К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Имидж — ничто: как известные бренды портят себе репутацию

Имидж — ничто: как известные бренды портят себе репутацию
За что крупные компании удостаивались обвинений в гомофобии, антисемитизме, сексизме и других проявлениях нетерпимости?

Современный бизнес — как ходьба по минному полю. Оказаться в центре репутационного скандала можно из-за слишком худого манекена, детской пижамы с принтом в виде звезды или неудачного рекламного слогана. Крупные бренды в борьбе за узнаваемость или в результате неосторожных действий руководства регулярно попадают в громкие истории, портящие их имидж. В галерее Forbes — 11 историй, бросивших тень на репутацию известных брендов.

La Perla: слишком тощие манекены
Фото REUTERS·Brendan McDermid

La Perla: слишком тощие манекены

Бельевой бренд La Perla оказался в центре скандала в 2014 году. Внимание прохожих привлекли излишне тощие манекены в витринах нью-йоркского бутика. Фотографии ростовых кукол с выпирающими ребрами и нездоровой худобой вскоре появились в интернете, а пользователи соцсетей заговорили о пропаганде анорексии. «Неужели La Perla думает, что выпирающие ребра на манекене — это нормально?» — писали в Twitter интернет-пользователи.

Нашлись и те, кто грозился больше не переступать порог магазинов белья и ничего не покупать в La Perla. Представители марки довольно оперативно сняли с витрин «анорексичных» манекенов. Также компания опубликовала заявление, в котором обещала не использовать худых кукол-моделей в своих бутиках по всему миру.

Бренд La Perla оказался не единственным, кого обвиняли в пропаганде анорексии. В начале июня 2015 года комиссия по рекламным стандартам Великобритании запретила на территории страны новую рекламу модного дома Saint Laurent из-за «нездоровой худобы» модели Кики Уиллемс.

Dolce & Gabbana: заявление против возможности появления детей у геев
Фото Vittorio Zunino Celotto·Getty Images

Dolce & Gabbana: заявление против возможности появления детей у геев

«У ребенка должны быть мама и папа. Так было всегда. Мы называем детей, рожденных путем искусственного оплодотворения, синтетическими. Семя, из которого они родились, выбирают по каталогу. Это дикость», — заявили основатели итальянского модного дома Доменико Дольче и Стефано Габбана в интервью журналу Panorama.  Дольче подчеркнул, что не собирается заводить семью, поскольку является геем.

Высказывания дизайнеров вызвали бурю возмущений. К бойкоту продукции Dolce&Gabbana призвал певец Элтон Джон, который вместе с супругом Дэвидом Фернишем воспитывает двух детей, рожденных суррогатной матерью. В своем Instagram музыкант написал: «Ваш архаический образ мысли так же отстал от времени, как и ваша мода». Идею бойкота поддержала и певица Кортни Лав, заявившая о намерении сжечь всю свою одежду от D&G.

Модельеры не в первый раз оказываются в центре скандала. В июне 2013 года основатели бренда Dolce&Gabbana были приговорены к 20-месячному тюремному сроку за уклонение от уплаты налогов почти на €1 млрд, но спустя год дизайнеров оправдали.

Dropbox: «шпионка» Кондолиза Райс в штате хранителя данных
Фото Mark Ovaska·Bloomberg via Getty Images

Dropbox: «шпионка» Кондолиза Райс в штате хранителя данных

В апреле 2014 года блог сервиса удаленного хранения данных Dropbox наполнился десятками гневных комментариев. Поводом к этому послужили кадровые перестановки в совете директоров компании, курировать международное развитие акционеры доверили бывшему госсекретарю США Кондолизе Райс.

Несколько раз признававшаяся журналом Forbes самой влиятельной женщиной в мире, Райс снискала дурную репутацию среди интернет-пользователей, поддержав внедрение Агентством национальной безопасности системы прослушки граждан США без санкции суда. Также активисты, призывавшие бойкотировать сервис, обвиняли экс-госсекретаря в развязывании войны в Ираке и участии в программе пыток опасных преступников. В знак протеста они предложили пользоваться другими облачными хранилищами вместо Dropbox, например Google Docs или Microsoft OneDrive.

Представители Dropbox заверили пользователей, что назначение Райс никак не скажется на конфиденциальности данных. «Для нас нет ничего более важного, чем сохранность и неприкосновенность ваших данных. Именно поэтому мы боремся за прозрачность деятельности IT-компаний, выступая за правительственную реформу относительно шпионских программ», — написал в своем блоге CEO компании Дрю Хьюстон.

Сейчас число частных пользователей сервиса Dropbox составляет 300 млн человек, а его капитализация равна $10 млрд.

