К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ребенок с обложки альбома Nirvana требует компенсации: сможет ли он выиграть суд

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Спенсер Элден, чья детская фотография изображена на обложке альбома Nevermind группы Nirvana, подал в суд на музыкантов. Юрист Алина Чубова объясняет, почему этот случай не вполне вписывается в нормы «новой этики»

Американец Спенсер Элден, герой обложки альбома Nevermind группы Nirvana, подал иск в суд Центрального округа Калифорнии ко всем участникам группы и фотографу Киму Уэддлу с требованием компенсации морального ущерба в размере $150 000 с каждого. По мнению Элдена, фотография, сделанная 30 лет назад, нанесла ему необратимую детскую травму, группа «склонила его к сексуальной эксплуатации ради материальной выгоды», «снимок на обложке носит порнографический характер», что причинило ему непоправимые моральные страдания. 

Новая этика или злоупотребление правом?

Мы живем в то время, когда психологическая образованность мирового сообщества и популяризация новой этики и активного согласия становятся приоритетом. Эталонное в вопросе поддержки новой этики законодательство США обеспечивает защиту гражданам, которые стали жертвами сексуальных домогательств, харассмента, в том числе и на рабочем месте, и гарантирует компенсацию за моральный вред, а также применение санкций к работодателю и обидчику. Такое повышенное внимание к этой проблеме вселяет надежду и дает ощущение психологической защищенности, сегодня люди это понимают и активно отстаивают свои права. За последние 10 лет только по обращению в Комиссию по равным возможностям трудоустройства денежные выгоды по обвинениям в сексуальных домогательствах выросли с $41,2 млн до $65,3 млн. Но, как и всегда, есть другая сторона медали. Все ли поступающие иски и жалобы обоснованы? Может ли безобидный комплимент, проявление жесткого характера или реклама детских подгузников быть поводом к судебному разбирательству? 

Проблема новой этики должна иметь адекватные нешаблонные границы, очерченные конкретными обстоятельствами дела. Например, в августе 2019 года топ-менеджер кинокомпании Роберта ДеНиро Canal Productions Грэм Чейз Робинсон подала иск против своего работодателя, заявив о дискриминации по половому признаку. Интересно, что ее иск был подан после того, как сам Роберт Де Ниро и Canal Production подали иск против Робинсон, в котором утверждалось, что она злоупотребляла кредитными картами компании. История носит неоднозначный характер, похожа на злоупотребление в использовании хорошо «работающей» новой этики. Случай с Элденом и группой Nirvana тоже неоднозначен.

 

Сможет ли Элден выиграть суд против Nirvana?

Даже в США, Мекке борьбы за права человека, у Элдена мало шансов на взыскание сумм с Nirvana и вот почему:

  • Поведение Спенсера Элдена носит противоречивый характер и имеет признаки злоупотребления правом. Истец неоднократно делал ремейки на фото, приуроченные к дате выхода Nevermind, сделал татуировку с названием альбома на груди. Едва ли его поведение свидетельствует о причиненных страданиях и борьбе с ними. 
  • Статус фотографии не установлен. Во-первых, то, что Элден изображен на фото обложки, вовсе не означает, что он является правообладателем фото. Во-вторых, доподлинно неизвестно, имеются ли письменные доказательства согласия родителей Элдена на создание фотографии и ее использование в коммерческих целях. Тем не менее истец сам подтвердил факт получения родителями денежной суммы в размере $200, что может свидетельствовать об исполнении группой своих обязательств.
  • Фотография не имеет порнографических признаков. Как указывает адвокат истца, идея обнаженного ребенка, протягивающего руку к купюре, отсылает к секс-торговле, ребенок «выглядел как секс-работник». Этот довод абсолютно голословен. За 30 лет мнение об альбоме сложилось у двух поколений слушателей, однако изображение на обложке никогда не воспринималось как «детская порнография». Идея фото заключена в сатире на капитализм — основной повестке 80-х годов в политике Америки  — долларовая купюра, насаженная на рыболовный крючок, к которому с энтузиазмом плывет ребенок. Фотография носит художественный, культурный характер, который исключает признаки порнографии.
  • Суду следует установить надлежащих ответчиков. Как известно из открытых источников, права на альбом принадлежат не участникам группы, а главе компании Primary Wave Music Ларри Местелу. А продвижением альбома занимался лейбл Geffen Records. К тому же одним из ответчиков по иску должен быть бывший барабанщик группы Чэд Чаннинг, который ушел из группы за год до того, как было сделано фото. Значение для судебного исследования будут иметь момент передачи прав на альбом, условия договора отчуждения прав и конкретные обстоятельства дела.
  • Элден поменял свою позицию по отношению к  снимку после того, как обратился к Nirvana, чтобы узнать, будет ли группа участвовать в художественном шоу, которое он устраивает. Но его направили к менеджерам и юристам: «Почему же я все еще на обложке, если я настолько не важен?» — говорил Элден в интервью. Это похоже на обиду и желание отомстить, нежели на задетое достоинство и ущемление прав.

Можно сделать вывод, что у адвокатов Nirvana хорошее пространство для маневра при подготовке правовой позиции. Остается надеяться, что кейс послужит рычагом в перемещении фокуса внимания общества на действительные проблемы в сфере преступной деятельности по распространению детской порнографии, которые часто неразрешимы для пострадавшей стороны ни компенсацией, ни реабилитацией.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+