К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Есть ли жизнь за Садовым кольцом: как развиваются новые московские районы

Есть ли жизнь за Садовым кольцом: как развиваются новые московские районы
Жизнь за Садовым — есть, и в последние годы становится все более плотной и насыщенной. Районы между Третьим транспортным кольцом и Кольцевой линией метро — уже не промышленный пояс Москвы, а поле экспериментов для девелоперов и Москомархитектуры с переосмыслением городской ткани бывших промзон. Рассказываем о новых важных точках на карте города

Масштабное исследование «Археология периферии», проведенное для Московского урбанистического форума в 2013 году, стало одной из причин переосмысления промышленного пояса Москвы (зона по обе стороны ТТК). Исторически сложившиеся дореволюционные кварталы мануфактур и складов около железнодорожных путей и вокзалов, заводские территории советского времени и не простые транспортные узлы, подаренные градостроителями 1990-х и 2000-х были территориями серой зоны и местами транзита, несмотря на свою близость к центру. Опыт жизни и работы рядом с путями и на бывших заводах, как это уже давно происходит в Берлине, Париже и Лондоне, российской столице только предстоит.  Самыми масштабными на данный момент территориями внутри третьего транспортного являются — Белорусский и Павелецкий деловые районы, юг района Лефортово и территории за улицей 1905 года до Сити.

Одним из серьезных драйверов для их развития стали изменения в системе городского транспорта — новые ветки метро и автобусов, транспортно-пересадочные узлы и станции МЦК, а также желание мэрии вывести промзоны из Москвы. Районы, которые еще 10 лет назад выглядели скорее как зоны отчуждения, сейчас представляют собой большие строительные площадки. Самый верный для них путь — кварталы смешанной застройки, где есть места для работы и жизни, малого бизнеса и культурно-образовательных кластеров, сервисов и медицинских учреждений. И это общая задача для города и девелоперов — создать экосистемы, которые могут быть полноценными альтернативами территориям внутри Садового — и по плотности инфраструктуры, и по комфорту для горожанина. Чтобы в буклетах новых апарт-комплексов и бизнес-центров появлялись не типичные «15 минут до Кремля на автомобиле», а какие-то более ценные для каждого из районов точки притяжения и идентичности. Рассказываем про самые масштабные зоны редевелопмента между Садовым и ТТК и главных коммерческих игроков процесса на данный момент.

Расширение Белорусского делового района

Расширение Белорусского делового района

Кто развивает: STONE Hedge, MR Group, Группа ПСН, Wainbridge

Объекты: бизнес-квартал STONE Towers и бизнес-центр STONE Белорусская, МФК «Слава»,  ЖК «Правда», МФК «Soho+Noho»

Даты ввода: 2020 — 2025 годы

География: 1-я улица Ямского поля, Бумажный проезд, улица Правды

Метро: от Белорусской до Савеловской

1-й улица Ямского поля, перетекающая в Бумажный проезд, может стать в ближайшие годы деловой артерией, которая продолжит логику расположенной поблизости Белой площади и станет экспансией Белорусского делового района. Сейчас в границах от Савеловской до Белорусской уже существуют бизнес-центры, расположены офисы телекомпании и издательств, а также сложилось сообщество небольших спортивных студий, бистро и сильного локального бренда «Правда кофе». Если все запланированные проекты будут реализованы, то нас ждет район смешанной застройки с бизнес-центрами, инфраструктурой, жильем и несколькими зелеными зонами.

Застройщик, который давно работает на территории — STONE Hedge — планирует ввод 4 офисных зданий STONE Towers и башни STONE Белорусская. На первых этажах зданий запланирован стрит-ритейл и инфраструктура для района, а также зеленые зоны для жителей района. В квартале уже завершено строительство жилых апартаментов Art Residence от STONE Hedge и «Soho+Noho» от Wainbridge, на месте завода «Слава» также появится комплекс от MR Group c жильем и офисами. «Группа ПСН» достроит многофункциональный комплекс «Правда», где кроме ритейла и апартаментов запланирован парк площадью 1,6 Га, по проекту британского бюро Gillespies. Само конструктивистское здание комбината «Правда» авторства Пантелеймона Голосова планируют отреставрировать, но дат и исполнителей пока нет.

