
Девятый «Артдокфест» открывается во вторник, 8 декабря, в московском кинотеатре «Формула кино Горизонт» и санкт-петербургском Angleterre Cinema Lounge. Несмотря на то что Министерство культуры России с 2014 года прекратило финансовую поддержку фестиваля, его география в этом году расширилась — конкурсные показы проходят одновременно в двух столицах, а в октябре программа «Артдокфеста» была представлена на Рижском международном кинофестивале. По словам президента фестиваля Виталия Манского, «Артдокфест» существует прежде всего за счет «очень небольшого» гранта Фонда
«Событие»
Автор сценария и режиссер Сергей Лозница, Нидерланды — Бельгия, фильм церемонии открытия
Один из главных современных европейских документалистов Сергей Лозница в прошлом году представил эпическую кинохронику Евромайдана, а в этом году собрал в полнометражный фильм документальные съемки трех дней августовского путча 1991 года в Ленинграде. Мировая премьера «События» состоялась на Венецианском международном кинофестивале. Билеты на фильм открытия «Артдокфеста» закончились еще на прошлой неделе, так что единственный шанс увидеть его на большом экране — это повторный показ в Большом зале «Горизонта» перед завершением фестиваля.
«Мой друг Борис Немцов»
Автор сценария и режиссер Зося Родкевич, Россия — Эстония, программа «Спецсобытие. Немцов»
Рабочие материалы фильма об убитом в этом году Борисе Немцове, отснятые юной выпускницей Школы Марины Разбежкиной с 2012 года. Не исключено, что фестивалю удастся показать в формате work-in-progress еще один фильм о покойном оппозиционном политике — его снимают немецкие документалисты, телепремьера в Европе намечена на 28 февраля 2016 года, в годовщину смерти Немцова.
«Чеченская семья»
Автор сценария и режиссер Мартин Сола, Франция, конкурсная программа
В этом году на «Артдокфесте» представлено несколько фильмов о Чечне. Один из них — «Грозный-блюз» швейцарского режиссера Никола Белуччи — руководство фестиваля в последний момент решило снять с показов в России из-за угрозы жизни и безопасности героев. В фильме Белуччи использованы сегодняшние интервью чеченских женщин и любительские видеосъемки 1990-х; после публикации трейлера одна из героинь фильма, правозащитница Таита Юнусова, была похищена из дома своих родственников недалеко от Грозного; Манский в эфире телеканала «Дождь» сообщил о своем обращении к руководству Чеченской Республики и выразил готовность снять фильм с показа, если это поможет спасти жизнь Юнусовой — через несколько часов после эфира похитители отпустили женщину.
Фильм «Чеченская семья» из конкурсной программы, помимо контекста и истории, интересен еще и новаторским киноязыком: половину экранного времени в нем занимает суфийский религиозный танец зикр. Еще один достойный фильм на чеченскую тему (тоже из конкурса) — это «Чечен», работа выпускницы Школы Разбежкиной Беаты Бубенец: история убежденного борца за независимость Чечни, прошедшего вооруженные конфликты в Абхазии и Тирасполе, а теперь воющего в Донбассе на стороне Украины.
«Саламанка»
Автор сценария Ольга Полевикова, режиссеры Руслан Федотов, Александра Кулак, Россия, конкурсная программа
Одно из главных условий регламента «Артдокфеста» — к участию допускаются фильмы со всего мира, но снятые на русском языке. Герои этого фильма говорят на нижнесаксонском наречии, как и их предки — немецкие сектанты-меннониты, поселившиеся в России в конце XVIII века. При этом коммуна меннонитов, представленная в фильме, находится в Мексике. Отборщики фестиваля, однако, решила рассматривать нижнесаксонское наречие как один из национальных языков, распространенных на территории России, — настолько велико было впечатление от художественных достоинств картины.
