Как богатые снова плачут. «Отыграть назад» — сериал с Николь Кидман и Хью Грантом от автора «Большой маленькой лжи»

HBO
Кадр из сериала «Отыграть назад» HBO
26 октября на сервисе «Амедиатека» выходит новый сериал HBO «Отыграть назад», снятый по сценарию Дэвида Э. Келли («Большая маленькая ложь»). В главных ролях — Николь Кидман и Хью Грант. О достоинствах и недостатках нового шоу — в материале Forbes Life

На первый взгляд, жизнь Грэйс Фрэйзер кажется идеальной: большой красивый дом, высокий достаток, состоявшаяся карьера психолога-консультанта по семейным вопросам, любящий муж и прекрасный сын. Вдобавок ко всему, скоро должна выйти ее первая большая книга — фундаментальный труд о том, как важно доверяться женской интуиции в вопросах отношений с мужчинами. И все бы здорово, но после благотворительного аукциона, организованного родителями престижной школы, где учится сын Грэйс, одну из клиенток, невротичную латиноамериканку Елену, находят забитой насмерть молотком. Та самая интуиция вкупе с определенными обстоятельствами, случившимися незадолго до, подсказывают героине, что она как-то связана с этим убийством. А потом пропадает ее муж, детский онколог Джонатан, которого ищут по подозрению в причастности к произошедшему, и ее красивая теория о доверии (а заодно и PR-кампания книги) начинает рушиться, как карточный домик.

Успех «Большой маленькой лжи», сериала о кладбищах тайн в шкафах успешных американцев, был обоснован не только эффектной режиссурой визионера Жана-Марка Валле и шикарным актерским составом, но и мощной детективной интригой в основе. По факту, это была все та же мыльная опера вроде «Отчаянных домохозяек», но с ярко выраженным социальным подтекстом и снятая на уровне большого кино. К сожалению, неизбежные сравнения с «БМЛ» будут не всегда в пользу «Отыграть назад», — тоже экранизации популярного романа, на этот раз – авторства Джин Хафф Корелиц, на западе известной по книге «Экзамен на двоих» (в 2013 году выходила экранизация с Тиной Фей и Полом Раддом). Главная претензия — вторичность: опять Кидман, опять злачная зажиточная жизнь и ее неприглядные темные стороны, опять убийство. Тем не менее, у нового шоу HBO есть свои существенные плюсы, ради которых стоит перетерпеть недостатки.

Первое — это, конечно, персонажи, сыгранные выдающимися актерами. Грэйс — архетипический образ успешной американки, которую Николь Кидман со свойственной ей харизмой невротической блондинки (правда, тут она с рыжими волосами) отыгрывает, держа на себе большую часть хронометража. Ее героиня — человек, переживающий крах надежд и веры: жизнь идет под откос, когда выясняется, что все, вокруг оказывается той самой «большой маленькой ложью». Муж Грэйс в исполнении Хью Гранта — вторая, и едва ли не самая большая удача сериала. На шестом десятке лет слегка осунувшийся британец, хоть и не утративший фирменного дэндиевского обаяния, внезапно открыл в себе недюжинный талант к перевоплощениям — сперва пронырливый репортер в «Джентльменах», теперь человек-загадка с театрально печальными глазами в «Отыграть назад», роль которого отнюдь не заканчивается в первой же серии. Оставим место для интриги, но, поверьте, его появления на экране вы будете ждать больше, чем очередного витка сюжета (впрочем, он и есть руль, который управляет этими поворотами).

Второе — то, за что некоторые уже успели сериал раскритиковать: упор на драму, а не на расследование. Для детектива здесь действительно на удивление мало, собственно, «детектива»: в конце каждой серии зрителя ждет эффектный (хотя иногда слегка механический) клиффхэнгер в духе «Остаться в живых», а весь предшествующий финалу хронометраж зрителю предстоит в основном наблюдать за переживаниями Грэйс и попытками устаканиться в новых для нее координатах: многие люди от нее отвернутся, в дом заявятся полицейские (одного из них играет демонически прекрасный Эдгар Рамирес, еще одна удачная роль), наружу всплывут тайны, от которых у любого волосы встанут дыбом. Для создателей сериала было важнее продемонстрировать влияние непредвиденных обстоятельств на жизнь человека. Плюс, конечно, разоблачение мещанского образа жизни, когда выясняется, что пышный дом с красивой картинкой построен на чертовски тонком льду, а не на устойчивой почве. Но в данном сериале это выглядит слегка показушно, если учесть, сколько денег вложено в роскошные декорации.

Кстати, о постановке, это еще один большой плюс сериала. Режиссером на этот раз выступила Сюзанна Бир, ответственная не только за множество важнейших фильмов в датском кинематографе (от «Открытых сердец» до оскаровской «Мести»), но и за успешные голливудские и британские проекты — например, за отличный шпионский сериал «Ночной администратор». Набившая руку на съемках клипов и рекламы, Бир создает «премиум»-ТВ, с утонченными интерьерами и лоснящейся глянцем картинкой. Стоит отметить и выдающуюся работу с освещением. Обратите внимание на то, что в первых сериях (лучших, кстати — примерно после третьей красота уступает место функциональности) практически в каждом кадре присутствует какой-то источник света: лампа, уличные фонари, лайт-панели, роскошные люстры. И чем дальше сюжет уходит в непроглядные дебри тайн семьи Фрэйзеров, тем больше темноты, а вслед за ней и просто тьмы. Простой, но очень эффектный прием.

А теперь о грустном. Где-то на третьей серии появляется стойкое ощущение, что интрига перестает маскироваться и детектив раскусывается на раз-два: появляется персонаж-ружье, который разве что не висит на стене, намекая, кто тут заправляет убийствами клиенток богатых психологов. Конечно, это предположение может быть ошибочным и в конце нас здорово встряхнут (журналистам не показали последний, шестой эпизод), но пока что слишком жирные намеки выглядят как наган, торчащий из кармана революционера посреди Красной площади. 

Временами чувствуется, что «Отыграть назад» гораздо эффектнее смотрелся бы в формате не сериала, а хорошего, динамичного драматического детектива на манер «Исчезнувшей» или «Девушки с татуировкой дракона». Некоторые моменты (например, диалоги) слишком уж затянуты.

И все-таки, умелая режиссура и актерское мастерство по-прежнему способны творить волшебство. Довольно банальный и заезженный сюжет обретает новое дыхание, когда его с таким визуальным богатством разыгрывают актеры уровня Кидман и Гранта (а мы еще оставили за скобками традиционно прекрасного Дональда Сазерленда, блистающего на вторых планах). Так что «Отыграть назад» может доставить определенное удовольствие — кажется, истории о том, что богатые тоже плачут, никогда не надоедят.