К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

От поганок до Буратино: в Зарядье показывают классиков московского концептуализма

До 30 ноября в медиацентре парка «Зарядье» проходит выставка номинантов 2-й Московской арт-премии (2-МАП), где представлены работы как молодых, так и именитых художников. В рамках выставки классики московского концептуализма Игорь Макаревич и Елена Елагина показывают фрагменты своей ретроспективы «Обратный отсчет»

Ретроспектива  Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Обратный отсчет» прошла в этом году в Московском музее современного искусства при поддержке XL Галереи. Для экспозиции на выставке в «Зарядье» авторы выбрали художественный проект «Русская идея» из коллекции РОСИЗО. Forbes Life показывает пятерку знаковых работ и рассказывает их историю.

«Закрытая рыбная выставка»

«Закрытая рыбная выставка»

В 1935 году четверо молодых советских художников отправились на Каспий, написали серию этюдов на тему, как устроена рыбная промышленность в СССР, и провели «Закрытую рыбную выставку» в астраханском доме партактива. Спустя полвека, в 1990 году, Игорь Макаревич и Елена Елагина неподалеку от своей мастерской нашли пачку каталогов этой выставки, в которых не было изображений, а лишь названия произведений, причем довольно неожиданные: «Тоня Краснознаменная», «Убойная палатка», «Матка Микоян». Художники устроили постмодернистскую реконструкцию, создав свои 70 версий из 150 «рыбных» работ, мало напоминающих оригиналы. Это был их первый совместный проект.

Новый Буратино

Новый Буратино

Проект Homo Lignum («Человек деревянный»), по словам художников, появился на свет благодаря еще одной по-советски абсурдной истории. В начале 1930-х на литературной сцене ненадолго появилась «бездарная писательница» Новикова-Вашенцева. Она получила путевку в жизнь от Горького, которому рассказала байку о том, что муж ударил ее по голове поленом и она очнулась с непреодолимым стремлением сочинять романы и повести. Из мифического полена Новиковой-Вашенцевой художники придумали «нового Буратино» — бухгалтера, а затем сторожа мебельной фабрики Николая Ивановича Борисова. Это вымышленный персонаж, который воображает, что сделан из дерева и собирает в своей коммуналке странную коллекцию плотницкого инструмента, старые фото и «череп Буратино» — одновременно страшный и смешной. Впоследствии Елагина потеряла интерес к деревянному бухгалтеру, и Макаревич продолжил писать его историю в одиночку, создав проект «Музей Борисова».

Мухоморная башня

Мухоморная башня

В 2003 году художники представили проект «Паган» — от латинского paganus («языческий») и производной от него русской «поганки», то есть ядовитого гриба. Артистическая мистификация базировалась на том, что язычники Древней Руси охотно потребляли галлюциногенные грибы. Проект составили главным образом фотоколлажи, где грибы «срастаются» с памятниками советской архитектуры, включая мавзолей Ленина и планетарий. Центральный объект — объемный мухомор, из шляпки которого «вырастает» модель татлинской башни. В 2009 году «Мухомор» Макаревича и Елагиной выставлялся в венском Kunsthistorisches Museum в одном зале с «Вавилонской башней» Питера Брейгеля Старшего. На материале «Пагана» в буквальном смысле выросли новые грибы — проект «Грибы русского авангарда».

Шкаф буханок

Шкаф буханок

В 2007-м художники от «псевдофольклористики» перешли к «псевдофилософии», представив инсталляцию «Русская идея». В ней 12 портретов философов и писателей, рассуждавших об особом пути России (от Достоевского до Циолковского, от Соловьева до Бердяева), соседствуют с книжным шкафом, набитом буханками реального хлеба. Это намек на опору «русской идеи» — крестьянство — и его судьбу в ХХ веке. По утверждению художников, они своей инсталляцией иллюстрировали печально знаменитый исторический эпизод — «Философский пароход», на котором из Советской России принудительно отправили в эмиграцию философов.

Анализ искусства

Анализ искусства

Опыт венской интервенции был развит художественным дуэтом в 2015 году, когда Макаревич и Елагина «захватили» Третьяковку — залы работ советских художников 1940-1950-х годов. Инсталляции из прежних проектов были скомпонованы в новую экспозицию «Анализ искусства», образовав масштабные инсталляции: «Атрибуты искусства», «Значение искусства» и «Познание искусства». По словам художников, «Анализ» страшно возмущал ветеранов, которые в честь 70-летия Победы приходили посмотреть на портреты советских воинов и полководцев.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021