Безусловные плюсы — удобный и быстрый выезд на Тверскую, Ленинградский проспект и ТТК, а также близость транспортных хабов —  Белорусского (Кольцевая линия метро и «зеленая» ветка, экспресс в Шереметьево и электрички) и Савеловского (МЦД, электрички, остановка Аэроэкспресса).

Чего не хватает: Фактически, это один из самых близких к Тверской район внутри ТТК, долгое время ждавший своего часа. От Белой площади и Бутырского вала все упомянутые объекты будут отделять только железнодорожные пути, сейчас на территории есть один переход (не самый удобный) к Новолесной улице. Было бы логичным для РЖД построить более безопасный и, возможно, не единственный переход — потому что поток людей будет расти.

Новые жилые кварталы в Павелецком деловом районе

Новые жилые кварталы в Павелецком деловом районе

Кто развивает: MR Group, Level Group, «Эталон-Инвест», Hutton Development и, возможно, ГК «Пионер»

Объекты: ЖК Mitte, Level Павелецкая, ЖК «Павелецкая сити», ЖК «Летниковская»

Даты ввода: 2020—2025

География: улицы Дубининская и Летниковская, Жуков проезд

Метро: от «Павелецкой» к «Тульской»

Территория к югу-востоку от Павелецкого вокзала зажата между путями и рекой, тут сохранились здания краснокирпичных ситцевых мануфактур, гаражные кооперативы и не всегда очевидные по своему назначению складские помещения, которые соседствуют с бизнес-центрами. Один из самых ожидаемых объектов в районе — это парк и подземный торговый центр на Павелецкой привокзальной площади по проекту бюро 5+Design. Завершение работ запланировано на третий квартал 2021 года. Теоретически, это может изменить статус и восприятие близлежащих территорий и, следовательно, социальный портрет населения.

Уже сейчас на улице Летниковской запланировано строительство нескольких жилых и многофункциональных комплексов. Два камерных дома с сервисными апартаментами — Level Павелецкая от Level Group (выдали ключи) и ЖК Mitte от Hutton Development (завершают строительство) стали первыми громкими проектами жилья на территории. В планах — ЖК «Павелецкая сити» (общая площадь проекта составит 250 000 кв. метров), которую MR Group будет реализовывать в партнерстве с Level Group; а также участок площадью 2,7 Га на Летниковской улице, где «Эталон-Инвест» с 2017 года разрабатывает проект строительства нового жилого комплекса бизнес-класса.

С привлечением большего числа девелоперов территория может быть преобразована в современный офисно-жилой кластер, где уже есть такие смысловые точки как бизнес-центр «Новоспасский двор» и его инфраструктура, а также частично благоустроенная набережная и свои кластеры — мотоквартал, мебельный ритейл и даже несколько малых музеев.

Чего не хватает: Как бы просто это не звучало — улиц, внятной навигации и локальных лендмарков. Пока эта часть города представляет собой непреодолимые территории с промышленными заборами, где нечего делать человеку, который там не живет и не работает. Повышение транспортной связности и, возможно, более комфортного перехода на другой берег могло бы дать району доступ к культурному центру ЗИЛ, более развитому ритейлу и инфраструктуре района Пролетарской и Дубровки.

Массовая жилая застройка и новый парк в Лефортово 
moscow seasons

Массовая жилая застройка и новый парк в Лефортово 

Кто развивает: СК «Донстрой», ГК «ПИК»

Объекты: Символ, Лефортово парк, Петр I

Даты ввода: 2020— 2025

География: улицы Золоторожский вал, проезд завода Серп и Молот,  Красноказарменная улица и Авиамоторный проезд

Метро: от «Римской» до «Авиамоторной»

Автозаводская, Лефортово и площадь Ильича — районы масштабных производств советского времени, которые сейчас переживает процесс массовой застройки жильем. Территория площадки бывшего завода «Серп и молот» усилиями компании «Донстрой» должна превратиться в жилой район, где из 74,5 Га под застройку отдано 58,5 Га. Несмотря на то, что район разрезает ТТК, его стараются сделать комфортным для пешеходов — на территории уже открылся парк «Зеленая река». Между уже построенными корпусами около метро «Авиамоторная» его постепенно дотянут до тех частях квартала, что будут расположены ближе к метро «Площадь Ильича». По итогу от одной станции до другой можно будет идти или ехать на велосипеде через зеленую территорию. Также проект предполагает создание общественно-деловых, культурных и социальных кластеров, в частности, крупного образовательного центра с физико-математическим лицеем, курировать который будет МГТУ им. Баумана.

