Винтаж, беспредел и вампиры: что смотреть на 71-м Берлинском кинофестивале

«Вступление» (Introduction)
Программа: Основной конкурс
Новый фильм южнокорейского мастера тихих драм Хон Сан-су, всего год назад признанный на Берлинале лучшим режиссером за драму «Девушка, которая убежала». В свежем сюжете он рассказывает историю слегка потерянного молодого актера по имени Ен-ху, который приезжает в Берлин, чтобы проведать свою девушку, перебравшуюся сюда из Южной Кореи ради учебы. Потом он вернется в Сеул, сходит пообедать с мамой, поболтает с ней об отце, встретит друга, сходит погулять на пляж. Но себя, скорее всего, так и не найдет.
«Вступление» — классическая разговорная то ли притча, то ли зарисовка из жизни в духе ранних фильмов Джима Джармуша: действия почти нет, глубоководных смысловых камней, об которые черт ногу сломит, тоже. Маленькие фрески из жизни людей (длина фильма — чуть больше часа), от которых тем не менее сложно оторваться, так близко они соприкасаются с реальностью.
«Неудачный трах, или сумасшедшее порно» (Bad Luck Banging or Loony Porn)
Программа: Основной конкурс
Возможно, самый безумный фильм конкурса. Новая картина от завсегдатая и двукратного лауреата Берлинале, румына Раду Жуде, известного своими вызывающими и эпатажными опытами в разных жанрах — от цыганского вестерна («Браво!») до трагикомедии про холокост («Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары»).
В новом фильме Жуде рассказывает историю двух людей, чье домашнее порно попало в интернет и быстро стало вирусным. На записи оба были в медицинских масках, что, впрочем, не помешало опознать женщину — ею оказалась учительница в средней школе, моментально ставшая объектом клеймения. Дальше действие уходит в абсурд в духе Эжена Ионеско, разоблачая лицемерие общества и вскрывая зависимость современного человека от социальных сетей, смартфонов и архаичных догм.
«Альбатрос» (Drift Away)
Программа: Основной конкурс
Новая картина актера и режиссера Ксавье Бовуа, двукратного обладателя гран-при жюри в Каннах и призов других крупных европейских смотров кино. Для Бовуа это первое в карьере участие в Берлинале, хотя многие его картины, в соответствии с тематикой фестиваля, затрагивали актуальные во французском и мировом обществе темы (например, фильм «О людях и богах» говорил о давнем конфликте между христианами и мусульманами в Алжире).
Новый фильм рассказывает историю шерифа Лорана (Жереми Ренье, любимый актер европейских режиссеров), несущего службу в маленьком городке на побережье Нормандии. В его жизни большое событие — спустя десять лет совместной жизни он делает предложение своей возлюбленной. Счастье не омрачает даже высокий уровень преступности в беспокойном регионе под его опекой – Лоран любит свою работу. Но вскоре после помолвки он, пытаясь спасти полубезумного фермера от самоубийства, случайно его убивает — и все в жизни переворачивается с ног на голову.
«Социальная гигиена» (Social Hygiene)
Программа: Encounters (внеконкурсная программа)
Сюрреалистичная комедия от квебекского режиссера Дени Коте, тоже частого участника Берлинале. Его странноватые, поэтичные картины, деконструирующие основополагающие принципы нашей реальности, обожают синефилы: в них смешиваются эпохи, реальность приобретает оттенки мистики и фантастики, а персонажи непредсказуемы, как русская зима.
В «Социальной гигиене», снятом в августе 2020 года, то есть почти сразу после весеннего локдауна, рассказывается история молодого вора Антонина, вынужденного путешествовать с пятью очень разными женщинами: сестрой, женой, любовницей, служащей налоговой и жертвой одной из его краж. Диковатый (буквально — почти все действие происходит в каких-то далеких от цивилизации лугах и лесах) трейлер показывает людей в винтажных костюмах, которые намеренно держатся друг от друга на расстоянии не менее чем в полтора метра и никак не могут найти общий язык. Хотя сам режиссер отрицает влияние пандемии COVID-19 на сюжет, это идеальная визуальная метафора к нашему времени.
«Районный терминал» (District Terminal)
Программа: Encounters (внеконкурсная программа)
Второй иранский фильм на фестивале этого года (другой, «Баллада о белой корове» Бехташа Санаихи и Мириам Моквадам, вошел в основной конкурс), снятый в копродукции с Германией. По негласной национальной традиции, режиссеров у этой картины двое: Бардия Ядегари — писатель и поэт, чьи стихи запрещены в стране, Эхсан Мирхоссейни — экс-кинокритик. Оба, так или иначе, неудобны для местной власти и оба работали с Мохаммадом Расулофом, предыдущим обладателем «Золотого медведя» за фильм «Зла не существует»: первый был ассистентом режиссера, второй сыграл роль одного из государственных палачей.
В своем первом полнометражном фильме режиссеры рассказывают историю нищего поэта-наркомана. Он дописывает книгу, параллельно пытаясь найти деньги на еду для себя и дочери. В то же время Тегеран охватывает загадочная болезнь, от которой люди мрут как мухи, и город очень скоро погружается в хаос. Потенциальный «спящий хит» фестиваля, апокалиптическая фантастика, которая смотрится пугающе актуально.
«Лимб» (Limbo)
Программа: Berlinale Special (внеконкурсная программа)
Экшен-триллер, выдержанный в стилистике классических голливудских нуаров 1950-х, который уже закуплен в некоторых странах для большого проката. Крепкое жанровое кино, которое, по словам режиссера Чина Поу-сои (постановщик хитовой у себя на родине высокобюджетной фэнтезийной тетралогии «Король обезьян»), должно вернуть славу гонконгских боевиков, таких как «Круто сваренные» и «Пуля в голове» Джона Ву.
По сюжету классическая пара полицейских (циничный ветеран и новичок-идеалист) пытается поймать маньяка, совершающего зверские убийства женщин. Расследование выводит их на след, который тянется от одного из злачных районов Гонконга, своего рода доппельгангера мегаполиса, где царят беззаконие и беспредел. Фильм прошел путь в восемь лет от задумки до воплощения в жизнь, а режиссер называет его своим самым амбициозным проектом.
«Кровопийцы» (Bloodsuckers)
Программа: Encounters (внеконкурсная программа)
Сатира на стыке хоррора, черной комедии и политического памфлета. Юлиан Радльмайер — один из наиболее талантливых молодых режиссеров Германии, чей предыдущий фильм, вдохновленная лентами Фассбиндера трагикомедия «Самокритика буржуазного пса», стал настоящим хитом в сфере артхауса.
Последовательно разоблачая капитализм (без пафоса, зато с отменным чувством юмора), в новой картине Радльмайер уходит в полный гротеск. Германия 1928 года охвачена революционными настроениями, рабочие на фабриках штудируют «Капитал» Карла Маркса в поисках ответа на вопрос, почему они так плохо живут, а аристократы, фланируя в свободное время на шикарных виллах, время от времени присасываются к шее подчиненных, чтобы попить их крови (буквально).
В одну из вампиресс влюбляется главный герой, актер Левушка, бежавший из СССР после того, как Троцкий (которого Левушка сыграл в спектакле Сергея Эйзенштейна) впал в немилость у советской власти. Невезучего артиста играет немецко-грузинский режиссер Александр Коберидзе, один из конкурсантов фестиваля (его фильм «Что мы видим, когда смотрим на небо?» попал в основную программу). Фильм уже закуплен для российского проката, так что посмотреть на капиталистов-кровососов можно будет всем.