Человек-оркестр Борис Грачевский: как создатель «Ералаша» дал глоток свежего воздуха нескольким поколениям

Фото Иванова Сергея / PhotoXPress.ru
Борис Грачевский Фото Иванова Сергея / PhotoXPress.ru
Художественный руководитель детского юмористического журнала «Ералаш» Борис Грачевский, ранее госпитализированный с коронавирусом, умер на 72-м году жизни. Каким был создатель «Ералаша» и режиссер киножурнала для «мальчишек, девчонок, а также их родителей», — вспоминает культурный обозреватель Forbes Life Ника Пархомовская

Фразу «Прощай, Вася!» знала вся страна. Впрочем, это далеко не единственная фраза, которая стала крылатой благодаря Борису Грачевскому и его «Ералашу». Как сегодня бы сказали, «мемы» сыпались из главного детского киножурнала как из рога изобилия. Яркие эпизоды запоминались и цитировались (чего стоит одна история про «Сорок чертей и одну зеленую муху» с Геннадием Хазановым). Заставка «Мальчишки и девчонки, а также их родители…» в одно мгновение собирала у экранов не только детей, но и взрослых, мирила целые семьи, объединяла поколения. Новые выпуски «Ералаша» ждали едва ли не больше, чем некоторые фильмы.

Продюсер Борис Грачевский и драматург Александр Хмелик неожиданно для всех вслед за выдающимися советскими писателями ушли в детскую тему, где цензура казалась не такой жесткой и было больше «позволено». Формально «Ералаш» бичевал нравы и для начальства позиционировался как что-то вроде детского «Фитиля» (изначально он даже называться должен был «Фитилек»), но фактически был не столько сатирическим, сколько юмористическим, по-настоящему веселым и поднимавшим настроение в довольно серой и безрадостной действительности. И еще в нем доставалось не столько двоечникам и прогульщикам, сколько глупым и неприятным взрослым, потому что Борис Грачевский был истинным другом детей и всегда занимал их сторону.   

В «Ералаше» было так много эксцентрики, что вольно или невольно его создатели провоцировали своих зрителей на развитие фантазии и иронического отношения к жизни. В выпусках детского киножурнала было так много смешных гэгов, что в каком-то смысле он отвечал за жанр эксцентрической комедии, столь любимый советскими зрителями, но мало распространенный в нашем кинематографе эпохи застоя. Монтаж аттракционов, перевертыши, озорная клоунада — всего это в «Ералаше» было с лихвой и даже больше. Да и в самом Грачевском с его взлохмаченными вихрами и широкой улыбкой было что-то от клоуна — недаром одно его появление вызывало у детей смех. 

«Ералаш» оказался глотком свежего воздуха не только для зрителей всех возрастов, но и для актеров, которые воспринимали его не только как подработку, но и как возможность подурачиться, расслабиться в кадре, вспомнить детство, стать самими собой. В «несерьезном» киножурнале снимались вполне серьезные и известные советские актеры. А еще «Ералаш» стал стартовой площадкой и трамплином для многих нынешних звезд: Яна Поплавская, Влад Топалов, Сергей Лазарев, Федор Стуков, Юлия Волкова из группы «Тату» и многие-многие другие начинали свой творческий путь как раз со смешных «ералашевских» историй. 

Выполнял «Ералаш» и важную популяризаторскую функцию: эпизоды киножурнала нередко оказывались экранизациями доселе неизвестных широкому читателю авторов забавных рассказов для детей, благодаря чему зрители узнавали новые имена или открывали хорошо знакомых писателей (от Агнии Барто до итальянца Джованни Моска) с новых необычных сторон. Не говоря уже о том, что игра с известными музыкальными темами, их цитирование, компилирование и обыгрывание в «Ералаше» порой были на такой высоте, что вызывали восторг даже у строгих музыкальных критиков.

Сын конферансье и библиотекаря, Грачевский с детства жаждал заниматься искусством. В 6 лет он вместе с отцом впервые вышел на сцену, в 10 поставил свой первый танец, а в 11 — новогодний утренник. После школы, правда, служил в армии и работал токарем на заводе, но потом страсть к кино все-таки взяла свое, и, попробовав себя в качестве грузчика на Киностудии им. Горького, Борис все-таки поступил на заочное отделение ВГИКа, который благополучно окончил 23 года спустя. Но если по образованию Грачевский был продюсером и успел поработать администратором на фильмах Роу, Донского и Шукшина, то по сути человеком-оркестром: писал сценарии, озвучивал текст от автора, ставил сюжеты и даже играл в некоторых из них. Он занимался благотворительностью, снимал кино, был членом жюри детского КВН, издал сборник юмористических изречений «Идиотизмы» и всегда оставался добрым клоуном, которого любили и дети, и взрослые.

Оставить на продленку: на каких курсах детей влюбляют в науку и искусство