Вы уволены. Как сохранить силу духа и почему аргумент «просто нет работы» не принимается

Елена Витчак Forbes Contributor
Фото Getty Images
Профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково» Елена Витчак рассказывает, какие шаги важно предпринять, если вас уволили в разгар кризиса, и какие ошибки не стоит совершать при поиске новой работы. И почему не стоит забывать о том, что движение вперед часто сопровождается болезненным, но необходимым импульсом

Еще вчера вы планировали жизнь в привычном формате. Все было ясно и понятно. Жизнь текла неспешно по заданным правилам и в рамках существующих финансовых возможностей. Дети, няни, помощники по хозяйству, водители, чашка хорошего кофе в центре города, корпоратив по желанию, разговоры с любимчиками или друзьями, перелеты, путешествия.

Сегодня вы в постоянной тревоге из-за вируса, боитесь, что могут заболеть родители, боитесь, что руки вымыты недостаточно чисто. Опасаетесь, что правительство не принимает достаточных мер, чтобы обеспечить вашу безопасность. И вы мечтаете вернуться в офис. Верите, что без вас не обойдутся никак, и принимаете активное участие в спасении собственного мира.

Есть еще вариант — вы не боитесь вируса и поэтому вас страшно напрягают ограничения прав и свобод. Вы злитесь, что кто-то принял за вас решения о частоте ваших прогулок, вас останавливают сотрудники ДПС, вас невыносимо угнетает необходимость оформлять разрешение выйти на улицы. И снова вы просто мечтаете вернуться в офис. Верите, что без вас на работе не обойдутся, и принимаете активное участие в спасении собственного мира.

Вариацией и комбинаций страхов, тревог и надежд много, но они похожи в одном. С одной стороны, все происходящее — это колоссальный удар по психике каждого человека. И психике каждого без исключения эти резервы очень нужны. С другой стороны, вы всеми силами стараетесь сохранить привычный уклад, хотя глубоко внутри понимаете, что «как раньше уже не будет».

А завтра вам может позвонить руководитель (в лучшем случае) или сотрудник HR-отдела (в нормальном случае) и сказать: «Вы уволены». И все, мир сужается до важной проблемы обеспечения себя, семьи, домочадцев финансами и не менее важной проблемы собственного состояния ума и здоровья.

Вы узнали, что уволены. И что же дальше?

Мои рекомендации — это рекомендации человека, который проходил ситуации массовых сокращений и сложных увольнений дважды. Сегодня добавились усложняющие факторы по сравнению с предыдущими кризисами, глубинная суть процесса не изменилась.

Итак, вы уволены.

  • В нынешнем беспрецедентном кризисе не ищите в решении об увольнении никакой логики или фактов: почему я? почему сейчас? кто принял решение? почему не Вася Пупкин? Это сейчас совершенно не важно. Чем масштабнее картина увольнения в компании, тем легче ее принять. При сокращении 15-20% персонала (а многие пойдут по такому сценарию) вопрос «почему я?» становится невыносимо важным, но совершенно бесполезным. Вас уволили, например, потому, что представили картину мира без вас и мир не рухнул. Потому что вы, например, дорогой по доходу сотрудник. Потому что не относитесь к персоналу, который будет сохранен любой ценой. Потому что не нравитесь личностно. Ответ может быть любым. Не ищите логики там, где ее нет.
  • Получив известие, по возможности обсуждайте максимально комфортный для себя выход из компании. Предложите в том числе возможность найти применение в других направлениях, в другой географии, в других филиалах, с понижением денег или статуса в этой же компании (особенно статуса, ибо многое из привычного будет совершенно не важно в ближайшее время). Приемлемо обсуждать условия (по какой статье, с какими выплатами), приемлемо предлагать законную альтернативу предложенном выплатам, можно обсуждать сроки (сейчас в моменте или написать заявление без сохранения зарплаты, но оттянуть дату для ипотеки, например). Если ваши контрагенты в лице работодателя адекватные люди, вы можете обсудить статью, по которой вам комфортнее выйти (кто-то попросит сокращение штатов, кто-то будет просить «изменения существенных условий труда», кому-то важно выйти по соглашению сторон). Есть большая вероятность того, что вы сможете договориться о нормальном выходе. И обязательно просите письменную рекомендацию. Никаких угроз, никакого шантажа, выходите доброжелательно и достойно, проработав все мыслимые и немыслимые варианты внутри компании. Выход из компании — это сложные и эмоциональные переговоры, но если их не ведете вы, больше их никто вести не будет. Как показывает практика, в этой жизни ты получаешь только то, о чем сумел договориться.
  • Сразу начинайте планировать следующий шаг. Не говорите себе о необходимости отдыха, не убеждайте себя: «Вот и ладно, я месяц отдохну и ничего не буду делать, а потом». Не давайте слабины. Сейчас вся усталость — психологическая. Вам важно оставаться в ритме и темпе. Мы входим в лето, когда активность на рынке труда всегда замедлялась, сейчас все факторы, которые нас «прибили к земле», добавляют хаоса, а «временные дыры» в резюме будут далеко не всем. Во все времена хорошие работодатели выбирают себе персонал. И пока формальную сторону никто не отменял. Подумайте, как будет выглядеть ваше резюме в сентябре или декабре 2020 года, как будет смотреть банк или служба безопасности на затянувшийся простой на трудовом пути. И долой лозунги: «всем плохо», «все это уже не важно» или «мир рушится, какая разница, сколько я буду отдыхать». Ваша ситуация важна вам и каждый будет искать решение по-своему. Мышление должно быть максимально рациональным и позитивным.
  • Используйте максимально сеть контактов, которую наработали. Держите в периметре бывших коллег, контрагентов, партнеров, открытых в соцсетях руководителей компаний, которые вам были симпатичны ранее. Заявите о себе этому миру. Мир работы представлен в огромном количестве каналов, соцсетей, людей и компаний. В любом хаосе через некоторое время восстанавливается порядок, это нужно видеть и держать «ухо востро». Обращаясь за помощью, помните, что к вам лично как к человеку могут прекрасно относиться все, к кому вы обратитесь. Но в профессиональном плане никто не вспомнит, что вы собой представляете и как вас целесообразно «использовать». Помогите людям с ответами на эти вопросы, подскажите, в чем сейчас ваша сила и где бы вы могли быть очень ценны и полезны.
  • Резюме. И снова это проклятое резюме (да, даже мысль о том, что нужно написать резюме вызывает стресс). Мои правила: если вы не писали резюме последние лет пять, вы не сможете написать его достойно. Не тратьте время. Не надо просить помощи друзей, знакомых, жен или мужей. Найдите хорошего карьерного консультанта, который поможет составить достойную историю о себе. Это не так просто, как кажется. Нарратив о себе имеет правила жанра, исследования показывают, что мы указываем в резюме в основном то, на что у нас ушло много времени и сил. И поэтому резюме часто описывает навыки, которые со стороны никому не интересны. А объективно сильные стороны (умение решать сложные многофакторные проблемы, умение разруливать эмоциональные конфликты, умение договариваться, умение работать с ограниченным ресурсом) остаются за бортом. Резюме должно иллюстрировать историю о вас как о человеке, который интересен, перспективен и адекватен по компетенциям и запросам. Важно – карьерный консультант поможет с упаковкой резюме и подготовкой вас к процессу собеседования. Чудес от него ждать не нужно, но принципиально важно найти правильного специалиста для карьерной помощи.
  • Ищите не там, откуда вас уволили. То есть там, конечно, тоже. Но если вы, например, вышли из ресторанного бизнеса, не надо смотреть на рестораны. Оставьте привычному не более 10% «инфополя». Остальные 90% — это что-то принципиально другое – например, медицина, сельское хозяйства, ретейл, логистика, производство. Да — это непривычно, и вы об этом ничего не знаете. Да, есть ваше суждение, что туда берут только из отрасли. Но это лишь суждение. Оно может быть ошибочным. Но именно там, где вам не приходит в голову искать, может быть окно возможностей.

Кто поможет разобраться в рынке труда: например, executive-агентства или отраслевые агентства. В части трудоустройства только на агентства надеяться бессмысленно, они помогут исключительно при наличии заказа на подбор. Но большинство агентств уже предлагают широкие услуги и мероприятия по карьерному консультированию, с ними можно поговорить о рынках, о трендах, о конкретных компаниях. Ваша задача на ближайший месяц — собрать всю информацию о картах отраслей рынка труда.

  • И последнее, но очень важное. Поиск работы — это сложнейшая работа. Она точно займет не менее 2-3 месяцев при постоянном и активном сопровождении процесса лично вами и никем другим. Если резюме разослано 10 друзьям и размещено на HH.ru, расслабляться не нужно. В Headhunter давно зашиты алгоритмы ИИ, поэтому на вакансию отправляется резюме, соответствующее ключевым словам вакансии. Резюме требует обновления каждые три дня. Многие компании не будут вешать вакансии, потому что имеют возможность смотреть их в «слепом режиме». Рекрутинг имеет законы, и вы должны их понимать.

Совет — не расслабляйтесь, следите за динамикой процесса, воронкой откликов, количеством звонков и встреч. Если в течение 3-4 недель активного поиска тишина, значит, пора пересмотреть историю и процесс. Аргумент «да просто нет работы» не принимается.

Карьера — это ваш личный предпринимательский проект. Это ваши риски, ваша работа, ваша жизнь. Тут, как говорится, спасение утопающего — дело самого утопающего. Сейчас все безумно обострилось в отношении и восприятии работы как таковой. Но бояться или отчаиваться ничего не нужно.

Принципиально важно:

  • сохранить здоровую психику (долой неуверенность в себе и все комплексы)

  • сохранить адекватное отношение к себе (что я из себя представляю как продукт на рынке, кому я могу быть интересен, кто моя целевая аудитория, каков диапазон цены моей продажи)

  • разработать план «В» (а что, если …)

  • сохранить способность рационально мыслить (мой план такой, риски такие, возможности такие)

  • найти помощь и поддержку (а где лучшие карьерные коучи и консультанты, об кого я могу подумать? У кого спросить?)

В моей 20-летней практике операционного HR-директора есть золотое правило «Движение вперед очень часто является следствием импульса в пятую точку». А успешных людей отличают две вещи: неоправданный оптимизм и чувство благодарности к происходящему. Так что «всем спасибо» и «все будет хорошо». Просто будет как-то иначе.