«Люди будущего — это не мы»: основатель Kickstarter Перри Чен о трудностях прогресса и разнице поколений

Фото  Taylor Hill / Getty Images
Фото Taylor Hill / Getty Images
На международной конференции «Метакультура», посвященной глобальным трендам, художник и основатель платформы Kickstarter Перри Чен дал публичное интервью «Люди будущего — это не мы». Forbes Life публикует главные тезисы из выступления предпринимателя

О технологиях и искусстве

Я не думаю о мире искусства и технологий как о чем-то отдельном друг от друга. Недавно я познакомился с исследованием, в котором ученый говорил, что не существует кота Шредингера, потому что это мог быть и не кот, а любое другое животное — например, собака. Все дело только в названиях, в терминологии — и мы сами ее себе придумываем. В этом смысле я понимаю, что такое художественный мир и мир технологий. Но если бы между ними были четкие границы, они были бы не так интересны.

О возрастающей сложности мира

Наш мир очень сложный, но это не сложность нас как людей, а сложность отношений и взаимосвязей как людей, так и технологий. Под технологиями я подразумеваю и добычу огня, и книги, и язык, и законы — это все тоже технологии, а не только компьютеры и телефоны. Все, что мы создали, является технологиями. Они оказывают влияние друг на друга и на то, что их окружает, кроме того, сами технологии начинают регулировать другие технологии — и мир усложняется. Взять, например, наши попытки контролировать погодные условия или попытки контролировать и предугадывать предстоящие события с помощью искусственного интеллекта. 

Получается, что мы решаем проблемы, создавая технологии, которые решают их и создают новые проблемы, а мы создаем новые технологии, чтобы решить их. И мы называем это прогрессом. Люди живут дольше, улучшается их благосостояние, но постепенно мир все больше усложняется, и, я думаю, нам нужно остановиться и спросить себя: в чем смысл этого усложнения? Возможно, это одна из причин, почему нам с трудом дается решение таких проблем, как изменение климата.

В век Просвещения люди научились сочетать природное и человеческое, они научились понимать и контролировать природу. Сейчас к этому добавились еще и технологии — эта третья составляющая, на которую мы влияем, но в реальности не можем ее полностью контролировать. Мы живем в мире, где технологии оказывают влияние на природу и на людей, мы постепенно учимся жить этим. Мы сами создали такой мир, и нам нужно научиться находить баланс между его различными аспектами.

О попытках предсказать будущее

Изменения происходят всегда, это правда. Мы не можем полностью полагаться на предсказуемые вещи, мы не можем предсказывать будущее, потому что будущее слишком многогранно. Никто не мог предсказать COVID-19. Поэтому нам нужно создавать гибкие системы, которые могли бы подстраиваться под происходящие изменения, которые работали бы на долгосрочную перспективу, а не на наши долгосрочные планы. 

Почему это важно? Мы живем сейчас и прямо сейчас принимаем решения, которые повлияют на будущее — как на наше будущее, так и на более далекую перспективу, на будущее человечества. И здесь возникает вопрос: насколько следующее поколение будет похоже на нас? Даже если мы посмотрим на людей, которые жили 100 лет назад, насколько мы похожи на них? Хотели бы мы, чтобы те люди принимали решения, которые бы напрямую касались нас и нашей жизни? Мы сильно изменились. Когда мы пытаемся планировать будущее, мы почему-то полностью основываемся на представлениях, что люди будущего будут похожи на нас. Но люди будут другими. 

О неизбежности изменений

Есть вещи, в которые мы верим, и есть будущее. Мы не знаем, что там будет и что мы должны оставить в наследство будущим поколениям, но я хочу напомнить, что так или иначе мы несем изменения. Вспомним Дарвина и его теорию естественного отбора. Выживаемость — это способность вида приспосабливаться к изменениям. И нужно понимать, что в изменяющемся мире нам тоже нужно меняться, чтобы выжить. 

Людям еще не удавалось остановить технический прогресс или предотвратить новые изобретения — даже в отношении ядерной бомбы. Что примечательно, атомная бомба была использована всего два раза в рамках одной войны, и это удивительно — ядерное оружие производится, но не используется, хотя в мире существует множество ядерных бомб. Возможно, это говорит о том, что мы можем успешно контролировать производимые технологии, но мы не можем остановить прогресс. 

Технологии будут развиваться, люди будут изобретать что-то новое, что-то будет улучшаться, становиться дешевле. Поэтому нам нужно принять новые изобретения, даже если мы не совсем понимаем, с какой целью было что-то создано. Технологический прогресс будет только ускоряться и будут новые правила, которые смогут контролировать изобретения, но не смогут остановить их. Мне кажется, что мы оказываем себе медвежью услугу, полагая, что возможно существование мира без ядерного оружия и других подобных вещей. И мы тратим слишком много времени, размышляя о том, как остановить продвижение в данном направлении. 

О трудностях современного образования 

То, чему учат людей, это отдельная история. Сейчас над университетами нависла потенциальная опасность, потому что то, что они предлагают, не всегда применимо в реальной жизни и недолговечно. Люди получают образование не ради знаний, а ради дипломов и сертификатов. Среднее образование тоже подвергается критике. Конечно, некоторые школы дают действительно хорошее образование, но есть нюанс. Когда в школе мы ограждаем детей от происходящего вокруг, мы как будто говорим им, что не ценим их. Они идут в школу, а мы — взрослые — занимаемся другими, более важными вещами. И это тоже проблема. Это неправильно. 

Дети сейчас действительно дольше считаются детьми с точки зрения обязанностей и взросления. С другой стороны, говорят, сейчас дети взрослеют намного быстрее, чем раньше, потому что им доступно больше информации. То есть время, которое они тратят в ожидании взросления, кажется еще более длительным, они видят себя взрослыми, думают, уже много знают и умеют, но все воспринимают их как детей. Над этим вопросом нам еще предстоит поработать. Возможно, нужно отказаться от строго очерченных границ. Конечно, есть вещи, которые нужно выучить, не стоит отказываться от школ, но не стоит и отделять детей от происходящего в мире. Нужно находить возможности для интеграции детей в мир взрослых, чтобы они также могли понимать, что их вклад важен для общества, и это привело бы к лучшему взаимодействию между поколениями.

О разнице поколений 

Чем мы на самом деле отличаемся? Я считаю, что основная разница в том, что молодое поколение сейчас со всех сторон атакует информация, это происходит на протяжении всей их жизни, и им нужно научиться справляться с этим — это одна из сложностей нашего мира. Люди раньше жили и часто не знали, что происходит за пределами их деревни. Сейчас мы знаем, что в Южной Корее прошел ураган, что где-то произошла утечка нефти, что-то произошло в Австралии. Мы часто не хотим быть вовлеченными во все это, но информация постоянно вокруг нас. 

Мы живем в мире информации, и это несвойственно нам с точки зрения биологии. Мы просто учимся с этим справляться, потому что не можем этого избежать. Да, мы живем в мире технологий, но он настолько молодой, что мы только учимся существовать в нем и взаимодействовать с компьютерами, телефонами, социальными сетями. Нам приходится справляться с возникающими трудностями. Наша задача —  научиться игнорировать нежелательную информацию.