К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Всем по потребностям: возможен ли мир без коммерции после 2020-го

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Крах капитализма в том виде, в каком он есть сейчас, неизбежен — в этом уверены экономисты, социологи, ученые-философы и футуристы. Ресурсы планеты истощились, неравенство между людьми обостряется. Чем мы можем заменить существующую модель экономики и какую роль в новом мире будут играть НКО — рассказывает директор фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова

«Человечество в настоящее время использует природу в 1,75 раза быстрее, чем восстанавливаются экосистемы нашей планеты», — сказал в 2019 году Матис Вакернагел, основатель Global Footprint Network (GFN). Он назвал пожары того года и сокращение питьевой воды «следствием превышения экологического бюджета планеты».

Римский клуб (международная организация, занимающаяся изучением глобальных проблем современности; создана общественным деятелем Аурэлио Печчеи. — Forbes Life) подсчитал, что последствием капитализма станет увеличение количества трудовых мигрантов к 2050 году до 140 млн человек, а экономическая модель, воспевающая конкуренцию, уже привела к тому, что наемные работники  намного несчастнее, чем были когда-либо.

При капитализме здоровье окружающей среды и благополучие людей второстепенны. Даже прогрессивное налогообложение, закон о котором 23 ноября одобрил Владимир Путин, — это попытка компенсировать отток богатства от рабочего класса к владельцам крупных корпораций. Пандемия 2020 года, по мнению участников Римского клуба, — идеальный момент, чтобы перейти с экстрактивной (извлекающей) экономики к регенерирующей (восстанавливающей).

 

Добро и деньги. Как кризисы научили россиян делиться с ближними 

Что такое новая регенерирующая экономика? 

Неоэкономика — система, где услуги и технологии преобладают над материальными активами, одновременно снижая расходование природных запасов Земли и сохранение человеческих ресурсов. Эту модель называют регенерирующей и природоцентричной, основывающейся на принципах, по которым миллионы лет существуют экологические сообщества: изобилие процветает на «краях» систем. Например, в местах слияния рек и океана существует больше форм взаимодействий живых существ. Такой же коллаборацией пограничных систем должна стать и экономическая система. Важную роль этого принципа в неоэкономике описал импакт-инвестор Capital Institute Джон Фуллертон.

 

Коллаборация секторов

Именно на принципе коллаборации основывается проект «Четвертый сектор», созданный и возглавляемый Иберо-американским генеральным секретариатом SEGIB и Программой развития ООН. Он встраивает новую систему коммуникации в прежнюю экономическую модель, чтобы объединить и улучшить эффект от деятельности государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Такая модель подразумевает устойчивость мировой экономики.

12,5 млн работников non-profit сектора — это в два раза больше людей, чем финансистов и страховщиков во всех Соединенных Штатах

НКО в этой системе отводится такая же важная роль, как государству и бизнесу. Некоммерческий (третий) сектор больше не решает какие-то частные проблемы и не удовлетворяет исключительно те потребности, которое не может удовлетворить государство. Он полноценно встраивается в экономическую систему для глобальной пользы мировому сообществу и природе.

В 2017 году в США НКО заняли третье место по количеству рабочей силы, уступив лишь торговле жильем и продуктами питания. 12,5 млн работников non-profit сектора — это в два раза больше людей, чем финансистов и страховщиков во всей Америке, и на 81% больше, чем работников, занятых в строительстве. В том же году НКО выплатили $670 млрд заработной платы — больше только в профессиональных технических услугах и на производстве. Это последние точные исследования США, проведенные до того, как началась пандемия, лишившая дохода 1,6 млн работников НКО.

 

Мораль vs прибыль: почему благотворительные фонды имеют право зарабатывать деньги 

Несмотря на то, что третий сектор оказался самым уязвимым для экономического кризиса, в мире все еще насчитывается 10 млн НКО, которые снимают головные боли государства в науке, образовании, охране окружающей среды, спорте, социальной сфере — от поиска лекарства и борьбы с таянием ледников до сохранения культурно-этнического разнообразия мира. Ученые университета Джона Хопкинса пришли к выводу: если бы НКО всего мира были бы единой страной, то это была бы пятая по величине экономика.

Некоммерческий подход 

А что если представить мир, в котором бы вся экономика перешла к некоммерческим организациям или они играли бы ведущую роль в ней? Ответу на этот вопрос посвятили свои исследования специалисты Стокгольмского университета Дженнифер Хинтон и  Донни Макларкан, авторы книги How on Earth: Flourishing in a Not-for-Profit World by 2050. Они изучили, возможна ли некоммерческая экономика в принципе и какие будут барьеры на пути к ней. По их мнению, при таком подходе прибыль превратится из капитала руководителей крупных корпораций в инструмент, помогающий организациям выполнять свои миссии.

Хинтон и Макларкан рассматривают переход к преобладанию НКО в экономике как эволюцию существующей системы, вызванную культурным сдвигом. Человеческая природа склонна к кооперации и взаимопомощи, и эти потребности ярко проявились у поколения Z в таких качествах как альтруизм, забота о ментальном здоровье и окружающей среде.

