«Back to life»: как бывший строительный магнат увлекся балетом и тратит миллионы на спектакли в Самаре

Фото Юлии Михеевой
Фото Юлии Михеевой
В Самарском театре оперы и балета под конец 2020 года состоялась премьера балета, либретто к которому создал бизнесмен из Санкт-Петербурга Вячеслав Заренков. Спектакль обошелся бывшему строительному магнату в 20 млн рублей

Впервые Вячеслав Заренков, экс-председатель совета директоров группы компаний «Эталон», создатель «ЛенСпецСМУ», участник списка Forbes 2017 года, появился на театральной сцене в феврале 2019 года, когда Самарский театр оперы и балета выпустил мировую премьеру балета «Три маски короля». Полтора года спустя вышел «Back to life» — постановка хореографа Юрия Смекалова. Оба спектакля созданы по либретто и на деньги Вячеслава Заренкова.

Вячеслав Заренков, фото предоставлено театром Килизэ
Вячеслав Заренков, фото предоставлено театром Килизэ

Заренков — доктор технических и экономических наук, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, почетный академик РАН, автор более 100 научных статей и 10 научных книг. Также Заренкову принадлежат около двухсот патентов на различные изобретения. Кроме интенсивных занятий наукой и бизнесом, он пишет картины и прозу, состоит в санкт-петербургском союзах художников и писателей.

 «Более 50 лет я проработал в строительстве, открыл и развил с «нуля» компанию, вывел ее на международный уровень и Лондонскую биржу. И когда по возрасту пришло время покинуть компанию, передав ее в надежные руки, у меня появились средства, которые я могу направить на благотворительность», — объясняет свои разносторонние интересы Заренков.

С театром у Заренкова отношения особые. В 2013 году бизнесмен основал театр «Килизэ в пентхаусе на северо-западе Петербурга, в репертуаре которого главным образом творческие проекты семьи Заренковых, в том числе «Сопромат» по пьесе Вячеслава Адамовича. Но «собственным» театром миллионер не ограничивается: в 2017 в Большом театре Беларуси хореограф Александра Тихомирова поставила балет Михаила Крылова «Орр и Ора» по либретто Заренкова. А с 2019 с литературными историями бизнесмена стал работать петербургский танцовщик и хореограф Юрий Смекалов, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит», автор спектаклей, которые в разные годы шли в Мариинском театре, БДТ им. Г. А. Товстоногова и театре «Приют комедианта».

Юлия Михеева
Юлия Михеева

Музыку ко всем трем балетам на сюжеты Заренкова написал композитор Михаил Крылов. Автором электронных музыкальных композиций снова стал музыкант и продюсер Влад Жуков, оркестровку «Back to life» сделал регент Петропавловского собора Илья Кузнецов, а за дирижерский пульт встал худрук Самарского театра Евгений Хохлов. Что касается визуального решения спектакля, то за него отвечают художник-постановщик, народный художник России Вячеслав Окунев, художник по костюмам Сергей Илларионов, художник по свету Ирина Вторникова, художник по видеоконтенту Виктория Злотникова и художник по гриму Ольга Силантьева.

На вопрос Forbes Life, почему он обратился к балетному жанру, Заренков отвечает: «В 2013 году я задумал написать произведение с рабочим названием «Люди и маски». У меня долго не получалось найти кульминацию и завершение повести. И когда я в очередной раз сидел, задумавшись о продолжении, я представил движение персонажей на сцене, все завертелось в каком-то необычном красочном танце, маски сменяли друг друга, сближались, разбегались, громко топали, начали появляться музыкальные ритмы». 

Танцевальный каприз миллионера, исполненный профессиональным композитором и хореографом, оказался финансово успешным. Исполнительный продюсер «Трех масок короля» и «Back to life», заместитель генерального директора САТОБ по экономике и финансам Алексей Орлов, сообщил Forbes Life, что оба спектакля в перспективе имеют все шансы полностью окупиться. По словам Орлова, «бюджет «Трех масок короля» составляет примерно 19,3 млн рублей, а «Back to Life» обошелся примерно в 27,7 млн рублей. Если же конкретизировать по статьям расходов, то в первом проекте гонорары участников художественно-постановочной группы с учетом налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей составили 2,8 млн рублей, декорационное оформление стоило около 6,5 млн рублей, костюмы, обувь и головные уборы — примерно 3,1 млн рублей, а на рекламно-информационные материалы ушло 440 000 рублей».

Аппетиты и щедрость Заренкова растут: «Back to Life» дороже первой постановки за счет гонораров (примерно 4,1 млн рублей), декораций (8,2 млн рублей) и костюмов (8 млн рублей). Важно, что сам Самарский театр оперы и балета, который в 2021 году будет отмечать свое 90-летие, оба раза взял на себя лишь расходы на оплату труда артистов во время репетиций (6,1 млн рублей и 5,8 соответственно), а более 70% расходов оплатили либо Заренков, либо театр «Килизэ».

Юлия Михеева
Юлия Михеева

И если о доходах от только что сыгранного «Back to life» говорить пока рано, то, по словам Орлова, «за первый год проката «Трех масок короля» спектакль принес более 10 млн рублей валового дохода, то есть практически 50% от суммы расходов на его создание». Замдиректора считает, что «это очень хороший показатель по отрасли культуры в целом, и для Самарского академического театра оперы и балета, в частности». Немаловажно и то, что САТОБ в 2019 провел несколько бесплатных показов «Трех масок короля», в том числе для социально незащищенных групп населения. Средства выделили структуры Заренкова.

Премьеру балета «Back to Life в Самаре сопровождало дефиле городских дизайнеров. Продюсер Алексей Орлов надеется, что у спектакля хорошие перспективы: «Название «Возвращение к жизни», история главной героини одноименного рассказа Заренкова, который был взят за основу либретто (речь идет о женщине, потерявшей мужа и сына, но нашедшей себя в творчестве и искусстве — прим. Forbes Life), станет оптимистичным посылом ко всем зрителям в непростые времена пандемии COVID-19».