Драматический стендап: театры Москвы и Санкт-Петербурга открыли сезон

Шесть дней назад оперная прима Анна Нетребко сообщила в своем Инстаграме, что уже несколько дней находится в больнице с диагнозом «коронавирусная пневмония». Открывшись 6 сентября оперой «Дон Карлос» Большой театр вынужден был отменить спектакль 10 сентября: исполнитель партии испанского короля бас Ильдар Абдразаков попал в больницу с подозрением на коронавирус, сообщил ТАСС директор Большого Владимир Урин.
Через несколько дней спустя в больнице оказалась и Анна Нетребко. В Инстаграме Нетребко написала, что у ее мужа, Юсифа Эйвазова, еще одного исполнителя «Дона Карлоса» тест показал антитела к коронавирусу. Однако в опере «Пиковая дама» 18 и 20 сентября его заменили другим артистом. По данным источника Forbes Life, тесты Юсифа Эйвазова, которые в начале показывали наличие антител к коронавирусу, оказались положительными. В «Пиковой даме» 16 и 18 сентября заменили и Эльчина Азизова, еще одного исполнителя «Дона Карлоса», выходившего на сцену 6 и 8 сентября вместе с Ильдаром Абрдразаковым, Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым. О том, как вирус, поразивший солистов оперы, повлияет на работу театра и меры предосторожности в работе со зрителями, Большой на запрос Forbes Life не ответил.
Большой театр не комментирует ситуацию с распространением коронавируса среди оперной труппы, хора и балета. В начале августа в Мариинском театре заболели несколько артистов балета. Об этом сообщил ТАСС директор театра Валерий Гергиев. И хотя речь шла о 30-40 заболевших артистах в балетной труппе, театр не стал отменять сезон или менять свои правила работы со зрителями: порядок рассадки зрителей не менялся, буфеты работают. На запрос Forbes Life Мариинский театр не ответил.
Ситуация в крупнейших театрах страны, Мариинском и Большом, говорит о том, что до тех пор, пока их не закроет Роспотребнадзор, театры твердо намерены провести сезон.
В БДТ — Ян Фабр, Шекспир и Шнуров
Например, питерский БДТ, открывший сезон 5 сентября, придерживается специального режима безопасности, введенного еще весной. Как сообщила Forbes Life Татьяна Архипова, «Сейчас мы оснащены бактерицидными лампами и средствами дезинфекции не хуже продвинутой поликлиники или стационара. УФ облучением обрабатываются туалетные комнаты, гримерки, костюмерные, реквизиторские и гримерные цеха.
Но самое главное — это категорический запрет на появление в театре людям с симптомами респираторных заболеваний, температурой и иными признаками болезни. Специалисты Роспотребнадзора с самого начала больше всего обращали наше внимание на безопасность артистического персонала, именно эта сторона вызывала у них самые большие опасения – слишком близкие контакты, не предусматривающие использования средств защиты, поэтому важнейшее для артиста сейчас – забота о своем здоровье и здоровье своих коллег».
Первая премьера в театре грозит стать одной из главных премьер в сезоне двух столиц. На второй сцене БДТ, в Каменноостровском театре, 24 и 25 сентября пройдет первая премьера — «Ночной писатель» по текстам Яна Фабра, величайшего ныне живущего фламандского художника, режиссера и хореографа. Играют поочередно Андрей Феськов и Александр Молочников. 30 сентября на малой сцене «Несолнечный город» Романа Михайлова, финиссаж digital проекта, созданного молодыми артистами в период карантина. Затем эстонцы Тиит Ойясоо и Эне-Лийс Семпер покажут свою версию шекспировской «Джульетты». Две музыкальные композиции специально для спектакля написал Сергей Шнуров. А Андрей Могучий совместно с Александром Шишкиным (известным в мире современного искусства как Шишкин-Хокусай) завершат трилогию «Три толстяка. Эпизод». И это только планы на осень.
В Мастерской Фоменко — «1000 и 1 ночь» Полины Агурееевой, «Доктор Живаго» Евгения Каменьковича, Поповски и Крымов
В Москве Мастерская Петра Фоменко дает спектакли с 5 августа. Сейчас театр активно готовится к первой премьере в новом, 28-м сезоне, спектакля «1000 и 1 ночь», который ставит Полина Агуреева. Это третий режиссерский опыт актрисы, в двух предыдущих постановках она выступала сорежиссером, а в «1000 и 1 ночи» приняла на себя всю полноту власти и отвественности, став и исполнительницей главной роли и режиссером спектакля в одном лице. Премьера назначена на 6 октября. 21 октября Иван Поповски выпустит премьеру «Молли Суини» по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила. В конце января худрук театра Евгений Каменькович планирует показать свою инсценировку «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, объединяющую все поколения фоменок. Рабочее название спектакля «Игра в людей». А премьера Дмитрия Крымова «Моцарт. Don Giovanni» переехала в афише с осени 2020 на весну 2021 года. Правила безопасности в театре не менялись. По сообщению пресс-службы Мастерской, «театром были проведены все мероприятия, предписанные Роспотребнадзором и Департаментом культуры города Москвы по дезинфекции рабочих помещений и зрительской части; коллектив театра прошел тестирование на антитела (2019-nCoV); зрителей встречают сотрудники в масках и перчатках; на входе всем бесконтактно проверяют температуру; а билеты в зрительный зал согласно требованиям Роспотребнадзора реализуются в шахматном порядке с заполняемостью зала до 50%».
В Студии театрального искусства — Хармс
Еще один худрук-ученик Петра Фоменко, Сергей Женовач, в своем студийном театре СТИ начинает сезон 26 сентября премьерой спектакля «Старуха» по одноименной повести Даниила Хармса в собственной постановке.
В МХТ — Платонов, Земфира, Литвинова и Виктор Некрасов
МХТ под руководством Женовача даст первую премьеру 10 октября — спектакль по повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Автор инсценировки и режиссер – Наталья Назарова. В ноябре на Основной сцене режиссер Егор Перегудов представит спектакль «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева. В декабре Сергей Женовач покажет «Заговор чувств» по произведениям Юрия Олеши. Спектакль в «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, работу над которым прервал карантин, режиссер планирует выпустить 9 мая 2021 года. Рената Литвинова не только возвращается на сцену МХТ, но и вновь ставит свой спектакль по собственной пьесе «Звезда вашего периода». Музыку к спектаклю пишет Земфира.
В Александринском театре — Хайнер Мюллер в постановке Терзополоса и Андрий Жолдак с Золя
Санкт-петербургский императорский театр, Александринский, открыл сезон 2 сентября премьерой «Маузера» Хайнера Мюллера в постановке Теодороса Терзопулоса. Первой премьерой на Новой сцене Александринского театра 8 и 9 октября станет так и не состоявшаяся в прошлом сезоне из-за ограничений в связи с COVID-19 премьера спектакля Андрия Жолдака «Нана» по мотивам одноименного романа Эмиля Золя. В декабре на основной сцене театра Николай Рощин выпустит «Детей солнца» Максима Горького. А в феврале худрук Валерий Фокин покажет «Честную женщину» по пьесе Кирилла Фокина. Помимо множества проектов, премьер и лабораторий в сезонном плане театра — архитектурные, джазовые и stаnd up резиденции.
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко — балет Гойо Монтеро «Аurea/«Золотое сечение»
Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, в театральном просторечии, Стасик, открыл сезон 4 сентября. Первая премьера назначена на 17 и 18 октября. Покажут балет Гойо Монтеро «Аurea/«Золотое сечение», который остановился в работе за пять дней до премьеры в марте, и возобновление «Вариаций» в постановке Владимира Бурмейстера, которые театр планировал показать в апреле в ходе гастролей в Париже (этот балет Бурмейстер когда-то поставил для Парижской оперы).
В Малом — «Рождество в доме Купьелло» Стефано де Луки
В сентябре в Малом три премьеры. «Большую тройку» по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона о трех днях переговоров в февраля 1945 года, которые вели Сталин, Черчилль, Рузвельт в Ливадийском дворце, поставил Андрей Житинкин.
Восполняя дефицит режиссерских кадров, Малый в очередной раз приглашает к сотрудничеству режиссера-итальянца. В четвертый раз в Малом ставит режиссер, Стефано Де Лука, ученик Джорджо Стрелера. Его предыдущая постановка Эдуардо де Филиппо, «Филумена Мартурано» с Юрием Соломиным и Ириной Муравьевой шла с успехом 5 лет. 25 сентября — премьера «Рождество в доме Купьелло» по пьесе Эдуардо де Филиппо.
29 сентября — «Физики» Фридриха Дюрренматта. Играют Борис Невзоров, Александр Клюквин, Владимир Носик, Ирина Леонова.
В Электротеатре — Олег Нестеров и Стриндберг
Открыв сезон концертом «Мегаполиса» во внутреннем дворе, театр заявил и ближайшую премьеру. 1, 2, 3 октября на Основной сцене пройдет спектакль Бориса Павловича «Ноябрь», автор проекта — Олег Нестеров, художник постановщик — Ксения Перетрухина. 27, 28, 29 ноября на Малой сцене состоится премьера спектакля «Пеликан». Это первая работа на сцене Электротеатра итальянского режиссера Альберто Романо Кавекки. В ее основе — одна из камерных пьес, написанная Стриндбергом для «интимного театра», существовавшего в Стокгольме с 1907 по 1910. В декабре на Малой сцене пройдет премьера «Остров рабов», режиссера Анастасии Князевой по пьесе Мариво.
В Школе драматического искусства — абсурд и пасторали
Старейший лабораторный театр Москвы открыл сезон российской премьерой абсурдистской пьесы французского драматурга Матея Вишнека «Кони за окном».
1 и 3 октября в зале «Глобус» спектакль, оммаж на любимую тему отца-основателя Школы, любителя мистерий, Анатолия Васильева, —музыкальный концерт «Пасторали, или проделки купидона».
В Гоголь-центре — «Красный крест» и Петр Айду
23 сентября 6,7, 8 ноября первая премьера еще не полностью спланированного сезона — «Красный крест» режиссера Семена Серзина по пьесе Саши Филипенко.В центре сюжета воспоминания женщины, работавшей с официальными документами и письмами Международного Красного креста во время Второй Мировой войны. Главная героиня Татьяна теряет память и по кусочкам восстанавливает то, что происходило с ней в сороковые годы.
В рамках фестиваля Одоевский.FEST, который курирует искусствовед Сергей Хачатуров, театр покажет премьеру «Человека без имени» по пьесе Валерия Печейкина в режиссуре Никиты Кукушкина. Музыку к спектаклю сочинил Петр Айду.
В «Практике» — Чингиз Айтматов и Паулина Андреева
23 и 24 театр дает первую премьеру в сезоне. Руководитель театра, режиссер Марина Брусникина инсценирует «Материнское поле » Чингиза Айтматова. «Поле» Брусникиной — результат совместной работы театра «Практика» и продюсерского центра «Маруся-Продакшн». В ролях — Паулина Андреева, Александра Урсуляк, Марина Петренко, Виктория Корлякова, Яна Гладких, Нина Гусева и Анна Зайкова — выпускницы разных курсов Дмитрия Брусникина и Романа Козака.
Через месяц, 23 и 24 октября в «Практике» — премьера Lorem Ipsum, пьесы из нескольких глав питерского драматурга Екатерины Августеняк, кураторский проект Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной, лаборатория, в которой участвуют девять молодых режиссеров Мастерской Брусникина.
В Театре на Бронной — Достоевский, Долин, Богомолов и Клара Новикова
Свой юбилейный, 75 сезон театр открыл во «Дворце на Яузе», площадке, где пережидали ремонты и стройки и Театр наций, и Современник. Накануне худрук Константин Богомолов объявил планы на 10 премьер. Первая же, «Бульба. Пир», режиссером которой стал Александр Молочников, не состоялась — на фестивале «Кинотавр» режиссер заболел коронавирусом. Премьера «Бесов» по Достоевскому в постановке Богомолова пройдет в в концертном зале «Барвиха Luxury Village». На Яузе пока идут «Поздняя любовь» Евгения Арье с Леонидом Каневским и Кларой Новиковой и свежеиспеченная «Женщина-змея» Олега Долина.
В Театре Наций — Горбачев
Театр Наций открылся первого сентября и крейсерскими темпами выпускает премьеру за премьерой. Всего их запланировано десять в сезоне. «Мы решили идти ва-банк и только за осень выпустим 6 премьер, задействовав все три наши площадки: основную сцену, малую и Новое Пространство. Зрителей ждут абсолютно разноплановые спектакли, рассчитанные на самую разную аудиторию», — сообщил в начале сезона худрук Евгений Миронов. Среди самых значительных — «Горбачев» по пьесе и в постановке Алвиса Херманиса 8 октября.