Старые принципы капитализма, выражающиеся в бесконечном наращивании прибыли и личных материальных благ, им чужды. Потребности поколения, которое становится наиболее платежеспособным сейчас, ближе к миссии некоммерческих организаций. Это проявляется в совместном потреблении, безотходном производстве, а главное — в изменении мотивации с наращивания личных благ на общественные. Для выбора профессии или работы поколению Z недостаточно высокой заработной платы и комфортного рабочего места, им нужна высшая цель и осмысленность действий.

 
Собственные проекты НКО позволяют не только качественнее оказывать помощь благополучателям, но и создавать новые рабочие места.

Яркий пример — бангладешская компания BRAC, где сейчас работает больше 110 000 человек. Это самая большая НКО в мире. BRAC основал экс-финансист и социальный активист Фазле Хасан Абед для восстановления страны, разоренной войной и геноцидом. За свои заслуги в борьбе с бедностью и расширении прав бедных он был награжден орденом и посвящен в рыцари в Великобритании, а в 2014 году занял 37 место в списке 50 величайших лидеров мира. В 2014 году выручка организации составила $720 млн. Организация помогала строить дома, восстанавливать сельское хозяйство, поднимать медицину в стране. Когда острые проблемы были решены, BRAC занялась долгосрочным планированием медицинских и образовательных услуг для бедных слоев населения. Компания существует за счет дочерних предприятий, прибыль от которых идет на решение проблем населения и административные расходы.

Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность

Аналогичную экосистему создает российский фонд «Дети-бабочки». Удовлетворяя потребности благополучателей, он решает важные экономические и социальные вопросы. На это направлены проекты фонда в области рекламы — MediaDonors, развлечений — MD Video, образования — онлайн-академия Skil for Skin, а также Регистр генных дерматозов, построенный на основе технологий BigData и AI. Кроме того, собственные проекты НКО позволяют не только качественнее оказывать помощь благополучателям, но и создавать новые рабочие места.

«Дети-бабочки» — далеко не единственный пример системной работы НКО в России. Фонд «Живой» занимается помощью лечебным учреждениям, просветительской деятельностью, поддержкой научных проектов. Фонд «Старость в радость» занимается не только медицинским, социальным обеспечением пожилых людей, но также создает палитру форматов волонтерского участия и занимается внедрением и разработкой методологии «Системы долговременного ухода». Список можно продолжать, и он постоянно растет.

 

Бесконечное реинвестирование

В качестве примера перехода на некоммерческую основу Хинтон и Макларкан рассматривают банки. Если у них не будет акционеров и владельцев, деньги будут циркулировать исключительно внутри системы, а появляющиеся излишки могут быть направлены на выполнение социальной миссии: снижение процентных ставок по кредитам, увеличению — по депозитам, обеспечивая финансовый поток, который постоянно будет в обороте, а не станет накапливаться в руках богатых людей.

Как утверждают авторы исследования, это уже работает в реальном мире: американские некоммерческие кредитные союзы предлагают своим членам более высокую доходность по депозитам, более низкие ставки по кредитам. Некоммерческие досуговые компании в Великобритании более востребованы, чем фитнес-центры, которые принадлежат бизнесу.

Бизнес и благотворительность: Дапкунайте, Алешковский, Хаматова, Яновский и другие представители НКО и бизнеса за круглым столом Forbes Life

Если представить, что весь сектор торговли, финансовых предприятий, производства перейдет на некоммерческую основу, то отпадет потребность в постоянном увеличении ресурсов, так как деньги не будут выводиться и накапливаться у держателей бизнеса, а будут бесконечно реинвестировать для развития организаций и благополучия людей и планеты. Чтобы быстрее перейти к неоэкономике с преобладанием НКО, необходимо менять систему образования и просвещения, подвергать капиталистическую модель сомнениям и увеличивать осведомленность населения о преимуществах новой экономической системы.

 

Почему мы еще не в будущем

Главные противники некоммерческого подхода в экономике — крупные корпорации, руководству которых сложно представить, что мир не вращается вокруг накопления прибыли. Еще одна проблема — это инертность работников коммерческого сектора, которым будет тяжело изменить внутреннюю мотивацию и переориентироваться на общественную пользу, а не на гонку за деньгами. Вот что об этом думают Хинтон и Макларкана: «Только тогда, когда прибыль станет средством достижения цели, а не самоцелью, экономика сможет удовлетворить социальные и экологические потребности».

Сейчас работа НКО набирает обороты: третий сектор вовсю использует инструменты бизнеса, при этом не аккумулируя средства, а распределяя их между благополучателями. К тому же НКО учатся зарабатывать деньги на административные нужды и исполнение миссии организаций. Например, фонды «Нужна помощь» и «Подарок ангелу» реализуют свою брендированную продукцию, а «Ночлежка» в 2019 году организовал фестиваль «Ночлежка Fest». Фонд «Вера» обучает немедицинский персонал в рамках своей программы «Мастерская заботы», а «Дом с маяком» перепродает продукцию партнеров. Все это говорит о том, что представленная модель мира без коммерции не утопична, а вполне достижима в перспективе ближайшего столетия.

20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes

20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 лучших благотворительных фондов богатейших россиян. Рейтинг Forbes»
19 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости