«Выживание — дело добровольное»: бизнесмен Сергей Рыжиков о новой бизнес-культуре после кризиса

Сергей Рыжиков Фото Александра Любина для Forbes
В новом выпуске Forbes Карантин мы поговорили с Сергеем Рыжиковым — сооснователем компаний «Битрикс» и «1С-Битрикс», которые занимаются разработкой онлайн-сервисов по управлению бизнесом, что особенно актуально сейчас для огромного количества компаний. Сергей рассказал, выигрывает ли его бизнес от кризиса, будут ли компании массово переходить в режим онлайн и послужит ли карантин толчком для формирования новой бизнес-культуры

Сергей, здравствуйте. Как коронавирус повлиял на компании, с которыми вы работаете, и на вашу компанию? 

Мы продаем на весь мир, и было видно, как каждая страна входит в эпидемию. Когда объявляют карантин, первое время, по сути, все парализовано. А через 2-3 недели всем становится понятно, что это надолго, и надо научиться работать в этих условиях. Начинается взрывной рост. Для многих компаний мы стали панацеей или решением в этой истории. В каких-то моментах мы стали очень важной опорой для компаний. Мы это понимаем и всячески стараемся отвечать и поддерживать клиентов.

У вас, наверное, выросло количество клиентов, и вы себя сейчас чувствуете хорошо, правда? 

Меня спрашивали однажды: «Является ли для Вас это выигрышной ситуацией?» В целом, я, наверное, не могу так сказать. Я бы, конечно, предпочел, чтобы все развивалось спокойнее и системнее. Я не думаю, что все это очень хорошо и благостно для клиентов. Причем мы видим, что многие клиенты испытывают сложности. Но есть и очень большой приток новых клиентов, хорошая динамика роста. У людей меняются привычки. Я считаю, что тут мы все сэкономили несколько лет на то, чтобы стать более мобильными и стать онлайн-бизнесами. В этом смысле это огромный плюс для всех нас. У нас сейчас действительно, у нас очень большой рост. Практически по всем странам мы растем — рост от 50% до 100% и даже больше.

А что за страны?

И Россия, и бывшее постсоветское пространство, и США, и европейские страны. Вообще, везде, где у нас была сильная позиция, у нас очень большой рост. Бразилия хорошо растет, отлично растет весь испаноговорящий мир. Отлично, больше 100% растет Польша и Германия. Это достаточно сложные раньше для нас были рынки, но сейчас показывают прекрасную динамику. Во многих странах Bitrix24 включен в набор инструментов, которые рекомендуются для удаленной работы. И это тоже помогает. И, наверное, большой плюс то, что мы сделали бесплатную версию, не ограниченную по пользователям. Это привлекло много компаний. Это для них помощь, они могут начать работать удаленно без затрат. 

Приходится увеличивать штат? 

Мы сейчас набираем, но по определенным дисциплинам, в первую очередь, в международную команду. Мы, наконец-то, смогли закрыть позиции по языкам, в которых у нас раньше был большой дефицит: португальский для Бразилии, испанский, немецкий. В Польшу взяли нового человека. Мы набираем по-прежнему разработчиков. Не могу сказать, что в том же темпе набираем, но набираем и много набираем.

То есть, у Вас сокращений, увольнений не было в компании?

Целенаправленных нет. Хотя, честно говоря, хочется воспользоваться случаем, но команда собралась. Многие понимают, что эта ситуация — это не только пандемия и не только вирус. Мы в начале очень большого кризиса, и для многих людей это стимулирующая история, объединяющая, заставляющая активнее и четче работать.

DR
DR

Раньше для многих переход на удаленную работу был осознанным, продуманным шагом для удобства работы. Но сейчас это вынужденная мера. С какими проблемами зачастую сталкиваются ваши новые клиенты?

Это проблемы первого этапа, когда перешли на удаленку и только начали работать внутри Bitrix24. Сначала оказывается, что у кого-то нет нормального интернета, как это ни банально. То есть, он устраивал, но для видеозвонков, например, не подходит. Техника, оборудование — это первая неделя. Следующая — это формирование новых привычек. И многие клиенты говорят, что утренний, вечерний созвон с видеосвязью объединяет команду. Клиенты вырабатывают новые правила. Компании обрастают новыми привычками, привыкают работать с видеосвязью. Я даже советую клиентам делать видеозвонки без предупреждения — так же, как в офисе мы подходили к человеку, отвлекали его и просили его участия. В итоге формируется новая культура компании, к ней привыкают. Что самое удивительное, компании видят в этом очень много плюсов. Руководители среднего звена или топы рассказывают: «Слушай, а вообще-то это удобно. Раньше мне нужно было искать переговорку, собирать людей, 15 минут уходило на то, чтобы «войти в встречу». Сейчас звонок, за 15 минут мы все обсудили. Я за час столько успеваю сделать, это фантастика». Я думаю, такие моменты обязательно останутся, как часть новой культуры, даже когда компании соберутся опять в офисе. 

Расскажите подробнее про бесплатные сервисы, как сильно растет их использование.

У нас очень быстро растут бесплатники. В зависимости от страны — от 50% до 100%. У нас честный бесплатный план, им можно пользоваться годами и не переходить на платные тарифы. Но я обращаю внимание, что для взрослых, серьезных компаний, та цена, которую мы предлагаем — $200 максимум на западном рынке — очень адекватная и комфортная. Часто клиенты начинают пользоваться бесплатными сервисами и переходят на коммерческий план, чтобы получить поддержку и какие-то дополнительные возможности. В итоге у нас растут и бесплатные, и платные сервисы.

А в вашей личной работе что-то изменилось с приходом карантина? Для многих это, безусловно, большой стресс. 

Вы знаете, такой эксперимент я даже в мечтах себе не мог представить, чтобы всю компанию — больше 400 человек — перевести на удаленку, заставить до конца почувствовать, что значит полностью распределенная команда. Мы многое скорректировали по продукту: видеозвонки пересобрали, сейчас готовим конференции, чтобы компания могла с клиентами общаться, и мобильные приложения. С другой стороны, мы и так, конечно, всегда были распределенной командой. У нас в самых разных городах находятся сотрудники, но такого тотального эксперимента, полного перехода мы раньше не устраивали. Мы меняем сценарий работы, меняем работу с задачами, вводим регламенты, когда мы созваниваемся и разговариваем с людьми. И это любопытно. Особая нагрузка, я бы, наверное, отметил, на руководителей — и на меня, и на моих коллег, с которыми мы вырабатываем правила, как помогать людям, как их поддерживать. Местами, действительно, нужно поддерживать людей, помогать им даже договариваться с семьей.

А ваша стратегия, как руководителя, изменилась?

Я считаю, что моя задача помочь сейчас сотрудникам адаптироваться и осознать ту степень ответственности, которая на нас лежит. Ведь сотня тысяч компаний каждый день начинают свой рабочий день с продуктом. Нельзя подвести людей, поэтому мы без выходных работали. И, несмотря на то, что были объявлены каникулы, мы, признаться, собираемся и в майские праздники работать, чтобы уже к выходу компаний с майских праздников дать им как можно больше того, что позволит им быть более эффективными и конкурентоспособными в бизнесе.

В нашей стране предпринимательское сообщество практически единым фронтом говорит, что главная проблема этого кризиса — это неопределенность, то, что мы не видим будущего, не можем делать долгосрочное планирование. Как вы внутри своей компании это решили? 

Я, действительно, заметил ситуацию, своего рода, паралича, когда компания либо выжидает, либо не может разработать стратегию для своей компании. На мой взгляд, все, что связано просто с ожиданием — это довольно проигрышно. Мы рекомендуем и сами для себя строим концепцию будущего. Смотрим, как нужно адаптировать наши продукты для клиентов, какие у них потребности будут. Мы очень рекомендуем и нашим партнерам, и всем компаниям провести небольшие стратегические сессии — кстати, их можно провести по видеосвязи. Выбрать несколько человек внутри своей компании, с которыми вам комфортно и полезно общаться, можно несколько сессий по три-четыре человека. И с ними построить такую модель будущего, представить, как это должно быть, сформулировать какие-то тезисы, не спорить о них, а просто подумать и выписать. И самое удивительное, что после такого моделирования, когда ты проговорил какие-то моменты, пространство вариантов-то становится понятным и, как следствие, появляются ответы. Мы понимаем, что нужно бизнес менять, нужно поменять бизнес-модель. Большинство людей отмечают, что как раньше больше не будет — изменения будут существенны. И то, что произошло: и коронавирус, и память об этой истории, а, может, и повторение, возможны. Главное — это начало большого экономического кризиса. Здесь самое время вырабатывать план. Не сидеть, не ждать. Пандемия-то пройдет, а кризис-то только начнется. Как говорил классик: «Бежать, стоять, лежать хотя бы в правильном направлении». 

У вас этот план, на какой промежуток времени сейчас твердо расписан? Насколько вы видите будущее вашей компании?

У нас сейчас сформирован план до конца года, и мы в очень активном обсуждении с клиентами сценариев для осеннего релиза — выпуска новой версии Bitrix24. И, по сути, сценарий уже сформирован. Мы уточняем некоторые моменты, и уже приступили к реализации некоторых вещей. Поэтому за это лето и в осень мы планируем выпустить очень много нужного для наших клиентов. Я не считаю, что можно сейчас планировать на больший срок. Более того, я бы даже сказал, что полугодовой цикл — это очень много. В этом прогнозе много неопределенностей, и мы точно будем его регулярно корректировать, в зависимости от того, как развивается ситуация. 

DR
DR

Вы себе, как визионер, уже представляли то будущее, в которое мы войдем после карантина?

У меня есть некий набор тезисов, который сформирован на целом ряде таких стратегических сессий. Во многом это достаточно ясная картинка будущего. Мы считаем, что эта история с коронавирусом останется и станет частью нашего бизнеса. Мы видим изменения, которые происходят в привычках людей, что-то вернется, а многое станет другим — онлайн-работа, например. Большинство компаний, собравшись на первое совещание, помимо того, что они определят, как будут восстанавливать свою деятельность, зададутся вопросом, что делать в следующий раз, если это вдруг повторится. По большому счету, ответ один: работа и коммуникации в онлайне станут такой же неизбежной частью жизни, как все остальные сегодняшние инструменты. Онлайн-офис — это теперь часть нашего бизнеса. Это мы обсуждаем и внутри, и с клиентами. Мы также понимаем важность расходов, поэтому цена сервиса и ценность его, польза, которую он приносит, — все это важно. В итоге формируется картинка, и мы точно понимаем, в каком моменте мы окажемся все через несколько месяцев. 

А вы сами по офису не скучаете? 

Губернатор Калининградской области объявил, что с 29 апреля, а потом с 4 мая начинается послабление карантинного режима. И сотрудники стали спрашивать, вернемся мы в офис или нет. И я, признаться, не смог пока ответить на этот вопрос. Я бы сказал, что я скучаю не по офису, а по пространству и возможности перемещаться, безусловно. Не уверен, что скучаю именно по офису. Но, скорее всего, мы будем возвращаться в офис, когда будут послабления. При этом мы обязательно постараемся свои привычки и форматы работы изменить. 

Ну, полностью же невозможно обойтись без офлайна в работе? Как вы считаете? 

Целый ряд компаний откажется, особенно те, которые испытывают сложности. Они уже отказываются от офисов, полностью переходят в онлайн. Мы, например, в Питере отказались от офиса. У нас много разных офисов, но у питерской команды как раз подошел этап смены аренды, и мы решили, что откажемся сейчас от этого офиса и будем работать пока в онлайне. Некоторые предприниматели считают, что получили интересный опыт в онлайне, а эффективность не упала — даже выросла, поэтому будут продолжать работать в таком формате. Кто-то переводит продажи только в онлайн. Кто-то сокращает торговые точки до одной-двух вместо двадцати. Изменения происходят. 

А вы в своей компании не заметили спада эффективности после перехода на удаленку? 

Мы даже заметили рост — это самое удивительное. Мы заметили много положительных моментов и по скорости коммуникации, и по принятию решений. Мы даже с руководителями обсуждали это. Я спрашивал, особенно по началу, как им на удаленке. И мне один из руководителей говорит: «Слушай, а мне нравится. Раньше у меня полтора часа уходило на дорогу. Я теперь время экономлю, трачу его на бизнес ». И это, конечно, удивительная история. Я даже допускаю, что наша компания немножко изменит стратегию, то есть, офис останется, но часть сотрудников мы сможем перевести на удаленку, и для них это станет обязательным форматом. А, может быть, мы будем обсуждать вариант посменной работы, когда в офисе люди находятся, например, два дня в неделю, а остальные дни они работают в удаленном формате. Мы не запускали этот процесс в дискуссию, но она обязательно начнется. 

А в чем быть только два дня в офисе? 

Во-первых, можно сократить площади, которые арендуются, в два-три раза. Во-вторых, часть времени, которое уходило на дорогу, можно использовать для работы. Такие модели будут работающими. 

Сергей, как вам кажется, кризис — это время новых возможностей и время зарабатывать? 

Банальностью, конечно, будет сказать, что это возможность, это время меняться. Скорее, это пендель для многих компаний, толчок. Многие директора компаний, с которым я общаются, сердятся на себя за то, что, например, давно нужно было запустить онлайн-магазин, но они откладывали. Теперь они запускают. Выживание — дело добровольное, и для многих компаний именно так сейчас стоит вопрос. Мы продолжим функционировать, продолжим существовать и мы реально поменяемся в кризис. Опыт Китая и других стран показал, что восстановления до того объема, который был до кризиса, не будет. Явно произошли изменения в привычках пользователей, и это нужно отражать на бизнес-модели, нужно менять формат работы с клиентами. Все это можно уже начинать обсуждать сегодня. Я подталкиваю наших клиентов: «Обсуждайте». Это даже не от нас, а от вас зависит, как вы впишитесь в этот новый мир после пандемии, насколько вы адаптируетесь.

Сергей, последний вопрос: что Вы можете пожелать молодым предпринимателям, опытным предпринимателям, да и вообще просто людям в это тяжелое время?

В 2008 году я обратил внимание, что в IT-бизнесе стартануло много новых продуктов. И я вижу, что это происходит и сейчас. В этой кризисной ситуации молодые предприниматели запускают новые облачные сервисы, новые программы, услуги и сервисы. Я даже на днях написал в Facebook, что готов бесплатно помогать и консультировать компании, которые запускают новые продукты, делиться опытом. Сейчас момент, когда олдскульные предприниматели выжидают, а молодые начинают действовать — для них это возможность начать с чистого листа, не смотреть и не оглядываться на старый багаж, не пытаться восстанавливать выручку, которой не существовало, а сразу заниматься новыми моделями. Это преимущество, и я уверен, что они этим воспользуются. Воспользуйтесь этой возможностью.