К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как делают елочные игрушки: фоторепортаж

Как делают елочные игрушки: фоторепортаж
Экскурсия по цехам клинского завода елочных игрушек «Елочка»

Корреспондент Forbes посетил клинский завод елочных игрушек «Елочка» - старейшее российское предприятие по производству стеклянных игрушек. Процесс создания елочных украшений - в нашей галерее.

Елочные игрушки выдуваются из стеклянных трубок. На заводе используют десять типов трубок с различными диаметрами и толщиной стенок, которые в основном закупаются в России. Некоторые инструменты «Елочка» закупает в Польше. И хотя их качество лучше отечественных, в сегодняшней ситуации заводу придется отказаться от европейского качества, говорит Владимир Симанович, исполнительный директор фабрики.

Стеклодув разогревает стеклянную трубку на горелке при температуре около 700-710 градусов. Трубка становится мягкой и оттягивается в «пульку», как говорят стеклодувы. После этого мастер начинает работать над конечной формой игрушки.

Существует два вида выдувания формы: свободный и формовой. Все игрушки, которые имеют четкую форму, грани - создаются в специальных металлических заготовках, то есть формовым методом. В форму помещается «пулька», а стеклодув раздувает ее уже внутри.

Свободным выдуванием занимаются специалисты со стажем. Выдувая шар, стеклодувы используют шаблон, с которым сверяют созданные ими игрушки. Некоторые мастера, много лет занимающиеся свободным выдуванием, могут изготовить игрушки нужного диаметра уже без шаблона - "на глаз".

Методом свободного выдувания производят шары, верхушки на елку и другие изделия, у которых нет четкой формы. Этот метод также используют для создания шаров "с прожектором": сначала выдувается шар, затем его снова нагревают и специальным инструментом продавливают стекло внутрь.

Формовых игрушек на заводе «Ёлочка» изготавливают меньше по экономическим причинам. Этот метод выдувания - сложнее, а его производительность - ниже.

На этапе контроля качества специалисты проверяют, отбирают или отбраковывают новые игрушки. После этого их отправляют в цех металлизации.

Металлизация – способ нанесения алюминия на стекло. В специальный аппарат закладываются стеклянные игрушки, откачивается воздух, и в вакууме на вольфрамовые испарители, обернутые в кусочки фольги, подается большое напряжение. Фольга превращается в пыль, которая и оседает на стекле, делая игрушки зеркальными.

Раньше процесс металлизации занимал около получаса. Теперь, когда машины для металлизации устарели, весь цикл стал занимать от 40 минут до 1 часа. «Машины старые, - говорит  исполнительный директор «Ёлочки» Владимир Симанович, - требуют большого ухода и замены деталей, а предприятия, которые выпускали эти машины, уже не работают, поэтому искать детали очень трудно».

В Европе пользуются немного другой технологией, рассказывает Владимир Симанович. Внутрь игрушки впрыскивают двухкомпонентную кислоту, которая при определенной температуре распределяется по стенкам. То есть зеркало получается внутри игрушки, а не снаружи. По словам исполнительного директора завода «Ёлочка», они пытались привезти эту технологию в Россию, но возникли проблемы с таможней, из-за чего от этой идеи пришлось отказаться.

После завершения процедуры металлизации машина сбрасывает вакуум и закачивает воздух. Из нее извлекают изделия и переходят к их дальнейшей обработке.

После металлизации начинается не менее интересный этап - игрушки окрашивают.

Стеклянные елочные игрушки окунают в краску, после чего их помещают в песок, куда стекает остаток краски.

Если объемы производства небольшие, то игрушки оставляют в так называемых сушильных кругах с песком. Для того, чтобы быстро высушить краску на большом количестве стеклянных игрушек, на заводе есть аппарат, который сушит изделия по кругу.

После окрашивания игрушки отправляют в цех разрисовки. Художниками работают, в основном, девушки.

Художники наносят на изделия экологичные акриловые краски.

За день художница может разрисовать около 230 простых игрушек, но все, конечно, зависит от сложности рисунка. Например, завод выпускает в том числе миниатюрные игрушки. За день один человек может украсить лишь около десяти таких изделий.

На этой фотографии мастер наносит на игрушки снежные узоры, которые считаются простым рисунком.

Природа, персонажи, здания - более сложный рисунок для игрушек. На них у мастеров уходит больше времени.

Когда игрушка разрисована, длинный ус, оставшийся еще от выдувания, отрезают.

Завод «Елочка» работает круглый год с перерывом на один месяц - июль. До июля мастера работают «на склад», а с августа уже начинаются региональные отгрузки, рассказывает Владимир Симанович.

Цех упаковки. Здесь готовые игрушки упаковываются в картонные коробки, наборы - в упаковки с окошком.

На заводе производят около 1,5 млн игрушек в год. Несмотря на то, что на сегодняшний день «Ёлочка» - один из крупнейших производителей елочных игрушек в России, объем поставок продукции фабрики - всего около 2,5 - 3% на рынке. Основная доля принадлежит производителям из Китая и Украины.

На заводе «Елочка» регулярно проводятся экскурсии для детей и взрослых. Детям показывают как из стеклянной трубочки получается красивая елочная игрушка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+