«Кино — общественное дело»
Автор сценария и режиссер Татьяна Брандруп, Германия, программа «Наши»
Главный герой фильма — Наум Клейман, всемирно известный специалист по творчеству Сергея Эйзенштейна и до недавнего момента директор (а по сути, создатель) Музея кино в Москве. С 1989 года музей демонстрировал не доступную прежде советскому и российскому зрителю классику мирового кино. Для многих Музей кино стал важным местом культурного общения. Впоследствии судьба музея, неразрывно ассоциировавшегося с именем Клеймана, сложилась драматично — в декабре 2005 года он при активном участии председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова лишился помещения в Киноцентре на Красной Пресне, а Клейман в результате конфликта с Министерством культуры во главе с Владимиром Мединским в прошлом году лишился должности. «Фильм, среди героев которого и соратники Клеймана, и просто москвичи, становится документальным коллажем, отражающим действительность сегодняшней России», — говорится в аннотации картины.
«Человек, который спас мир»
Автор сценария и режиссер Питер Энтони, Дания, программа «Наши»
Малоизвестная в России история о том, как офицер Станислав Петров предотвратил Третью мировую войну (до 1993 года информация о подвиге подполковника держалась в секрете). В ночь с 25 на 26 сентября 1983 года мир стоял в шаге от катастрофы: из-за ложного срабатывания советской системы предупреждения о ракетном нападении поступило сообщение о ядерной атаке со стороны США. Подполковник Станислав Петров, заступивший в ту ночь на дежурство на командном пункте «Серпухов-15», верно проанализировал обстановку и принял решение не наносить ответно-встречный удар. В 2006 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Петрову была вручена специальная награда. Работа над докудрамой о нем продолжалась 10 лет.
«Алиса в стране войны»
Авторы сценария и режиссеры Алиса Коваленко, Любовь Дуракова, Польша, программа «Империя. Распад»
Когда на востоке Украины началась война, студентка Киевского национального театра, кино и телевидения отправилась туда с камерой — и попала в плен к сепаратистам. Ее кинодневник лег в основу этого фильма. В программе «Империя. Распад» есть еще два фильма о современной Украине, которые Виталий Манский и программный директор фестиваля Виктория Белопольская советуют не пропустить: «Аэропорт Донецк» (Чехия — США) и польский «Дыббук: сказание о странствующей душе» (фильм посвящен еврейско-украинскому конфликту в городе Умань).
«В поисках Бабеля»
Авторы сценария Андрей Малаев-Бабель, Дэвид Новак, Крис Лием, режиссер Дэвид Новак, Украина, программа «Год литературы. В изгнании»
В год 75-летия расстрела Исаака Бабеля его внук Андрей Малаев-Бабель пытается открыть истину и надеется лучше понять силу художественного метода своего деда. Андрей путешествует по Украине, России и Франции; местам, связанным с биографией писателя. После долгих исследований и расспросов Андрей находит материалы НКВД об арестах, пытке и казни деда. Внук Бабеля сам представит фильм московской аудитории.
«До боли», «Давай убежим от нее», «Какого прекрасного сына я родила...»
Режиссер Марчин Кошалка, Польша, программа «Psychologies.doc. Отцы и дети»
Журнал «Psychologies Россия» пятый год подряд представляет на «Артдокфесте» собственную программу авторского документального кино, объединенного одной темой. После показов публика обсуждает фильмы с психологами — экспертами журнала. В этом году самое заметное событие программы — три работы одного из ведущих документалистов мира Марчина Кошалки, который сам будет представлять свое экзистенциальное кино в Москве.
«Дуракам здесь не место»
Автор сценария и режиссер Олег Мавроматти, Россия — Болгария — США, программа «От А до А»
Программа «От А до А» — это фильмы-лауреаты прошлых «Артдокфестов» и других российских кинофестивалей. В этом году Манский особо отмечает экспериментальную картину известного художника-акциониста Олега Мавроматти, которая получила награду за «Лучший документальный фильм» на фестивале «Движение-2015» в Омске (примечательно, что в Омске фильм посчитали чересчур смелым для местной аудитории и показали в пустом кинозале только членам жюри).