Уже за ТТК к первой очереди Символа прилегает проект ГК ПИК «Лефортово Парк» и «Петр 1» (изначально проект «Мортон»), которые строятся по ПИК-стандартам — с благоустройством, ритейлом на первых этажах и очень близко к метро. В случае, если проект экспансии арт-квартала — Центра современного искусства «Винзавод» и Центра дизайна Artplay — к заводу «Кристалл» когда-нибудь состоится, Лефортово сможет претендовать на звание московского Шордича, потому что здесь уже селится много молодых и творческих людей, которым сильно не хватает инфраструктуры.

Чего не хватает: Несмотря на масштабы застройки — качественной городской среды, пешеходной и велоинфраструктуры, мер по снижению траффика. По словам авторов телеграмм-канала «Лефортово», ни город, ни девелоперы пока не предложили молодой аудитории района, переехавшей в новые дома, связных и безопасных неавтомобильных маршрутов. Вместо этого в «Символе» огородили внутриквартальный проезд Невельского забором, а шоссе Энтузиастов в отсутствие светофоров либо стоит в пробке, либо несется на небезопасных скоростях.

От 1905 года до Москвы-реки

От 1905 года до Москвы-реки

Кто развивает: Vesper, ГК «Монарх», ГК Insigma,

Объекты: многофункциональный квартал Lucky, ЖК Red Side, ЖК City Park

География: территория между улицей 1905 года и Красногвардейским бульваром, Звенигородским шоссе и улицей Мантулинской

Метро: От «Улица 1905 года» до «Выставочной»

Все же московский даунтаун, как бы к нему не относились, повлиял на застройку близлежащих территорий. И уже мало кто помнит, что Пресня изначально была рабочим районом с множеством заводов и фабрик. На их территориях и появляются новые кварталы и бизнес-кластеры. Самый большой и ожидаемый на данный момент проект — это Lucky от Vesper. Восемь высоток на территории частично сохраненной дореволюционной фабрики Мамонтовых, в их корпусах будут кафе, рестораны, детский сад, парки и площади, фермерский рынок, образовательный центр, художественная мастерская, открытые для горожан. А в восьми монолитных зданиях высотой от 13 до 21 этажа — жилье и бизнес-центры класса А.

Ближе к Сити — уже сданный в эксплуатацию City Park на территории бывшего сахарного завода. Девелопер ГК «Монарх», кроме центральной улицы собственного квартала, открытой для горожан, благоустроил еще и территорию около Красногвардейских прудов. И еще один масштабный проект в этой части города — ЖК Red Side на месте таксопарка на улице Сергея Макеева, первые этажи которого стали оплотом приятных кофеен и достойным стрит-ритейлом, но вся территория, к сожалению, закрыта для горожан, как было модно делать в «нулевые».

Зона роста для этого района — создавать безопасные переходы под третьим транспортным кольцом, чтобы связать его с рекой и с той территорией, что сейчас принято называть «Большой сити». За ТТК уже строятся «Сердце Столицы» от Донстрой, ЖК Level Причальный от Level Group и ЖК Headliner от ГК «Кортрос», а через реку — ЖК «Береговой» от Главстрой,  ЖК «Западный порт» от ГК ПИК и много домов с названиями-производными от Фили.

Чего не хватает: Единой логики и облика района, как это было сделано, например, для ЗИЛа, где бренд территории прослеживается в названии улиц, дизайн-коде и малых архитектурных формах парка «Тюфелева роща». И, конечно, разумного и открытого для горожан благоустройства набережной Москвы, которое могло бы как-то снять тревогу городского жителя, нагнетаемую масштабами башен и таким количеством магистралей в этом районе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости