В гости к коллекционеру. Давид Якобашвили показывает свои сокровища в Монако

Фото Александра Карнюхина для Forbes Life
Фото Александра Карнюхина для Forbes Life
С открытием музея «Собрание», крупнейшей европейской частной коллекции, в Москве, на Солянке, — 20 000 экземпляров, из них выставлено около 3000 предметов, — страсть коллекционера не покинула Давида Якобашвили. Для своего нового музея, который он создает в Монако, Якобашвили собрал около 15 000 произведений искусства. Forbes Life первым заглянул в его домашнюю сокровищницу в Монако

В собрании Давида Якобашвили, который коллекционирует живопись, редкие часовые механизмы, музыкальные автоматы, старинные музыкальные носители, бронзовую и серебряную скульптуру, декоративно-прикладное искусство, в том числе ювелирные украшения и художественное стекло, западно-европейское искусство соседствует с произведениями русских мастеров середины XIX-начала XX века. Например, рассматривая работы ювелиров, мастеров серебряных дел, можно отследить не только развитие империи Карла Фаберже, слияния и поглощения, конкурентную борьбу с московскими и санкт-петербургскими ювелирами, выход на мировой рынок и утверждение в статусе трендсеттера, но и развитие декоративно-прикладного искусства в России до революции. Музей проводит лекции, экскурсии, ведет научную, книгоиздательскую деятельность по возвращению имен и восстановлению национального наследия. 
[[{"fid":"339963","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Работы ювелирного Дома Buccellati","field_file_image_title_text[und][0][value]":"DR","external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Работы ювелирного Дома Buccellati","field_file_image_title_text[und][0][value]":"DR","external_url":""}},"attributes":{"alt":"Работы ювелирного Дома Buccellati","title":"DR","class":"media-element file-default","data-delta":"3"}}]]

В собрании Давида Якобашвили около 2 500 произведений многоцветного стекла, мастера которого по сути и стали родоначальниками стиля ар-нуво, модерна. Технологический прорыв, одним из авторов которого стал французский стеклодел Эмиль Галле, по-прежнему остается непревзойденной вершиной мастерства. В начале XX века имя Галле было таким же нарицательным, как и Фаберже. Законодательницей мод на работы Эмиля Галле в России стала императрица Александра Федоровна. В каждом российском, европейском городском интерьере непременно присутствовала ваза работы фабрики Galle. Множество российских стеклодельных производств, включая Императорский стекольный завод и стекольные мануфактуры Нечаева-Мальцова в Гусе, создавали работы в стиле Галле, иногда подписывая их именем Эмиля Галле.

Стекло эпохи ар-нуво от фабрики Galle.
Стекло эпохи ар-нуво от фабрики Galle.

Сегодня, по данным монографии «Линии Галле», вышедшей при поддержке издательской программы фонда Владимира Потанина, в 11 российских музеях насчитывается всего 386 предметов работы Галле или «под Галле». А в собрании Давида Якобашвили — 800 предметов Галле, многие из которых были созданы в единственном экземпляре.

О том, как возникло уникальная коллекция, Давид Якобашвили рассказал Forbes Life.