В гости к коллекционеру. Стелла Кесаева показывает сокровища своего загородного дома

Forbes
Яна Жиляева Forbes Staff, Нинель Баянова Forbes Contributor, Андрей Родин Forbes Contributor
Владимира Васильчикова для Forbes Life
Стелла Кесаева, глава Stella art foundation о том, почему толпы обнаженных людей волнуют ее не больше, чем песчинки в пустыне

Стелла Кесаева, основательница фонда Stella art foundation, не только меценат и крупный коллекционер западного и российского современного искусства, пропагандист московского концептуализма ( благодаря поддержке ее фонда в 2004 году прошла первая после эмиграции выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в Эрмитаже), но и один из самых успешных комиссаров российского павильона на Венецианской биеннале современного искусства.

Впервые в постсоветской России комиссаром национального павильона в Венеции стал не госчиновник, а частное лицо. Под руководством Кесаевой прошли выставки в 2011, 2013 и 2015 годах. Кесаева изменили выставочный принцип: отказалась от традиционной, еще советской манеры устраивать коллективные выставки, сделав ставку на одного автора, как это принято в павильонах США, Великобритании, Франции и Германии, и он сам выбирал себе куратора. Она вложила немало средств своего фонда в проекты национального павильона, продемонстрировав, пожалуй, самый успешный пример частно-государственного сотрудничества в области культуры. При комиссаре Кесаевой бюджет российской выставки достиг своего рекорда: инсталляция «Даная» Вадима Захарова стоила €1,4 млн. Министерство культуры выдало на проект €525 000.

«Даная» стала не только самым дорогостоящим, но и одним из самых успешных российских проектов в Венеции постперестроечного времени. «Золотой дождь» при помощи специально спроектированной машины падал с потолка второго этажа павильона на первый этаж. Дождь из монет постоянно циркулировал между этажами, об этом заботились специально обученные актеры-сотрудники, — рассказывала Кесаева в интервью Forbes Life, — На первый этаж, который символизировал подземные покои Данаи, проходили только женщины. Им выдавали прозрачные зонтики, защищавшие от «золотого дождя». Монеты, которые так и назывались «данаи», мы чеканили на Папском дворе в Ватикане. Сначала заказали 200 000 монет. Но изо дня в день гора «золота» уменьшалась — кто-то загребал горстями, хотя по правилам можно было брать только по одной. Поэтому до окончания выставки мы еще допечатали 50 000 монет. Мужчины, конечно, рвались на первый этаж, к «золоту» и к своим спутницам, но у нас действовала реверсивная дискриминация».

В 2019 году фонд Кесаевой поддержал проект ГМИИ им. Пушкина на биеннале в Венеции«В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто»: в пространстве церкви Сан-Фантин на фоне оригинальной работы Якопо Тинторетто показывали видеоинсталляции Дмитрия Крымова, Ирины Наховой и Гари Хилла.

Осенью этого года Стелла Кесаева перезапускает пространство своего фонда в Скарятинском переулке. Пока, ожидании отмены карантина Стелла Кесаева проводит время в своем подмосковном доме в окружении любимых произведений искусства, которые она согласилась показать Forbes Life.

рейтинги forbes