«Невозможно делать выставки, когда любая акция власти может привести к разорению»: Центр фотографии им. братьев Люмьер заявил о закрытии

Фото Центра фотографии им. братьев Люмьер
Фото Центра фотографии им. братьев Люмьер
24 февраля, спустя 11 лет работы, на «Красном Октябре» закрывается один из самых успешных частных музеев Москвы. За эти годы музей провел 160 выставок отечественной и зарубежной фотографии. Основатель и владелец центра Наталья Литвинская о том, почему она решила прекратить музейную работу

Мы заканчиваем свою деятельность на «Красном Октябре» и уходим в формат галереи, привычный и успешный для нас последние 20 лет. «Галерея Люмьер» откроется уже в марте в собственном особняке на Большой Полянке. Проект, созданный в сотрудничестве с архитектором Евгением Ассом и его бюро. Уверена, что это пространство станет одним из немногих профессионально подготовленных для работы с коллекционной фотографией.

Наша деятельность будет сосредоточена на работе с коллекционерами, частными коллекциями, развитии собственного издательства, которое выпустило более 15 книг по российскому и западному фотоискусству. В планах — начало клубной деятельности, запуск обучающих лекционных программ, мероприятий. На 2021 год запланированы выставки в Санкт-Петербурге, Красноярске, Омске, Казани. Годовой проект уличных выставок, которые мы запустили с компанией «Донстрой» в период карантина, обязательно будет продолжен. Наша активная выставочная деятельность на «Красном Октябре» была лишь частью большого айсберга из того, что мы делали эти 11 лет. 

Переезд не спонтанное решение, я всегда мечтала работать в своем пространстве, не зависеть от арендных условий. Ситуация, с которой мы столкнулись в ушедшем году, подчеркнула и доказала эту жизненную необходимость для моего бизнеса. Любая экономическая и политическая нестабильность как лакмусовая бумажка показывает неустойчивость арт-рынка. Несмотря на успех, известность, удачу, которая нам сопутствовала все эти годы, невозможно постоянно балансировать на грани окупаемости. Мы прожили на «Красном Октябре» 11 лет. Это были хорошие годы. Мы провели более 160 выставок в Москве и регионах. Мы немало сделали для российской фотографии, показав нескольким поколениям москвичей историю и развитие фотографического искусства. Но не для кого не секрет, что такая деятельность — из разряда меценатских. А повышать цены на входной билет кощунственно по отношению к посетителям. По этому пути, как видим, пошли московские театры, став в большинстве своем недоступными для обычных людей.

Битва за зрителя и искусство. Как устроена экономика частного музея в Москве

Остров, на котором расположен Центр фотографии, все чаще становится изолированным, закрытым для входа. Никто из властей не задумывается, что происходит с организациями, которые ведут там бизнес. В 2017 году мы простояли полупустыми полтора месяца из-за перекрытий в связи со столпотворением около храма Христа Спасителя, в 2020-м полгода были закрыты на карантин. Собрали все силы, чтобы открыться в июле, но только запустили новые проекты, как нас закрыли в ноябре, лишив доходов в новогодние каникулы. На эти деньги центр держится на плаву как минимум полгода.

Пока мы были закрыты, на острове с размахом шла клубная жизнь. Над нами толпы людей бились за вход на концерты, а наши выставки стояли закрытыми. Не буду комментировать политику московских властей, но я уверена: им было не до нас, когда они принимали такие решения. Но все эти факторы влияли и будут влиять на то, что происходит с выставочной деятельностью в Москве.

Невозможно делать выставки, просчитывая бюджет до копейки, когда любая акция власти, будь то карантин, стройка или перекрытия из-за толп паломников, приводит к полному финансовому краху. Можно заниматься бесконечным инвестированием в выставочные проекты, а можно делать то дело, которым ты занимаешься лучше других, в собственном пространстве. Я выбрала второе.