История в пузырях: 100 лет спустя после революции шампанское Cristal возвращается в Россию

Фото DR
Фото DR
Поставщик российского императорского двора вновь поставляет в Россию

Louis Roederer — шампанский Дом, которым семья  Родерер владеет с 1776 года. Волею судьбы его история оказалась тесно переплетенной с историей России. В центре хитросплетения сюжетных линий и человеческих судеб — легендарный бренд шампанского Cristal.

В 1833 году, когда компанию унаследовал Луи Родерер, русский рынок стал ключевым для Дома. Русская знать пристрастилась к шампанскому во время Наполеоновских войн, когда войска Священного союза оккупировали Шампань. Русским частям под предводительством князя Сергея Александровича Волконского случилось быть расквартированными в Реймсе: русские офицеры оказались очень выгодными покупателями.

Вслед за военными шампанское  полюбили все зажиточные слои российского общества. Торговые агенты Луи Родерера с успехом покоряли российское пространство. Один из них вспоминал в 1843 году:  «Прибыл вчера в Ригу после одного из худших путешествий, когда-либо мною предпринятых, — из-за ужасного состояния дорог и пересечения 3-х рек, одна из которых задержала нас на 36 часов…». «Вина находились при температуре минус 20 градусов»,- писал другой агент в 1849 году, — «поэтому, несмотря на то, что ящики с вином были завернуты в толстые войлочные одеяла, бутылки по краям ящика все равно прибыли замерзшими».

Фото DR
Фото DR / Фото DR

Но никаким морозам было не под силу остановить моду на шампанское. В 1850 году Луи Родерер продал в России 379 535 бутылок шампанского, 1873 году — 666 386 бутылок, общий же объем производства компании в том же году составил 2,5 миллиона бутылок. Особенный успех шампанское имело на банкетах офицеров царской армии. Один из типичных способов завершения празднества выглядел так: все мужчины вставали с мест и один за другим становились в цепочку возле стола. Первый в цепочке выпивал бокал шампанского одним глотком, после чего бросал пустой бокал через плечо и на четвереньках проползал под столом, чтобы вылезти с другой стороны. Следующие за ним делали то же самое и так до бесконечности. Самые слабые оставались под столом мертвецки пьяными, а остальные перелезали через них как могли. Торговые агенты фирмы Roederer никогда не засыпали под столом. Возможно, это стало главным репутационным козырем вина.

Самым главным достижением Дома в России стал успех при дворе. 7 июня 1867 года в Париже, в «Английском кафе», (сегодня этот ресторан известен как La Tour d’Argent) состоялась «встреча трех императоров», на которой присутствовали Кайзер Вильгельм I Гогенцоллерн, царь Александр II и цесаревич, ставший потом Александром III. Среди заказанных вин было и шампанское Louis Roederer. Впрочем, это был еще не Cristal, хотя и есть версия, что знаменитая прозрачная бутылка впервые появилась именно тогда, в целях антитеррористической профилактики. Что действительно важно, так это то, что Александр II был большим ценителем шампанского и лично контролировал приобретение вин для своих нужд. В 1876 году, согласно приказу Александра, хранитель погреба Императорского двора совершил свое первое из ежегодных путешествий в Реймс, чтобы принять участие  в составлении  персонального царского кюве, которое, кстати, стало также первым в истории винтажным шампанским.

История хрустальной бутылки началась с высочайшего недовольства тем фактом, что обернутые согласно правилам сервировки в салфетки бутылки были неопознаваемы. Хрустальная бутылка стала лайфхаком для царя: ее прозрачное горлышко указывало именно на «то самое» кюве.

Фото DR
Фото DR / Фото DR

Эта находка стала настоящим триумфом Louis Roederer. Год спустя Луи Родерер II пожертвовал 1000 рублей Московскому комитету французской благотворительной организации на помощь пострадавшим в Русско-турецкой войне. В 1909 году царь Николай II назначил Луи Родерера официальным поставщиком императорского двора в России. Вплоть до революции Cristal поставлялся только ко двору. После революции Редереры потеряли свой основной рынок: на Россию приходилось около 30% всех продаж Дома.  

После Первой мировой войны Леон-Орли Родерер, тогдашний глава Дома, обратил  внимание на рынки Европы и обеих Америк, уже к 1920 году продажи суммарным образом достигли уровня рубежа XIX и XX веков, 1,4 миллиона бутылок. Кюве Cristal стало доступным для всеобщей продажи в Европе в 1924 году. Покорение элит Нового Света началось после Второй мировой войны. Немного изменился общий концепт: в 1980 году по инициативе Жан-Поля Рузо, тогдашнего управляющего, впервые была выпущена розовая версия легендарного кюве в количестве 9 000 бутылок, это был урожай 1974 года.

Фото DR
Фото DR / Фото DR

Перестав быть частью жизни императорского двора, кюве Cristal осталось символом изысканных традиций. Уже к 1990-м Cristal добился невероятного успеха не только на столах сильных мира сего, но и в поп-культуре, в том числе в фильмах Квентина Тарантино и хип-хоп лирике. Впрочем, такая популярность никогда не была самоцелью, что, в конечном итоге, и привело к конфликту между артистом известным как Jay Z и президентом дома Фредериком Рузо, иронично отнесшимся к популярности бренда у реперов. Как архетип винтажного шампанского Cristal также чрезвычайно значим в винодельческом смысле — этот ассамбляж шардоне и пино нуара в соотношении 60/40 в года лучших угрожаев в Шампани играет примерно то же значение, что камертон для симфонического оркестра. Наконец, с этим кюве случилось лучшее, что только могло произойти — оно вернулось на свою историческую родину, в Россию.