Вот «Паразиты»! Как главная кинопремия года попыталась сломать собственные шаблоны

Фото Kevork Djansezian / Getty Images
Writer-director Bong Joon-ho Фото Kevork Djansezian / Getty Images
9 февраля в Лос-Анджелесе состоялось вручение кинопремии «Оскар-2020». Ключевой интригой была номинация «Лучший фильм», где голосование, в отличие от остальных строчек, уже традиционно проводилось по пропорциональной системе. Специально для Forbes Life кинообозреватель Дмитрий Барченков проанализировал итоги церемонии и порадовался некоторым удивительным решениям академии

«Оскар» с сильнейшим набором фильмов за последние годы подхватывает консервативное веяние «Золотого глобуса» и основные уже раньше озвученные решения входящих в киноакадемию гильдий: победители очень предсказуемы, и все игнорируют Netflix и другие платформы. Неудачным книксеном кажется и то, что многие выходящие на сцену будто бы оправдывались за отсутствие женщин в режиссерской номинации (актриса Натали Портман и вовсе пришла в кейпе от Dior, на тесьме которого были вышиты имена всех женщин-режиссеров, которые не были номинированы в этом году, в том числе и Грета Гервиг, режиссер фильма «Маленькие женщины»). Но завершилось все не так уж и прямолинейно. 

Кто победил?

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ «Паразиты»

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР  Пон Чжун Хо, «Паразиты»

ЛУЧШИЙ АКТЕР  Хоакин Феникс, «Джокер»

ЛУЧШАЯ АКТРИСА  Рене Зеллвегер, «Джуди»

ЛУЧШАЯ АКТРИСА ВТОРОГО ПЛАНА  Лора Дорн, «Брачная история»

ЛУЧШИЙ АКТЕР ВТОРОЙ ПЛАНА   Брэд Питт, «Однажды в... Голливуде»

ЛУЧШИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ  Пон Джун Хо и Хан Джин Вон, «Паразиты»

ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ  Тайка Вайтити, «Кролик Джоджо»

ЛУЧШИЙ ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК  Роджер Дикинс, «1917»

ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК  Барбара Линг и Нэнси Хэй, «Однажды в... Голливуде»

ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН КОСТЮМОВ  Жаклин Дюрран, «Маленькие женщины»

ЛУЧШИЙ ГРИМ И ПРИЧЕСКИ  «Скандал»

ЛУЧШИЙ САУНДТРЕК  Хильдур Гуднадоуттир, «Джокер»

ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ  (I’m Gonna) Love Me Again, «Рокетмен»

ЛУЧШИЙ ЗВУК  «1917»

ЛУЧШИЙ МОНТАЖ ЗВУКА  «Форд против Феррари»

ЛУЧШИЙ МОНТАЖ  «Форд против Феррари»

ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ  «1917»

ЛУЧШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ  «Паразиты»

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ  «История игрушек 4»

ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ  «Любовь к волосам»

ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ  «Окно напротив»

ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ  «Американская фабрика»

ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ  «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка)»

Что все это значит?

Как видно из списка победителей, уж очень похожего на выбор «Золотого глобуса», «Оскар» решил не выдумывать велосипед: так же дал статуэтки за лучшую актерскую работу Хоакину Фениксу и Рене Зеллвегер, Брэду Питту и Лоре Дорн. 

Фото Richard Harbaugh / A.M.P.A.S. via Getty Images
Фото Richard Harbaugh / A.M.P.A.S. via Getty Images

Первый ход не по плану был сделан ближе к концу разыгрывающейся будто бы по шаблону премии — когда приз за лучшую режиссуру достался не Сэму Мендесу за «1917», а Пон Чжун Хо. Постановщик «Паразитов» рассказал о своей любви и преданности творчеству мастеров-конкурентов, а «Оскар» тем самым теперь и в США упрочил международный статус картины, ранее взявшей «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. А вот у Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино «оскаровские» сценарии повторились. У Скорсезе, при огромном количестве номинаций (10), «Ирландец» не получил ни одной статуэтки, повторив судьбу его другого фильма «Банды Нью-Йорка». А opusmagnum Квентина Тарантино «Однажды в…Голливуде» так же, как и предыдущие работы, не принес автору ни режиссерского, ни главного «Оскара».  

