Климатические повстанцы, арктическое кладбище, панголины: гид по кинофестивалю ECOCUP

Фестиваль представляет российскому зрителю документальные фильмы из разных стран о том, что происходит на планете и с планетой, о людях и проектах, которые пытаются сделать мир лучше. Специально для Forbes Life кинокритик Наталья Серебрякова выбрала самые любопытные из них.
«Приручая сад»
Режиссер: Саломе Яши
Это фильм-путешествие по Грузии и наблюдение за изнурительной работой — переправкой больших столетних деревьев через огромную территорию. Чтобы зрители не думали, что это можно сделать с помощью простого оборудования, Яши доказывает: дерево в центре истории весит столько же, сколько пятнадцатиэтажный дом. Режиссер начинает свой фильм символическим кадром. У грузинского побережья, мимо рыбаков, по морю плывет одинокое дерево. Этот образ означает, прежде всего, бездушное уничтожение природы, исследованное в рамках документального фильма. Ответственный за эту пересадку деревьев — Бидзин Иванишвили, бывший премьер-министр Грузии и самый богатый человек в стране, владелец почти $6 млрд и коллекционер оригинальных картин Пикассо. В фильме мы видим подробный процесс выкапывания дерева с помощью десятков огромных труб, проложенных под землей. Затем дерево транспортируют ночью, используя фонарики и два массивных грузовика, которые медленно едут бок о бок. Вслед за этим выкапываются другие деревья, регулируются электрические кабели и даже создаются новые дороги — только для того, чтобы у Иванишвили был личный сад его мечты. Интервью рабочих и их семей открывает противоречивые мнения по поводу этого потрясающего факта, поскольку изысканное хобби бывшего премьера означает, что население сейчас имеет хорошо проложенные дороги, однако окружающая природа полностью уничтожена.
«Быстрая мода: Настоящая цена дешевой одежды»
Режиссеры: Жиль Бовон, Эдуард Перрен
Раньше покупка одежды была случайным событием — что-то, что происходило несколько раз в год, когда менялись сезоны или когда мы изнашивали то, что у нас было. Но лет двадцать назад все изменилось, потребление одежды за это время выросло вдвое. Одежда стала дешевле, трендовые циклы ускорились, а шопинг превратился в хобби. Но что такое быстрая мода? И как она влияет на людей, планету и животных? Магазины продают модную одежду, которую можно купить за мелочь, надеть несколько раз, а потом выбросить. Внезапно каждый может позволить себе одеться как селебрити или носить платье от кутюр. В 2013 году обрушился комплекс по производству одежды Rana Plaza в Бангладеш, в результате чего погибло более тысячи рабочих. Именно тогда потребители действительно начали сомневаться в быстрой моде и интересоваться истинной стоимостью этих пятидолларовых футболок. Быстрая мода составляет ключевую часть токсичной системы перепроизводства и потребления, которая сделала моду одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в мире. И больше всего от феномена быстрой моды страдают простые рабочие. Они работают 12 -15 часов в день за низкие зарплаты (ниже установленного законом минимума) в ужасных условиях труда. А химикаты с текстильных фабрик часто отравляют не только рабочих, но и местных жителей.
«Скорбь»
Режиссер: Андреа Цулкова
Наша скорбь связана с изменением климата — не через статистику и градусы цельсия, а посредством эмоций. Андреа Цулкова показывает, как беспокойство, вызванное экологическим кризисом, порождает новых повстанцев. Тридцать лет назад чехословацкая национальная скорбь из-за опустошенного ландшафта и отсутствия заботы об окружающей среде были одной из движущих сил бархатной революции. Вскоре страна вдохнула не только свободу, но и более чистый воздух. Однако три десятилетия спустя скорбь из-за климатической ситуации нарастает, сталкиваясь с невежеством и снова перерастая в бунт. Различные активистские движения меняют климатическую игру. Фильм Цулковой открыто исследует чувства, испытываемые, когда мы видим, что равновесию между планетой и людьми угрожает неминуемый крах. В основном речь идет о женщинах: режиссер считает, что зачастую именно женщины воспринимают и переживают изменение климата более непосредственно, чем мужчины.
«Шкурный интерес»
Режиссер: Паоло Соди
Панголины — самые распространенные млекопитающие для незаконной торговли. Хотя точный эволюционный путь SARS-CoV-2 неясен, ученые подтверждают, что коронавирус панголина мог передаться человеку. Ночью в камерунской деревне на опушке леса семилетний мальчик натыкается на мужчин, дерущихся из-за панголина. И 35 лет спустя организация «Двадцать пять» берет на себя ответственность за преступления против дикой природы. Руководитель операций и расследований в Последней организации великих обезьян (LAGA) Анджелиа Янг жила со своей семьей в Яунде, когда поняла, что панголинов убивают в рекордных количествах, поэтому она объединилась с базирующимся в Зимбабве Фондом Тикки Хайвуда (THF). С помощью THF Анджелия открыла двери первого реабилитационного центра для ящеров в стране, чтобы попытаться спасти чешуйчатое животное от исчезновения, прежде чем люди даже узнают о его существовании.
«Остров Буромского»
Режиссер: Ольга Стефанова
Одноименный остров, покрытая льдом холодная земля, о которой мало кто слышал, находится у побережья Антарктики. В течение многих лет островок исследовали полярники, которые пожертвовали собственными семейными отношениями или даже жизнями ради него, не получив должного признания. Это они или их родственники рассказывают зрителям истории о том, каково было жить на краю света. Эти уникальные отчеты сопровождаются архивными фотографиями и записями. На острове, прямо на скалах, стоят саркофаги, в которых покоятся люди, о которых не пишут в учебниках географии. Но без них было бы невозможно освоение Антарктиды.
