К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Петров-Водкин для инженера: как простые советские люди становились коллекционерами искусства

Петров-Водкин для инженера: как простые советские люди становились коллекционерами искусства
До 17 января в петербургской галерее KGallery проходит выставка «Коллекционеры. ХХ век» с картинами известных художников из частных собраний. Forbes Life рассказывает истории советских коллекционеров — инженеров, врачей и других служащих, посвятивших жизнь собиранию искусства

На выставке «Коллекционеры. ХХ век» представлены произведения искусства из 30 уникальных частных собраний Петербурга. Экспозиция привлекает внимание к личностям собирателей искусства, рассказывает об их судьбах, раскрывает феномен коллекционирования в России прошлого века.

Собирателями русского искусства в XX веке чаще всего были простые служащие, врачи, военные, ученые, инженеры, многие из них были свидетелями революции, сталинского террора, пережили Великую Отечественную войну. Среди них почти нет состоятельных людей, многие — выходцы из рабочего сословия, практически никто не связан напрямую с миром академического искусства.

Айвазовский еще в цене: что происходит на рынке русского искусства

 

В стране вечного соревнования физиков и лириков, в большинстве они — типичные «физики», люди естественно-научного склада ума. Свободное от работы время они посвящали своим коллекциям, тратили на них скромные зарплаты, водили знакомства с художниками — как профессиональными, так  и подпольными, и дружили с такими же увлеченными коллекционерами, сохраняя для потомков искусство своего времени. Некоторые из коллекционеров попали под маховик административной машины и были репрессированы, но большинство не тронули — советская власть не обращала внимания на странное увлечение своих рядовых граждан. Forbes Life рассказывает истории коллекционеров, чьи работы представлены на выставке в  KGallery.

Рыбаков Иосиф Израилевич (1880-1938)

Родился в Киеве, в семье торговца лесом, окончил юрфак Киевского университета. Из-за участия в партии меньшевиков был арестован и сослан в Олонецкую губернию. После освобождения стал успешным юристом по уголовным делам и увлекся коллекционированием искусства.

 

В 1929-30 годах организовывал выставки искусства из собственного собрания, писал книгу о русском фарфоре. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Погиб в тюрьме. В 1965 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Коллекция

В 1914 году приобрел на аукционе первую работу — «Автопортрет» Василия Шухаева. Вместе с женой собрал уникальную коллекцию работ современников: Василия Шухаева, Льва Бакста, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Константина Сомова, Валентина Серова и других художников. Собирал предметы декоративно-прикладного искусства и фарфор.

 

Сидоров Анатолий Николаевич (1925-2007)

Выпускник физического факультета ЛГУ, более 50 лет работал в Оптическом институте им. С. И. Вавилова. Начал собирать свою коллекцию во времена «оттепели», когда простые советские люди стали знакомиться с неофициальным советским искусством. Стены в его доме были увешаны картинами от пола до потолка, в четыре ряда, часть холстов просто стояла на полу. По квартире водили экскурсии.

Работая физиком, он в то же время читал лекции о современном искусстве, собирая полные залы слушателей. Когда их запретили в государственных учреждениях, Сидоров продолжил лекторство на квартирниках.

Коллекция

Вместе с женой Анатолий Сидоров смог собрать коллекцию из 1000 живописных и графических работ ленинградского и московского андеграунда. В собрании есть работы Феликса Волосенкова, Боба Кошелохова, Евгения Рухина, «арефьевцев», «митьков» и других нонконформистов.

Вейсберг В. Натюрморт с апельсинами. 1958
Вейсберг В. Натюрморт с апельсинами. 1958

Александр Арефьев. Павел I. 1970

 

Вейсберг В. Натюрморт с апельсинами. 1958

Рухин Е. Композиция. 1970

Валк Сигизмунд Натанович (1887-1975)

Историк, старший научный сотрудник Института истории, доктор исторических наук, специалист по археографии, источниковедению и историографии. До Великой Отечественной войны собирал редкие книги, вернувшись из эвакуации, увлекся живописью. Покупал картины в букинистических магазинах, у коллекционеров, у вдовы Петрова-Водкина, тратя на это всю свою зарплату.

Коллекция

 

Насчитывала около 100 произведений искусства, особое место в ней занимали работы Сергея Судейкина, Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Льва Бакста, Константина Сомова.

К. Петров-Водкин. Микула Селянинович. 1907
К. Петров-Водкин. Микула Селянинович. 1907

К. Петров-Водкин. Микула Селянинович. 1907

Палеев Илья Исаакович (1901-1970)

Работал на кафедре теплофизики Ленинградского политехнического института, защитил докторскую, преподавал. В войну был заведующим лаборатории мартеновских печей в Свердловске (ныне Екатеринбург). После победы вернулся в родной институт, стал заведующим кафедры, занимался фундаментальными научными исследованиями.

Коллекция

 

Собирал коллекцию с 1953 года до самой смерти. Интересовался работами участников объединений «Союз русских художников», «Голубая роза», «Мир искусства», «Бубновый валет». Приобретал картины в комиссионках или у других коллекционеров и художников.

Дружил с Робертом Фальком, Натаном Альтманом. Однажды купил картину Петрова-Водкина у вдовы профессора, полотно стояло в коридоре коммуналки, где делали ремонт и белили потолки. Собрание Ильи Исааковича до сих пор хранится в семье.

Коровин. Цветы и фрукты. 1919
Коровин. Цветы и фрукты. 1919

Коровин. Цветы и фрукты. 1919

Л. Чупятов. Автопортрет. 1925

 

Петров-Водкин К. В комнате. Этюд перспективы. 1921 

Чудновский Абрам Филиппович (1910-1985)

Родился в украинском Кировограде, с детства трудился столяром, лесопильщиком. Окончил трудовую школу и смог поступить на физмат Одесского университета. С 1933 года — доцент на кафедре физики ленинградского Политеха, в 1946 году защитил диссертацию на ученую степень доктора физико-математических наук. 

Коллекция

Начал собирать искусство с середины 1950-х годов, благодаря знакомству с художниками. С художником Павлом Кузнецовым Чудновский впервые встретился на выставке его работ и после беседы купил около десяти картин периода «Голубой розы», в том числе знаменитые киргизские виды и жанровые сцены. Коллекция Чудновского наряду с коллекцией Георгия Костаки считается одной из лучших в России.

 

Татлин В. Мужской портрет. 1947

Богомазов К. Пейзаж с деревьями. 1910  

Богомазов К. Пейзаж с деревьями. 1910  
Богомазов К. Пейзаж с деревьями. 1910  

Сурис Борис Давыдович (1923-1991)

Студент Одесского строительного института, в 1941 году был мобилизован военным переводчиком, участвовал в сражениях на Дону, под Сталинградом, на Украине и в Польше, был четырежды ранен. После демобилизации в 1946 году поступил в ленинградскую Академию художеств. Писал монографии художников, статьи, составлял каталоги, работал главным редактором в изданиях «Художник РСФСР» и «Искусство».

 Коллекция

 

Борис Сурис собирал работы «мирискусников» Георгия Верейского и его учителя Бориса Кустодиева, приобрел около 30 работ Петрова-Водкина, из авангардистов выделял Наталию Гончарову, интересовался художниками довоенной ленинградской школы. После смерти Суриса его коллекция разошлась по музеям и частным собраниям.

Т. Маврина (Лебедева). Портрет Павла Давыдовича Эттингера. 1941

Ермолаева В. Пейзаж с голубым заливом. 1930

Ермолаева В. Пейзаж с голубым заливом. 1930
Ермолаева В. Пейзаж с голубым заливом. 1930

Подлинник или подделка: почему выставка работ Энди Уорхола в Москве вызвала скандал 

 

Афанасьев Игорь Дмитриевич (1904-1969)

Выпускник химического факультета петроградского Политеха, занимался исследованиями в области нефтехимии. Начал коллекционировать русское искусство еще в студенчестве. Был арестован в 1937 году на 10 лет, его коллекцию конфисковали, передали в музеи и библиотеки, часть уничтожили. Вернувшись из мест заключения, он продолжил работать и возрождать коллекцию.

Через 3 года был снова арестован и отправлен в бессрочную ссылку в Норильск. Часть коллекции сохранил у себя его друг. После освобождения в 1955 году и до самой смерти Игорь Дмитриевич продолжал пополнять свое собрание искусства.

Коллекция 

Перед первым арестом и конфискацией шедеврами коллекции Афанасьева были «Портрет Ивана Щукина» Мартироса Сарьяна, полотна Бориса Григорьева, Бориса Кустодиева и других художников «Мира искусства». Сегодня коллекцию Афанасьева хранят его наследники, она известна собранием работ «мирискусников».

 
М.Сарьян. Портрет Ивана Щукина. 1911
М.Сарьян. Портрет Ивана Щукина. 1911

М. Сарьян. Портрет Ивана Щукина. 1911

Бушен Д. Итальянский театр. 1923

Битва за зрителя и искусство. Как устроена экономика частного музея в Москве 

Ласкин Семен Борисович (1930-2005)

Писатель, драматург. В 1956 году окончил Первый медицинский институт, чтобы продолжить семейное дело и стать, как отец, врачом. Больше 10 лет работал в реанимации, но в 1973 году окончательно оставил медицину ради литературы.

 

Дружба с писателем и коллекционером Геннадием Гором подтолкнула его собирать собственную коллекцию. Ласкин много занимался выставочной деятельностью, организовывая в залах ленинградского Дома писателя выставки искусства, запрещенного для показа в государственных музеях. Почти 50 лет вел дневник, много писал о современных ему художниках. Эти труды вышли в виде книги «Одиночество контактного человека» в прошлом году.

Коллекция

Собирал искусство около 40 лет. Интересовался работами «Круга художников», дружил с учениками Филонова, Шагала, Матюшина. Открытие Ласкина — художник-«круговец» Калужнин, чьи работы считались пропавшими, и другие мастера авангарда.

Свиненко Н. Яхт-клуб. 1930-е

 

Русаков А. Порт. 1930-е

Калужнин В. Городской пейзаж. 1930

Калужнин В. Городской пейзаж. 1930
Калужнин В. Городской пейзаж. 1930

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+