К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

С VHS-кассет на Netflix: зачем стриминговые сервисы закупают аниме и создают собственные тайтлы

Кадр из аниме «Акира»
Кадр из аниме «Акира»
Стриминговые платформы продолжают воевать за зрителей и просмотры. Сегодня главным оружием Netflix и конкурентов стало японское аниме — сервисы соревнуются в количестве тайтлов и не жалеют бюджетов на сотрудничество со студиями анимации, чтобы создавать собственные сериалы

Интерес к японской визуальной культуре за пределами Японии начал набирать обороты в 1965 году, когда на американском телевидении начали трансляцию аниме «Астробой» — экранизации одноименной манги (японский комикс. — Forbes Life) художника и режиссера Осаму Тэдзуки. Очередной виток популярности случился на рубеже 1980-1990 годов, когда мангака Кацухиро Отомо выпустил аниме «Акира» — уже легендарный киберпанк про банды байкеров-подростков, детей-эсперов, военных и революционеров в декорациях Нео-Токио. «Акиру» создавали с самым большим по тем временам бюджетом в 700 млн иен ($6,3 млн по современному курсу). Спустя год этот рекорд побил Хаяо Миядзаки — его студии «Гибли» потребовалось 800 млн иен ($7,2 млн по современному курсу) на создание аниме «Ведьмина служба доставки».

В родной Японии за 1988 год «Акира» собрал в прокате 750 млн иен ($6,8 млн по современному курсу), а затем начал наступление на Запад. В 1989 году аниме появилось в ограниченном прокате в США, следом — в Великобритании, после чего вышло на VHS-кассетах. Распространением в Америке занимался Orion Pictures, в Великобритании — Manga Entertainment (специально созданное подразделение для дистрибуции аниме и манги компании Island). В мировом прокате «Акире» удалось собрать $49 млн, продажи кассет принесли еще $30 млн.

«Акира» получил статус культового аниме и образчика классической научной фантастики. Сестры Вачовски вдохновились творением Кацухиро Отомо при создании «Матрицы», а в образе Одиннадцать из «Очень странных дел» братьев Даффер четко прослеживаются отсылки к детям-эсперам из лабораторий Нео-Токио. Среди фанатов «Акиры» числится и Канье Уэст — он признавался, что аниме Отомо является для него большим источником вдохновения, и позднее доказал это в клипе Stronger.

 

Спустя годы после релиза «Астробоя» и «Акиры» мировой рынок анимации пополнился множеством японских произведений. Массовый успех получили франшизы «Сейлор Мун», «Покемоны», Dragon Ball и «Дораэмон», в последние несколько лет — «Наруто» и «Атака Титанов». Так, благодаря манге «Атака Титанов», созданной художником Хадзимэ Исаямой, японскому издательству Kodansha в 2014 году удалось увеличить выручку на 107,3% — это был первый рост прибыли компании за 19 лет. На 2020 год издательство продало 100 млн копий томов «Атаки Титанов», а студии, занимающиеся созданием одноименного аниме, сообщали об увеличении прибыли.

Последняя глава манги «Атака Титанов» выйдет 9 апреля этого года. Аниме, по традиции, закончится позже. История неоднозначного противостояния человечества и гигантов подошла к концу — Исаяма поставил точку и, кажется, не планирует вновь возвращаться к произведению, которое прославило его на весь мир. Он хоть и давний поклонник манги Хирокихо Араки «Невероятные приключения Джоджо», но не готов по примеру коллеги постоянно заново изобретать главного героя и продолжать тем самым повествование. Исаяме, по его признанию, больше нечего сказать в рамках «Титанов», поэтому Kodansha ищет новый успешный тайтл, который повторит судьбу предшественника, обеспечив прибыль и издательству, и студиям анимации. К этой гонке на волне популярности японской визуальной культуры подключились западные гиганты стриминга.

 

Потоковая трансляция аниме

В феврале этого года стриминговый сервис Netflix объявил о начале сотрудничества с японской студией Wit — создателями первых трех сезонов «Атаки Титанов». Американская и японская компании совместно запустили «Академию анимации Wit», где будут готовить будущих художников аниме под руководством известных представителей индустрии — бывшего аниматора студии «Гибли» Хитоми Татэно, президента Wit Джорджа Вада и главного продюсера Netflix по аниме-контенту Таики Сакураи. Успешным ученикам Netflix обязался покрыть расходы на обучение ($5670) и проживание в Японии ($1417 в месяц). Такая щедрость, как и сам запуск академии, неспроста — после выпуска студенты будут трудиться над проектами студий Wit и дочерней Production I.G. для Netflix, который уже несколько лет вкладывается в аниме.

