Магдалены» и «Профессионала», в народ уйдет и саундтрек к последнему совместному с Серджо Леоне проекту «Однажды в Америке», четырехчасовой драме про джазовые 1920-е в США. В классической гангстерской истории встретились Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс и Джо Пеши, нынешние живые легенды Голливуда. И действительно фильм Леоне невозможно представить без мелодий Морриконе, ноты которых в интернете сегодня ищут тысячи начинающих музыкантов. Многие из них лишь отдаленно знают о фильме, в саундтрек к которому знаменитые партитуры превратились. Сам композитор считал эту работу лучшей в своей карьере.

«Омерзительная восьмерка» (2015)
The Weinstein Company LLC

«Омерзительная восьмерка» (2015)

режиссер: Квентин Тарантино

Досадно, но Американская киноакадемия долго официально не признавала гений Морриконе. Одни саундтреки просто оставались незамеченными академиками, а другие не попадали в шорт-лист по халатности студий. Например, продюсеры «Однажды в Америке» всего-навсего вовремя не подали нужные документы. Первый «Оскар» (и не за конкретную работу, а «почетный») композитор получил только в 2007 году, а действительный — и вовсе в 2016-м. Принесла заветную статуэтку вторая после «Джанго Освобожденного» работа композитора для Квентина Тарантино — саундтрек к ревизионистскому вестерну «Омерзительная восьмерка». Сегодня уже можно сказать, что те тревожные оркестровые фантазии стали главным произведением Морриконе в XXI веке. Оттого интересно, что этот саундтрек будто бы опирается на раннее творчество автора — его вестерн-работы (жанр по факту тот же), а также любовь к фильму ужасов. В последнем громком саундтреке Морриконе трудно не распознать влияние Бернарда Херрманна, великого композитора, автора музыки самых известных картин Хичкока — «Птицы», «Психо» и др. Материал Тарантино со множеством неизвестных, тревожным ожиданием и жутко кровавым исходом — идеальная почва для наведения музыкального ужаса.

«Спрут» (1984-2001)
Channel 4 Television Corporation

«Спрут» (1984-2001)

автор: Серхио Сильва

Напоследок нельзя пройти мимо работы, которая во многом прославила Морриконе именно в нашем отечестве. В середине 1980-х значительную популярность в Европе и СССР приобрел итальянский сериал «Спрут», в центре которого был самоотверженный борец с мафией, комиссар Коррадо Каттани. Морриконе включился в создание сериала не сразу. Впервые его пригласили в 1986-м, когда в работе был уже второй сезон проекта. Пробыл с ним (с небольшим перерывом) композитор вплоть до закрытия в 2001-м. Эта детективная эпопея стала своеобразным возвращением Морриконе на телевидение — аранжировка музыки для телешоу была одним из первых профессиональных шагов мастера.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+