Primark: «крики о помощи» на ярлыках
Фото Peter Macdiarmid·Getty Images

Primark: «крики о помощи» на ярлыках

Летом 2014 года возле магазинов ирландской марки Primark был организован пикет против рабских условий труда на фабриках компании. Это случилось после того, как покупательница нашла на бирке десятифунтового платья призыв о помощи Forced to work exhausting hours, что можно перевести как «Меня заставляют работать на износ».

Британка сообщила о своей находке СМИ, после чего в компании заявили, что начали внутреннюю проверку, а также создали на официальном сайте бренда раздел, рассказывающий об условиях труда сотрудников. Primark восприняла инцидент с лейблом «очень серьезно», сообщалось на сайте производителя.

Но с подобными обвинениями компания столкнулась не впервые. В 2013 году в Бангладеш обрушилось восьмиэтажное здание фабрики, где шили одежду для бренда. Тогда погибло более тысячи работников. А в 2008 году BBC провело расследование и выяснило, что на фабриках в Индии использовался детский труд. Подростки пришивали бусины и пайетки к продукции Primark.

Ирландский бренд не единственный, кто вызывал подозрения в несоблюдении трудовых норм. В этом же обвиняли таких ритейлеров-гигантов, как Zara и H&M.

IKEA: конина во фрикадельках
Фото Filip De Smet·Belga·ZUMA Wire·ТАСС

IKEA: конина во фрикадельках

В 2013 году в одном из самых популярных блюд в кафетериях шведского бренда IKEA — фирменных фрикадельках — была обнаружена конина, хотя на пачках с полуфабрикатом упоминалась лишь свинина и говядина. Фрикадельки исчезли из продажи в 12 странах Европы. Выяснилось, что одни из производителей некачественной продукции покупали мясо через нидерландского трейдера Draap Trading у скотобоен, а глава этой компании Йен Фейсен уже привлекался к ответственности за продажу конины под видом говядины. Через месяц фрикадельки вернулись в европейское меню ритейлера.

История вокруг тефтелей с кониной не самая серьезная из проблем, что сотрясали шведского мебельного гиганта. В 2010 году, несмотря на многочисленные заявления основателя IKEA Ингвара Кампрада о недопустимости взяток, выяснилось, что топ-менеджеры российского офиса бренда «проявили терпимость по отношению к коррупционным действиям подрядчика». Спустя год история вновь повторилась, причем опять в российском подразделении компании. На этот раз одного из топ-менеджеров поймали на вымогательстве 6,5 млн рублей за ускоренное заключение договора аренды.

Rolls-Royce: обвинения в коррупции
Фото PA Images·ТАСС

Rolls-Royce: обвинения в коррупции

Начало 2015 года выдалось трудным для Rolls-Royce. Следом за сообщениями, что чистая прибыль концерна в 2014 году упала почти в 20 раз, компанию обвинили в даче взяток.

Помимо Rolls-Royce в истории замешана крупнейшая бразильская нефтяная компания Petrobras, для который британский концерн производит газовые турбины для нефтяных платформ. Расследование начались после того, как бывший топ-менеджер Petrobras Педро Баруско признался в получении $200 000 от Rolls-Royce. Кроме него, по версии следствия, взятки в обмен на контракты на протяжении последних нескольких лет получали бразильские политики (нефтяная компания контролируется государством) и высокопоставленные сотрудники Petrobras.

В Rolls-Royce на обвинения ответили, что «не потерпят неприемлемого ведения бизнеса любого вида и примут все надлежащие меры для того, чтобы гарантировать соблюдение правил».

Google: расистский скандал
Фото Hoch Zwei·Corbis Images

Google: расистский скандал

Из-за атаки спамеров в мае 2015 года Google обвинили в расизме. Скандал разгорелся после того, как на запрос в поисковике Nigga House сервис Google Maps стал указывать на резиденцию Барака Обамы в Вашингтоне. Также метка на карте была направлена на американский Белый дом в случае запросов Nigger House и Nigga King. Одним местом не ограничилось, и в списке локаций, удовлетворяющих расистскому запросу, оказался и университет Мэриленда. Это учебное заведение популярно следи чернокожих студентов.

На оскорбительные запросы Google Maps откликался недолго, но достаточно для того, чтобы скриншоты с изображением карт заполнили интернет. В Google на ситуацию отреагировали быстро и скоро удалили расистские привязки. А еще извинились и пообещали совершенствовать алгоритмы борьбы с онлайн-хулиганами. Правда, пока это получается не так эффективно, как хотелось бы. Так, в конце апреля, в день старта продаж часов Apple Watch, на Google Maps появился человечек Android, писающий на яблоко Apple.