Новый Голливуд: как сервис сериалов по подписке оказался успешнее гигантов киноиндустрии

Сейчас каталог стриминг-платформы насчитывает несколько десятков тайтлов, среди которых самые популярные творения японской анимации — фильмы Хаяо Миядзаки, «Евангелион», «Стальной Алхимик» и «Блич». В 2019 году СМИ писали, что закупка аниме-контента станет оружием Netflix в войне с Disney+ — стриминговым сервисом признанного короля западной анимации Disney. Дело в том, что до запуска Disney+ мультфильмы The Walt Disney Company (Disney, Pixar, Marvel), присутствовали в каталоге Netflix, но с открытием официального стриминг-сервиса компании постепенно перекочевали туда. О перемещении мультсериалов стало известно еще в 2017 году, и Netflix, осознав скорую потерю контента и просмотров, начал закупать японские тайтлы. Это была лишь часть плана. В том же 2017 году руководители компании заявили, что планируют потратить $8 млрд на создание оригинального контента и часть этих денег будет направлена на разработку аниме. 5 января 2018 года на платформе состоялся релиз Devilman: Crybaby — экранизация манги Devilman 1972 года. В марте того же года вышел тайтл «B: The Beginning», а после еще несколько проектов — одним из последних стал аниме-сериал по игре Dota 2 «DOTA: Кровь дракона».

 

Такой богатый сервис, как Netflix, при стабильном доходе может позволить себе не зависеть от текущих трендов и экспериментировать, как переиздавая старые произведения (Devilman: Crybaby), так и выпуская тайтлы, рассчитанные на взрослую аудиторию (A.I.C.O. Incarnation). Анализируя успехи, можно сказать, что эти эксперименты не всегда проходят успешно. Если «Академия Ведьмочек» и Devilman: Crybaby были встречены высокими положительными отзывами зрителей, то NeoYokio можно считать провалом студии. Тем не менее, миссионерская деятельность Netflix в сфере аниме все больше и больше набирает обороты.

На выставке AnimeJapan 2021, которая прошла в марте в Токио, представители Netflix объявили, что в этом году выпустят 40 новых аниме — экранизаций манги и видеоигр, а также тайтлов по оригинальным сценариям. Иными словами, компания не жалеет средств на производство оригинального контента — ожидается, что в 2028 году в него будет вложено около $28 млрд.  Интерес к аниме растет из года в год, тот же Netflix в 2020 году сообщил, что количество пользователей, смотрящих аниме, увеличилось по сравнению с 2019 годом. Мировой рынок аниме также продолжает расти, если в 2020 году его объем составил $24,23 млрд, то к 2028 году при ежегодном росте в 8,8% он достигнет $43,73 млрд.

К тенденции активно подключаются и другие стриминговые сервисы: Hulu, Amazon Prime и HBO Max. В 2019 году HBO Max стал первой платформой, купившей права на трансляцию аниме студии «Гибли». Также в каталоге сервиса нашлось место запрещенной в России «Тетради смерти», сенэнам (жанр, рассчитанный на юношей от 12 до 18 лет. — Forbes Life) «Моб Психо 100» и «Hunter × Hunter», «Обещанному Неверленду» и «Прозе бродячих псов», где все персонажи названы в честь классиков японской, русской и американской литературы. Среди последних приобретений HBO Max — «Дитя погоды» Макото Синкая, которого часто называют «новым Миядзаки». «Дитя погоды», последняя на сегодняшний день работа Синкая, собрала в мировом прокате $193,4 млрд и выдвигалась Японией на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но в шорт-лист премии так и не попала.

Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка

Аниме в России

В России интерес к японской визуальной культуре зародился в эпоху видеобума 1990-х годов в основном среди школьников и молодежи. В то время лицензионной продукции почти не было, за исключением некоторых аниме, которые транслировали телеканалы. В 1996 году канал «2х2» начал показ «Сейлор Мун», а в 2000 году ОРТ купили права на трансляцию «Покемонов». Гораздо сильнее процветал рынок пиратской аниме-продукции — палатки с кассетами (позднее с DVD-дисками) с японскими тайтлами, зарубежными фильмами и сериалами были обязательными атрибутами торговых центров и радиорынков в конце 1990-х годов и до середины 2000-х.

 

С середины 2000-х годов подобные форматы постепенно начали терять актуальность, и сообщество аниме-пиратов перебралось в интернет, где обитает до сих пор. В тот же период рынок начал пополняться лицензиатами — в 2007 году появился один из крупнейших дистрибьюторов аниме в СНГ Reanimedia, а в 2008 году начало работу издательство манги «Истари-комикс». Обе компании функционируют и сегодня.

Почти за 30 лет в России индустрия японской анимации пережила несколько подъемов и спадов интереса к ней. С 2017 года популярность снова растет, что можно отследить по кинопрокату. Если в 2017 году в российских кинотеатрах показывали только «Твое имя» Макото Синкая, то уже в 2018 году количество фильмов выросло до семи. При этом в 2016 году в прокат не вышло ни одного аниме.

