Логика, труд и самодисциплина: каким человеком был Сальвадор Дали

Фото Terry Fincher/Daily Express/Hulton Archive/Getty Images
Сальвадор Дали Фото Terry Fincher/Daily Express/Hulton Archive/Getty Images
С 28 января по 25 марта 2020 года в ЦВЗ «Манеж» работает выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Один из ее организаторов — исполнительный директор фонда «Гала — Сальвадор Дали» Хуан Мануэль Севильяно рассказал, как надо понимать художника.

На попечении фонда три музейных объекта: театр-музей Дали в Фигерасе (где находится постоянная выставка Дали-драгоценностей), дом-музей Сальвадора Дали в  Портлигате (Кадакес), а также Замок Гала-Дали в Пуболе (где имеется зал для временных экспозиций). Поддержание работы этих трех центров и их развитие является постоянной задачей музейной работы, поскольку это три комплекса с уникальными и весьма специфическими характеристиками как в плане своего архитектурного облика и богатства и разнообразия того достояния, которое они содержат и представляют для обозрения, так и в плане количества и многообразия посетителей, которых они ежегодно принимают.

Есть две точки зрения на Сальвадора Дали. Одни его боготворят, вторые настроены скептически: для них Дали — художник-трюкач. Можно ли эти позиции примирить?

Сальвадор Дали был не только художником, но творческой личностью широчайшего спектра. Он написал несколько книг, пробовал себя в музыке, скульптуре, архитектуре, дизайне, кино, рекламе. Он проявлял интерес ко всем аспектам человеческой мысли — философии, математике, был страшно впечатлен технологией расщепления атома. Он говорил на четырех языках, был прекрасно образован, что не так часто среди художников, и все вместе развило в нем фантастическую самоуверенность. Как истинный гений, Дали мог общаться со всеми, от композиторов и музыкантов до математиков и физиков. Много ли художников могут компетентно говорить о математике или, например, о биологии? Дали был другом Джеймса Уотсона, который вместе с Фрэнсисом Криком открыл ДНК, за что оба получили Нобелевскую премию. Дали посвятил им картину, они состояли в переписке. Сейчас Джеймсу Уотсону за 90, но лет 10 назад он приезжал к нам в Фигерас, он до сих гордится этой дружбой.
 
В библиотеке Дали, где все осталось как при его жизни, на столе лежит книга французского математика Рене Тома (Rene Thom) «Параболы и катастрофы» художник ею вдохновлялся. А международная конференция «Математика и хаос», которую Дали организовал?! Об этом есть документальный фильм.

Дали одним из первых открыл ценность массовой культуры и сумел поставить ее на службу своему успеху. Он понимал важность средств массовой информации в создании публичного образа. Он смог в самом начале пути, будучи  молодым, придумать ни на что не похожий имидж и потом всю  жизнь (60 лет) умело его развивал. Если окинуть его фигуру одним взглядом, кажется, что он был экстравагантным, почти безумным. Но, если углубиться, проследить его арт-практику год за годом, становится видны логика, огромный труд и самодисциплина. Поэтому дискуссии о его живописи, нравится она кому-либо или нет, кажутся лишенными смысла. У феномена Дали другая структура и природа. Его влияние на современную культуру не подвергается сомнению.  Можно не знать его творчества (а в деталях огромное наследие  Дали представляет довольно ограниченный круг специалистов), но невозможно не знать его имени и образа. Даже его усы стали иконой XX века.

Пейзаж с загадочными элементами. 1934
Пейзаж с загадочными элементами. 1934 / Фонд «Гала – Сальвадор Дали»

Как такая разносторонняя деятельность Дали сказывается на вашей работе как главы фонда?

Мне нередко кажется, что мы занимаемся не наследием давно усопшего всемирно известного художника, а делами вполне живой рок-звезды.

Вы руководите фондом «Гала — Сальвадор Дали» несколько десятилетий. Чем вы занимались все это время?

Фонд был создан художником еще при жизни, Дали реально управлял им до последних своих дней. Когда его не стало, наследие отошло государству, потребовалось провести опись, консолидировать все ресурсы, наладить работу, заняться защитой авторских прав — дел хватало. Сегодня под управлением фонда три объекта: музей-театр в Фигерасе, дворец Галы в Пуболе и дом-мастерская Дали в Портлигате. Самый из них известный — дом в Фигерасе, где художник похоронен. Но мое любимое место — Портлигат. Там ты видишь другого Дали — труженика и интеллектуала. Окрестные пейзажи практически без изменений переходили на его полотна, в самые его фантастические картины. 

Вы не расскажете, что мы увидим в Манеже?

Это самая полная и разнообразная персональная выставка Сальвадора Дали, когда-либо проводившаяся в России. Мы привезли 180 произведений из собрания нашего фонда, частных коллекций, а также из мадридского Национального музея «Центр искусства королевы Софии». Хронологический охват — практически вся жизнь Дали, от его ранних работ 1920-х годов до вещей, созданных в 1980-е. Типологически — широчайший спектр видов и жанров: эскизы к оформлению балетов Леонида Мясина на Бродвее, мультфильм, сделанный на студии Уолта Диснея, рисунки к книге «50 секретов магического мастерства», иллюстрации к «Ромео и Джульетте» и «Божественной комедии». Мы привезли классику сюрреализма — картины «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945), «Дематериализация под носом Нерона» (1947) и многое другое. Мы показываем документальные фильмы о Дали и огромный фотоархив. В фокусе внимания — судьба жены художника Галы, урожденной Елены Ивановны Дьяконовой. Без нее представить Сальвадора Дали невозможно.

Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры. Стереоскопическое произведение. 1978
Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры. Стереоскопическое произведение. 1978 / Фонд «Гала – Сальвадор Дали»

Вы делаете такие выставки по всему миру или прицельно в России?

Делать такие выставки часто технически невозможно, они готовятся десятилетиями. Нам повезло с партнерами — Фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже, вместе мы проводим уже третью «персоналку» Дали, в 2011-м в ГМИИ им. А.С.Пушкина, в 2014-м — в Санкт-Петербурге. Но те смотры были скромнее.  Однако Россия действительно стоит в наших приоритетах на особом месте. Здесь думающая, образованная публика, которая любит Сальвадора Дали, и наблюдать за реакцией зрителей всегда большое удовольствие. Во-вторых, среди посетителей наших музеев в Испании русские стоят на втором месте после французов (но тем просто близко ехать), мы принимаем до 200 000 туристов из России ежегодно.