Lufthansa: сексистская реклама
Фото homas Lohnes·Getty Images

Lufthansa: сексистская реклама

В сексизме обвиняли несколько авиакомпаний. Первым критике подвергся ирландский перевозчик Ryanair из-за рекламной кампании, анонсирующей низкие тарифы на билеты. В ней авиаперевозчик использовал фотографии своих стюардесс, позирующих в одних купальниках. Изображение сопровождалось слоганом: «Горячие цены и экипаж». Рекламу назвали сексистской и оскорбляющей права женщин, а британскому комитету по рекламным стандартам не осталось ничего иного, как запретить ее. В Ryanair за рекламу извиняться не стали, а, напротив, подчеркнули, что все члены экипажа снимались в ней добровольно и в будущем компания продолжит поддерживать право своих сотрудников раздеваться.

А вот в немецкой Lufthansa, оказавшейся втянутой в сексистский скандал, предпочли принести извинения. Авиаперевозчик подвергся критике после рекламы специальных женских кредитных карт. В промописьмах, разосланных клиентам компании мужского пола, вымышленные возлюбленные просили подарить им «чудесные кредитки». Первыми такой рекламой возмутились мужчины, которые заявили, что женщины и так в состоянии обзавестись картами.

Zara: «антисемитские» пижамы
Фото Balint Porneczi·Bloomberg via Getty Images

Zara: «антисемитские» пижамы

Летом 2014 года в детской коллекции испанской марки Zara появилась новинка — полосатые пижамы с желтой звездой на груди и тремя пуговицами на плече. Несмотря на то, что на рисунке стояла надпись «шериф», пользователи социальных сетей обнаружили иное сходство. Шестиконечная звезда подозрительно напоминала знак, который нашивали на одежду евреев в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны. Пользователь Twitter с ником @eylanezekiel возмущался: «Дизайнеры и менеджеры Zara продемонстрировали шокирующее отсутствие знаний истории, прикрепив звезду Juden к рубашкам детей». Пижамы между тем успели поступить в продажу, в том числе в Израиле.

Вскоре Zara изъяла «антисемитскую»продукцию из продажи и извинилась перед покупателями за оскорбление их чувств. Также ритейлер объяснил, что при создании модели вдохновлялся звездами шерифов из классических вестернов о Диком Западе. Отзывать товары компании приходится не впервые. В 2007 году руководство Zara было вынуждено извиняться за сумки, на которых была изображена свастика.

Red Bull: реклама с Иисусом
Фото Corbis Images

Red Bull: реклама с Иисусом

В рекламе энергетического напитка Red Bull в 2012 году главным персонажем стал Иисус. Он вместе с учениками ловил рыбу, а после выходил  из лодки и шел по воде. Когда апостолы задавались вопросом: чудо это или Red Bull дал Иисусу крылья, Христос признавался, что просто знает места, где можно наступать на камни.

Рекламный ролик вызвал многочисленные возмущения у христиан и даже мусульман. Католическая церковь высказалась за запрет видео, а своим прихожанам посоветовала не пить напиток, особенно до Пасхи. Ролик Red Bull с Иисусом появился в эфире как раз незадолго до одного из главных праздников христиан.

Уже через сутки после возмущения, проявленного публикой, производитель напитка снял его с трансляции. Компания принесла извинения всем, чьи чувства оскорбило скандальное видео, а выбор персонажа для рекламы объяснила желанием найти узнаваемый образ для ролика.

«Детский мир»: «Отведи детей на Лубянку»
Фото Макса Новикова для Forbes

«Детский мир»: «Отведи детей на Лубянку»

«Любишь ребенка? Отведи на Лубянку!» — реклама с таким слоганом появилась в интернете весной 2015 года, незадолго до открытия главного детского магазина Москвы после его шестилетней реконструкции. В роликах, выложенных на YouTube и снятых совместно с детским юмористическим журналом «Ералаш», так решили обыграть новое название универмага — «Центральный Детский Магазин на Лубянке». Слоган сопровождал видео с импровизированными сценами допросов, которые дети устраивали своим родителям.

Реклама вызвала возмущение, общественность негодовала по поводу иронии насчет расположения магазина на Лубянской площади, через дорогу от которого находится управление ФСБ. После многочисленных сообщений в соцсетях о том, что детей с малых лет приучают к пыткам и террору, скандальные ролики с YouTube удалили, но потом вернули обратно. Были и те, кто не присоединился к критике видео. Они же отмечали, что такая реклама сработала на все сто.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+