К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Одержать победу над лабиринтом»: как не заблудиться на выставке «Мечты о свободе» Новой Третьяковки

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
В Новой Третьяковке открылась выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», совместный проект с Государственными художественными собраниями Дрездена. Архитектор Даниэль Либескинд, автор пространственного решения выставки, рассказал Forbes Life, как не потеряться в созданном им лабиринте

Даниэль Либескинд — автор Еврейского музея в Берлине, Военно-исторического музея Вооруженных сил Германии в Дрездене и Еврейского музея в Сан-Франциско. Для выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» архитектор создал экспозиционное пространство, которое представляет собой лабиринт в виде двойной спирали, поделенный на тематические разделы. В экспозиции объединены работы крупнейших художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Александра Иванова, Карла Брюллова. Выставка продлится до 8 августа, после чего переедет из Москвы в Дрезден.

Закончили чтение тут

Как вы придумали такое необычное архитектурное решение?

— С самых первых дней работы над выставкой, когда я только начал изучать произведения и их историю, моей задачей было сделать так, чтобы работы «задышали» по-новому, перестали быть просто экспонатами из прошлого и вступили в диалог с настоящим. В процессе подготовки я пришел к выводу, что XIX век был самым важным периодом в истории человечества. Ни греки с римлянами, ни Возрождение, ни начало ХХ века, а именно XIX век. Это поразительно, но то, как мы сегодня видим наше прошлое и будущее, полностью продиктовано XIX веком. Это касается технологий, искусства, философии и всего остального. В этом сила и магия романтизма. Он полностью изменил наш мир.

 

В чем актуальность романтического проекта?

— Сегодня очень много ложных авторитетов и ориентиров, но это не значит, что пропали истинные. Искусство — это не какая-то прихоть или очередная точка зрения. Вы можете любить или не любить философию, но это не отменяет того факта, что есть истина и есть ложь. У романтической концепции определенно есть будущее.

Джоконда для зумеров: мировые музеи жаждут молодой крови

На выставке, как и в вашем проекте для Военно-исторического музея Вооруженных сил Германии в Дрездене, нарушается хронологический принцип. Почему?

— Вопрос не в том, сохранена хронология или нет. Гораздо важнее — оживить время, вернуть прошлое в настоящее, ведь на самом деле прошлое никуда не уходит. Оно остается с нами, просто порой становится невидимым. Одной из задач здания музея в Дрездене было напомнить о том, как прекрасный город был почти до основания разрушен бомбардировками. Я хотел буквально создать новую «точку зрения» — так появилась смотровая площадка, с которой можно видеть обновленную городскую панораму. При этом она находится внутри музея, посвященного войнам и видам вооружения. Это заставляет задуматься о реальности, вместо того чтобы погружаться в чувство ностальгии или сентиментальности. В этом смысле на выставке в Новой Третьяковке сформируется определенная хронология в вашем сознании, просто другим способом.

 

У посетителей наверняка возникнет вопрос, с чего лучше начать осмотр. Что вы им посоветуете?

— В названии выставки не зря есть слово «свобода». Задумка была в том, чтобы посетители следовали своей интуиции, своим собственным желаниям. Правильного порядка нет. Вы можете пройти выставку по разным маршрутам и обнаружить то, что станет результатом вашего выбора. Но вы точно ничего не пропустите.

Задача архитектуры — вызывать эмоции. Иногда об этом забывают

Но тогда получается, что у каждого зрителя сформируется свое представление о том, что такое «романтизм» и «свобода». 

— Не стоит недооценивать людей. Я уверен, они способны самостоятельно провести параллели между русским и немецким искусством, сформировать свое собственное отношение к заданной теме. Я верю, что зрители проявят творческий подход вместо того, чтобы просто переходить от картины к картине, читая этикетки. Хороший архитектор должен в первую очередь думать о людях. Задача архитектуры — вызывать эмоции. Иногда об этом забывают.

Какую эмоцию должен вызывать ваш лабиринт в Третьяковке?

 

— Честно сказать, не знаю. Сколько людей, столько и мнений. Вероятнее всего, в какой-то момент вы почувствуете себя потерянным, но если вас действительно интересует искусство, вы найдете свой собственный выход. Одержать победу над лабиринтом — это и значит обрести свободу.

«Музей — больше не для избранных»: Зельфира Трегулова об онлайне и жизни после пандемии

Как музейные пространства изменились за последние годы?

— Сегодня музеи совершенно точно не могут оставаться такими же, как когда они были построены. Аудитория изменилась — у людей есть новые технологии и новое понимание мира вокруг. Поэтому музеям приходится экспериментировать, чтобы заново привлекать посетителей.

Над какими проектами вы сейчас трудитесь?

 

— Я счастливый человек, у меня много заказов. Сейчас завершается работа над небоскребом в миланском квартале City Life. Там уже стояли два огромных здания по проектам Захи Хадид и Араты Исодзаки. Теперь к ним присоединилась и моя башня. Я также работаю над зданием Еврейского музея в Лиссабоне. В сентябре в Амстердаме откроется Голландский национальный мемориал холокоста. Идет работа над проектами в Ницце, Лондоне и других городах.

У любого места есть своя память, которую нужно учитывать

— Отличается ли ваш подход к работе над разными проектами?

— Безусловно. Например, работа над жилым домом в Тель-Авиве будет существенно отличаться от работы над муниципальным комплексом в Финляндии. Каждый проект уникален. У любого места есть своя память, которую нужно учитывать. Универсального подхода быть просто не может. История крайне важна. И чаще всего это не та история, которую можно прочитать в книгах или в интернете. Вы должны ее сами прочувствовать: вглядываться в невидимое, прислушиваться к неочевидному.

От убежища отшельника до машины для жизни. Частные виллы лучших архитекторов современности

От убежища отшельника до машины для жизни. Частные виллы лучших архитекторов современности

Фотогалерея «От убежища отшельника до машины для жизни. Частные виллы лучших архитекторов современности »
6 фото

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+