«Ренессанс» японской анимации в России начался во многом именно благодаря коммерческому успеху работы Макото Синкая «Твоё имя», которая собрала в мировом прокате $357,9 млн. Не без помощи хорошей рекламной кампании, фильм стал самым кассовым аниме за всю историю индустрии в странах СНГ, где собрал 50,7 млн рублей. По меркам кинопроката сумма не самая большая, но для рынка в СНГ — абсолютный рекорд. С тех пор в российском прокате появилось гораздо больше японских мультфильмов.  Увеличилось не только их количество, но и жанровое разнообразие. Так, если раньше отечественные лицензиаты издавали аниме, либо получившие статус культовых («Евангелион 2.22: Ты (не) пройдешь»), либо созданные известными режиссерами и студиями («Навсикая из долины ветров» Хаяо Миядзаки), то в анонсах после 2017 года можно заметить более «нетипичные» для российского рынка произведения. Например, в 2018 году в прокат вышли полнометражные мультфильмы «Девушки и танки» (4,2 млн рублей)  и «Проза бродячих псов: Фильм» (12,1 млн рублей). Также в 2017 году в России впервые появились зарубежные сервисы с лицензионной аниме-продукцией — американский Crunchyroll и французский Wakanim, устроенные по принципу онлайн-кинотеатров с базой аниме по платной подписке.

Несмотря на популярность аниме в России, некоторые сериалы здесь запрещены. В январе 2021 года Колпинский районный суд Санкт-Петербурга запретил к показу на нескольких сайтах сериал «Тетрадь смерти», который, по мнению доктора психологических наук Василия Белова, прививает детям и подросткам интерес к смерти. Также запрет коснулся «Токийского гуля» — он, по словам Белова, побуждает к людоедству и формирует садистские наклонности.

 

Неоправданная жестокость: насколько необходимы блокировки аниме

Будущее аниме на стриминговых платформах

Запрет ряда тайтлов в России — классическая история для японской аниме-индустрии, чьи сериалы на протяжении десятилетий на допускают к показу в ряде стран. «Атака Титанов», например, запрещена к трансляции по ТВ в Китае, что все равно никак не влияет на популярность франшизы и самой отрасли. Об этом свидетельствует война стриминговых платформ за зрителей, в которой аниме стало одним из главных инструментов.

Времена, когда аниме считалось нишевым жанром, давно прошли, забрав с собой любительскую озвучку и субтитры, нелицензированные копии на VHS-кассетах и DVD. Сегодня сам Netflix «хочет стать домом для поклонников аниме, аниматоров и студий». Сервис стремится доставить любимые тайтлы фанатам более чем из 190 стран, а его по количеству предложений уже догоняют конкуренты — HBO Max, Hulu и Amazon Prime. Представители западной индустрии уверены, что потоковая передача аниме приведет к еще большей популярности японской анимации — главное, обеспечить сообщество сериалами, мангой, коллекционными фигурками и тематическими конвенциями.

Критики в адрес закупщиков японского контента тоже звучит немало. Так президент Funimation Гэн Фукунага выступил против Netflix, когда тот приобрел права на трансляцию «Евангелиона». Фукунагу можно понять: основанная им Funimation является крупнейшим дистрибьютором аниме и манги в США и Канаде. С 1994 компания занимается распространением японской анимации, среди которой космический вестерн «Ковбой Бибоп», «Моя геройская академия», Dragon Ball и One Piece. Сам Гэн вырос в США, но родился в Японии. Он любит японскую анимацию и считает «Евангелион» культовым произведением. «Честно говоря, Netflix готов значительно переплатить за что-то вроде «Евангелиона», независимо от рентабельности инвестиций. Я на 100% уверен, что мы бы лучше справились с управлением этого бренда», — прокомментировал покупку прав на трансляцию Фукунага. Сериал, по его мнению, мог просто затеряться среди огромного каталога стримингового сервиса, не получив должной маркетинговой кампании и не добравшись до зрителей.

 

Возможно, подобная судьба ждет и другие тайтлы, которые окажутся погребены под тоннами оригинального и купленного контента стриминговых платформ. Или, наоборот, усилиями Netflix и конкурентов японская визуальная культура окончательно завоюет Запад. При последнем сценарии возникает только один вопрос: смогут ли грядущие аниме, создаваемые по запросу западных платформ, сохранить свою национальную идентичность?

Не только «Рик и Морти»: почему мультсериалы для взрослых захватили онлайн-платформы

Не только «Рик и Морти»: почему мультсериалы для взрослых захватили онлайн-платформы

Фотогалерея «Не только «Рик и Морти»: почему мультсериалы для взрослых захватили онлайн-платформы»
5 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+