
Что случилось, тигровая лилия? (1966)
Остроумная пародия на фильмы про шпионов, чрезвычайно популярные в 1960-х, смонтированная из двух смешных японских триллеров из одной серии с не менее смешным названием «Международная секретная полиция». Продюсеры, по глупости прикупившие права на показ этих третьесортных картин, отдали их на растерзание тогда еще начинающему актеру и комику Вуди Аллену – тот добавил кое-какие игровые сцены, переозвучил и перемонтировал фильм так, что он превратился в комедию, в которой шпионы ищут… идеальный рецепт яичного салата.
Интерьеры (1978)
Все знают Вуди Аллена как мастера комедии, но людям, хорошо знакомым с его фильмографией, он также знаком как тонкий мастер психологической драмы. Одной из вершин этой стороны его карьеры считается тихая и мрачная картина, второй фильм в неофициальной нью-йоркской трилогии Аллена (также «Энни Холл» и «Манхэттен»). «Интерьеры», недвусмысленно отсылающие к «Шепотам и крикам» Ингмара Бергмана, рассказывают историю трех сестер, которые разрываются между личной жизнью и необходимостью быть с матерью, у которой на фоне развода с их отцом развилась клиническая депрессия.
Пурпурная роза Каира (1985)
Ретро-комедия с мощным зарядом свойственной Вуди Аллену ворчливой ностальгии по былым денькам, воздающая должное классическому Голливуду 1930-х годов. Мечтательная история о девушке, которая сбегала в кинотеатр от своей неказистой жизни официантки и жены равнодушного мужа. Однажды ее любимый киногерой, похожий на Аллана Куотермейна охотник за сокровищами Том Бакстер, сходит с экрана — прямо в объятия Сесилии. В такой простой и незатейливой, но эффектной сюжетной коллизии ракрывается вся суть знаменитой магии кино: когда в зале кинотеатра включается свет, волшебство рассеивается.
Другая женщина (1988)
Еще одна «бергмановская» драма в фильмографии Аллена, которая не пытается открещиваться от наследия шведского классика — даже оператором здесь выступил знаменитый швед Свен Нюквист. Визуально, кстати, фильм гораздо ближе еще к одной картине про одиночество в четырех стенах — «Семейный портрет в интерьере» Лукино Висконти. Профессорша философии Марион снимает квартиру в Нью-Йорке, чтобы спокойно работать над своими трудами. Ее отношение к жизни меняет услышанный за тонкими стенами разговор соседа-психоаналитика с женщиной, погруженной в глубокую депрессию.
Пули над Бродвеем (1994)
Примерно с этого фильма у Вуди Аллена появляется третье доминирующее направление в творчестве — криминальные комедии. В этой уморительно смешной и довольно мрачной одновременно вариации «Тутси» Сидни Поллака рассказывается история драматурга, который ищет деньги на постановку новой пьесы. И в итоге выходит на гангстера, который, вкусив прелести театра, втягивает автора в авантюру с мафией, посредственными актрисами и заказными убийствами. Отличное кино о том, что даже малообразованный бандит может что-то смыслить в прекрасном.
Не пей воду (1994)
Выросшая из одноименной алленовской пьесы, с большим успехом прокатившейся по театрам в 1960-х, эта уморительная пародия на фильмы про страх перед «красной угрозой» не выходила в кино, а была показана лишь на телевидении, но по размаху и юмору не уступает «большим» собратьям. По сюжету, еврейская семья оказывается заперта в американском посольстве выдуманной восточноевропейской страны, в то время как снаружи все охвачено духом государственного переворота. Выражение из названия фильма отсылает к популярной в 1960-х теории заговора о фторировании воды Советами с целью зомбирования американцев.
Разбирая Гарри (1997)
Пожалуй, самая личная картина в карьере Аллена и одновременно одна из самых смешных. Ее герой, удачливый писатель Гарри Блок, в поисках вдохновения для написания новой книги (аванс на которую он уже спустил подчистую) мечется из крайности в крайность: пытается разобраться с неверной подругой, решает проблемы с бывшей женой и даже идет к проститутке, чтобы та… помогла похитить его собственного сына. А ближе к концу его и вовсе ждет путешествие в ад (довольно смешное). Редкий фильм, который доходчиво не только объясняет, но и визуализирует всю суть мук творчества.
Знаменитость (1998)
Эстетская экзистенциальная комедия, типичная для Вуди Аллена, и снова о муках писательства. На этот раз, журналист, который, пытаясь продать кому-то свой сценарий по незаконченному (очевидно, посредственному) роману, проходит через все круги производственного ада и знакомится с самыми яркими и спорными кадрами в киноиндустрии. Многие считают этот фильм не самой удачной работой режиссера, но смотреть его стоит как минимум ради бенефиса Леонардо Ди Каприо, купающегося в лучах славы после «Титаника» (и искрометно высмеивающего самого себя), а также ироничного камео Дональда Трампа.
Кризис в шести сценах (2016)
В 2000–2010-х уже немолодой Вуди получил новую порцию популярности, поэтому неудивительно, что он стал очередным большим режиссером, которого позвали снять мини-сериал для Amazon Prime Video. Сказать по правде, от смены формата результат не поменялся: получился классический Аллен, только нарезанный на порции по 20 минут. Вдобавок впервые со времен фильма «Кое-что еще» он вновь появился в главной роли, сыграв пожилого консерватора, в дом которого попадает бунтарка, ходящая с брошюрами леворадикальных философов под мышкой и выступающая против войны во Вьетнаме. Ее, кстати, с блеском отыграла певица Майли Сайрус.
Колесо чудес (2017)
Поруганная за рубежом, но очень тепло принятая у нас в России трагикомедия, которая вернула Джеймса Белуши в качестве большого актера, до этого прозябавшего на задворках VOD-фильмов, сериалов и просто не очень качественного кино. Картина о еще не старой, но уже и не очень молодой замужней женщине, которая влюбляется в спасателя на пляже, и вынуждена делить его с падчерицей, внезапно появившейся в ее жизни. Трогательная, хотя и слегка отягощенная морализаторством притча о внезапной страсти, когда ее, казалось, уже и быть не могло. В конце концов, это просто очень живописное кино: Витторио Стораро, один из лучших операторов в мире, превращает пляжный парк, где разворачивается действие, в залитую теплым солнцем авансцену для невероятно красивой истории любви.