Вторым шагом в движении против системы стало вручение главной награды — «Лучший фильм» — картине на иностранном языке. Им, собственно, и стали «Паразиты» Пон Чжун Хо. Один из любимых режиссеров Тарантино («Воспоминания об убийстве» 2003 года Квентин часто превозносит в своих интервью), режиссер блокбастеров «Сквозь снег» и «Окча» наконец-то срывает наградную кассу, забрав целых четыре статуэтки и хотя бы в интернациональном смысле раскачивает киноакадемию. Но уверенности в прогрессивности «Оскара» пока нет. Хотя «Паразиты» условно начали топить американский кинолед, драматургия картины как раз типично голливудская, работающая на сюжетных поворотах, так называемых персонажах-перевертышах и социальной проблематике.  

Фото Richard Harbaugh / A.M.P.A.S. via Getty Images
Фото Richard Harbaugh / A.M.P.A.S. via Getty Images

И здесь нельзя не сказать, что премия довольно ожидаемо игнорирует Netflix, не присудив стриминговой платформе награду даже в номинации «Лучший анимационный фильм», где были представлены два ее чудесных мультфильма — «Клаус» и «Я потерла свое тело». В этой номинации одержала победу «История игрушек 4» от Pixar. Притом что в номинациях был представлен сильнейший фильм 2019 года «Брачная история», выиграл он лишь в номинации «Лучшая актриса второго плана». И это вновь очень напоминает недавний «Золотой глобус». 

Чем отличалась церемония в этом году?

Церемония открылась ярким музыкальным номером Жанель Моне и Билли Портера. Артисты были одеты в наряды, так или иначе отсылающие к разным запоминающимся фильмам 2019-го. В том числе и «неоскаровоскому» «Солнцестоянию» — второму фильму Ари Астера с выдающейся актерской работой Флоренс Пью (она, кстати, была в номинантах за роль второго плана в «Маленьких женщин» Греты Гервиг). А посвящено выступление было женщинам-режиссерам. 

Фото Kevin Winter / Getty Images
Фото Kevin Winter / Getty Images
Фото Kevin Winter / Getty Images
Фото Kevin Winter / Getty Images

В подхватившем Моне стендапе комики Стив Мартин и Крис Рок, помимо традиционных насмешек над главными номинантами, тоже говорили о проблеме недостатка женщин среди «оскаровских» режиссеров и чернокожих — среди номинантов в целом. Номинация «Лучший документальный фильм», как заметил вручавший статуэтку актер Марк Руффало, все-таки допустила женщин-режиссеров до своего списка — четыре из пяти. Занятно, что в сопроводительном ролике к этой номинации появилась Грета Тунберг, на которую, по ее же словам, документалистика оказала огромное влияние. А актрисы Галь Гадот, Бри Ларсон и Сигурни Уивер, объявлявшие «Лучший саундтрек», подчеркнули важность женщин в профессии и представили дирижера-женщину. Награда заслуженно досталась исландке Хильдур Гуднадоуттир за «Джокера».

При этом, наверное, самым ярким событием церемонии кажется появление рэпера Eminem, получившего статуэтку в 2003 году за трек Lose Yourself из фильма «8 миля». Тогда кумир нулевых на «Оскаре» не появился, вот и наверстывает теперь упущенное. Столь же ностальгически звучали речи всех поднимавшихся на сцену создателей ленты «Форд против Феррари», которые чествовали и оплакивали компанию «Двадцатый век Фокс», для которой фильм Джеймса Мэнголда стал одним из последних. Отойдя к Disney, студия потеряла в названии то самое слово «Фокс».  

Фото Mario Anzuoni / Reuters
Фото Mario Anzuoni / Reuters

Получая приз за «Лучшую актерскую работу», Хоакин Феникс объяснился в любви к кинематографу и сказал то, что важнее недовольств или радостей от результатов или церемонии. Его речь была посвящена самым глобальным вопросам — сохранению природы и гуманизму.

Дополнительные материалы

10 самых высокооплачиваемых актеров мира. Рейтинг Forbes